Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 01:47, контрольная работа

Описание работы

Процессуальным законодательством расширена сфера действия и другого основного принципа гражданского и арбитражного процессуального законодательства — принципа диспозитивности. В соответствии с этими принципами, лежащими в основе гражданского и арбитражного судопроизводства, существенно изменились роль суда в собирании доказательств по делу, а также условия и порядок вступления прокурора по собственной инициативе в спорные гражданско-правовые отношения. По сути, вмешательство прокурора в гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные правоотношения обусловлены исключительно публичными (государственными) интересами.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………………2

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве…………………………………6

Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве ……………………………….16

Заключение……………………………………………………………………………….23

Приложение № 1…………………………………………………………………………24

Приложение № 2…………………………………………………………………………27

Список использованных источников и литературы...…………………………………29

Работа содержит 1 файл

Контр. раб.№7 (чистовик.docx

— 61.74 Кб (Скачать)

     Дела  об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и  законные интересы лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 АПК РФ. Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности.

     Дела  об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ. Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

     При подготовке заявлений о признании  ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ);

     • с иском о признании недействительными  сделок, совершенных органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

     • с иском о применении последствий  недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

     Закон (ст. 65 АПК РФ) устанавливает общее  правило распределения бремени доказывания по арбитражному делу: оно возлагается на то лицо, участвующее в деле, которое ссылается на конкретное обстоятельство как на основание своих требований или возражений. У суда нет ни обязанности, ни права собирать информацию по собственной инициативе и без ведома лиц, участвующих в деле.

     Это правило в полной мере распространяется и на прокурора, не имеющего в арбитражном  деле собственного материально-правового  интереса.

     В этой связи чрезвычайно важно  дать правильную юридическую квалификацию спора, как при подготовке искового заявления, так и непосредственно в суде. С корректировкой квалификации изменяется круг и характер доказательственного материала по делу.

     Применительно к доказательственной базе по арбитражному делу вся деятельность прокурора  должна способствовать полной и всесторонней оценке доказательств судом при соблюдении следующих основных требований: относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

     Прокурор, непосредственно участвующий в  арбитражном процессе, пользуется в  полном объеме правами, предоставленными участникам процесса. Он, в частности, вправе знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитражного процесса вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа, обжаловать судебные акты. Прокурор формирует свою позицию в судебном заседании на основе закона, материалов дела и своего внутреннего убеждения и не связан доводами искового заявления.

     Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле (п. 4 ст. 52 АПК РФ).

     АПК РФ 2002 г. содержит новеллу, закрепляющую право прокурора вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Это право может быть реализовано только по делам, которые в соответствии с п. 1 ст. 52 АПК РФ инициируются по искам (заявлениям) прокуроров. Право на участие в процессе может быть реализовано прокурором (должностным лицом соответствующей прокуратуры), имеющим право на обращение с исковым заявлением (заявлением) в данный арбитражный суд. При этом объем процессуальных полномочий, порядок и условия их реализации идентичны тем, которые имеет прокурор по делам, возбужденным по его искам (заявлениям).

     Вступление  прокурора в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение  законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ должен принимать прокурор субъекта РФ или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление. Несмотря на то что принятие решения о вступлении в дело прокурора непосредственно арбитражным судом в кодексе не предусмотрено, в случае вынесения судом соответствующего определения следует рассматривать и этот вопрос с учетом требований ст. 52 АПК РФ.

     Все участвующие в деле лица вправе подать апелляционную жалобу на решение  арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. При  этом следует иметь в виду, что согласно ст. 257 АПК РФ прокурор как лицо, участвующее в деле, также обращается в апелляционную инстанцию с жалобой, а не с протестом. Апелляционная жалоба может быть подана Генеральным прокурором РФ, его заместителем, прокурорами субъектов РФ, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и их заместителями, обратившимися с иском. Апелляционная жалоба составляется в соответствии с требованиями ст. 260 АПК РФ. Прокурор, подавший апелляционную жалобу, обязан направить другим лицам, участвовавшим в деле, копии жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют (п. 4 ст. 260 АПК РФ).

     Прокурор, подавший жалобу, участвует в апелляционном процессе, обосновывая доводы, содержащиеся в жалобе. При апелляционном разбирательстве дело подлежит полному повторному рассмотрению. Этот институт арбитражного процессуального законодательства предназначен для проверки законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу, осуществляемый коллегией в составе не менее трех судей.

     Вступившие  в законную силу решения всех арбитражных  судов РФ могут быть пересмотрены в кассационной инстанции (в федеральных арбитражных судах округов) по кассационным жалобам Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и их заместителей. Требования к содержанию кассационной жалобы закреплены в ст. 277 АПК РФ. Прокурор, подавший кассационную жалобу, участвует при рассмотрении дела в кассационной инстанции. Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов с точки зрения их соответствия требованиям материального и процессуального законодательства.

     Дела  в порядке надзора рассматривает  только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, и поэтому надзорную стадию можно рассматривать как исключительную. Основаниями к отмене или изменению в порядке надзора решения, вступившего в законную силу, являются:

     1) нарушение единообразия в толковании применении арбитражными судами норм права;

     2) препятствие принятию законного  решения по другому делу;

     3) нарушение прав и законных  интересов неопределенного круга  лиц или иных публичных интересов.

     Надзорное производство возбуждается на основании  заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, ходатайствующих  о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

     Право обращения в Высший Арбитражный  Суд РФ предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ). Представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, т.е. возбужденным по искам и заявлениям прокурора, а также по тем делам, по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ. Представление в Высший Арбитражный суд РФ может быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (в кассационном порядке).

     Вопрос  о принятии заявления или представления  к производству рассматривается  судьей Высшего Арбитражного Суда РФ. Представление после его принятия к производству рассматривается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

     В случаях возникшей необходимости  пересмотра решения арбитражного суда в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, имеющими существенное значение для судьбы дела, возбужденного по иску (заявлению) прокурора, прокурор обращается с заявлением в арбитражный суд, принявший решение по этому делу. Однако обращаться с соответствующим заявлением в арбитражный суд обладает правом прокурор, по иску (заявлению) которого было возбуждено дело судом. В суде прокурор поддерживает внесенное им заявление.

     Генеральный прокурор РФ вправе принимать участие  в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Ему же предоставлено право обращаться в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по арбитражным делам. 

     Заключение.

     Прокуратура – исторически сформированный орган  универсального правового надзора, который непосредственно вовлечен в сферу разрешения судами дел, вытекающих из публичных правоотношений, и тем  самым может рассматриваться  как функциональная часть административной юстиции России.

     На  современном этапе наиболее эффективным  средством воздействия прокуратуры  на процесс нормотворчества и  правореализации выступает обращение  с заявлением в суд в защиту интересов определенных лиц либо публичного интереса. Данное полномочие предполагает единство выявления противоречащих закону и иным правовым нормам актов  представительных и исполнительных органов публичной власти и оспаривания  их в суде (как следствие такого выявления).

     Особое  место прокурора в рамках системы  судебного нормоконтроля как  функции административной юстиции  в России обусловлено тем, что  в ходе судебного разбирательства  прокурор не обязан, в отличие от иных субъектов процесса, доказывать наличие фактического нарушения  чьих-либо прав и свобод, поскольку  обращение в суд вызвано защитой  публичного, не персонифицированного интереса.

     В заключение следует отметить, что  прокуратуре отводится одна из ключевых ролей в сфере гражданского и  арбитражного процесса, о чем свидетельствуют  приведенные процессуальные нормы. Участие прокурора в российском гражданском судопроизводстве может  быть признано его качественной характеристикой, составной частью данного института. Эффективность функционирования судопроизводства в Российской Федерации обусловлена  адекватным реагированием прокуратуры  на спорные ситуации в динамике публичных  правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве