Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 19:39, курсовая работа
Конституция - это закон законов, высший закон государства. Право - ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях [1] . В современных исследованиях отмечается возрождение интереса к проблемным вопросам конституционализма. Конституционализм становится необходимым условием движения государства к господству права.
Ведение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Определение полномочий судов общей юрисдикции РФ по применению конституции РФ……………………………………………….… . 6
1.1. Система судов общей юрисдикции Российской Федерации…………..…. 7
1.2. Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия……………………………………………………………………... 10
1.3. Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия……………. ..13
1.4. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия…….. 14
1.5. Военные суды: структура и компетенция……………………………….. 16
Глава 2. Суды общей юрисдикции в судебной системе России…………….. 19
2.1. Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и Конституционного Суда РФ…………………………………………………… 19 2.2. Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и конституционных (уставные) суды субъектов Федерации. ……………..….. 22
2.3. Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. …………………………………………...…………… 24
Заключение ……………………………………………………………………... 27
Список используемой литературы ……………………………………………..
Заключение
В действующей Конституции РФ закреплен принцип прямого действия конституционных норм. В условиях становления правового государства этот принцип играет немаловажную роль. Прямое действие Конституции наиболее ярко отражает новую схему взаимоотношений человека и государства, характеризующуюся возросшей ролью личности, объявлением человека, его прав и свобод высшей ценностью. Однако, несмотря на то, что с момента принятия новой Конституции прошло уже более 15 лет, в научной литературе до сих пор не сложилось общепризнанного подхода к определению данной юридической конструкции.
Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[1]. К сожалению, содержание данной статьи не позволяет составить четкого представления о том, что же подразумевается под прямым действием Конституции. Существует мнение, что значение рассматриваемой юридической конструкции было бы более понятным при условии четкого изложения доктрины прямого действия в материалах Конституционного совещания. Однако, положение о прямом действии конституционных норм не вызвало дискуссии.[2] В научной литературе отмечается, что «зачастую прямое действие норм Конституции сводят к информативному воздействию основного закона на сознание граждан»[3]. Но такой подход не позволяет определить, в чем заключается основное значение и специфика прямого действия Конституции.
Представляется, что наиболее точно специфику и особенности, а главное роль и значение рассматриваемой юридической конструкции отражает определение, сформулированное профессором Малько, который под прямым действием Конституции понимает «юридическое свойство Конституции, заключающееся в ее способности быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно, на основе ее предписаний разрешаются все дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти»[4].
Несомненно, Конституция играет неоценимую роль в правовой системе современной России, оказывая информационное, психологическое и социальное воздействие на участников общественных отношений и в этом проявляется действие Конституции, основанное на ее свойствах и функциях, а также на юридической природе и месте в правовой системе. Однако прямое действие играет особо важную роль как специально-юридическая форма действия.
Прямое действие конституционных норм проявляется, прежде всего, в сфере прав и свобод человека и гражданина[5]. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»[6]. Данное положение, конкретизированное в этой же статье, означает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина имеют высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ, и суды при разрешении споров обязаны обеспечить их применение.[7] Следовательно, прямое действие конституционных норм помогает осуществлять защиту конституционных прав и свобод, в случаях, если нет конкретизирующего эти нормы закона или иного правового акта, отсутствие которых не может быть признано основанием для отказа в их защите.[8] «Конституция – не пропагандистский документ, а нормативно-правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах»[9]. Некоторые учёные даже предлагают рассматривать в качестве первого и основного признака прямого действия конституционной нормы реальное и прямое применение этой нормы судами общей юрисдикции.
Прямое действие Конституции имеет большое значение не только для правоприменителей, но и для субъектов различных правоотношений, реализующих свои субъективные юридические права. Они могут активно использовать конституционные нормы и активно ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции. Прямое действие Конституции помогает субъектам правоотношений использовать наиболее выгодно положения Конституции для защиты своих прав, свобод и законных интересов[10]. Прямое применение конституционных норм также играет важную роль при разрешении юридических коллизий, для преодоления пробелов в праве[11]. Кроме того, прямое действие Конституции имеет большое значение для повышения уровня правовой культуры, для последовательного укрепления уважительного отношения граждан к Основному Закону страны, которое невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе ежедневно, что на защите их прав и свобод стоит именно Конституция.[12]
В заключении
хотелось бы сказать, что, к сожалению,
в настоящее время прямое действие
Конституции ассоциируется
Стоит
отметить, что на пути у реализации
принципа прямого действия Конституции
возникают некоторые
[1] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 20.
[2] Кравец И. А. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 3.
[3] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 94
[4] Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 157.
[5] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 34.
[6] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 24.
[7] Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: «Права человека», 1996. С. 56.
[8] Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР. Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42.
[9] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 7.
[10] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. С. 510.
[11] Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 59.
[12] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 99.
Список используемой литературы
1. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. - С.201.
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.
3. Постановление Пленума от 31 октября 1995 г. N 8 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М. 1997. С. 11-19.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации от 16 июня 1998 г. // Российская газета. 1998. 30 июня. С. 5-6.
5. Лобачев Е. Суд – далеко, Конституция – высоко // ЭЖ-ЮРИСТ. - N 9. –2003.
6. Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 20.
7. Кравец И. А. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 3.
8. Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 94
9. Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 157.
10. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 34.
11. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: «Права человека», 1996. С. 56.
12. Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР. Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42.
13. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 7.
14. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. С. 510.
15. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 59.
16. Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 99.
17.Абросимова Е. Б. Парламент и суд в Российской Федерации // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2
18. Абросимова Е.Б. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах. Лекция. Судоустройство (судебные системы) зарубежных стран. Программа учебного курса. — М.: 2000.-70 с.
19. Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Изд-во “СПАРК”, 1996. — 229 с.
20. Александров А., Лукашевич В. Судьи или присяжные? Как повлияет на компетенцию суда участие в нем заседателей // Российские вести. — 1998. — 9 янв. — с. 3.
21. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996. — 680 с.
22. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.) / Ин-т Европы. — М.: Наука, 1994. — 397 с.
23. Анохин В. Проблемы арбитражного суда и процесса // Хозяйство и право. — 1997. — № 4.
24.Антонова Е. Верховенство закона в структурных преобразованиях государственной власти в России // Хозяйство и право. — 1996. — № 6.
25.Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. К. Треушникова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во “Спарк”, Юридическое бюро “Городец”, 1997. — 253 с.
26. Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ (окончание) // Российская юстиция. — 1998. — № 10. — с. 2-4.
27. Кучерена А. В чьих руках справедливость // Российская газета. — 1998. — 16 дек. — с.6.
28. Муранов А. И. Военные суды — органы правосудия в армии и на флоте России //Вестник гильдии российских адвокатов. — 1998.-№ 12 — с. 27-31
29. Наздратенко Е. Единая судебная система — гарантия российской государственности // Российская юстиция. — 1998. — № 11. — с. 1.
30. Новой
России нужна сильная и независимая судебная
система. (Выступление и. о. Президента
Владимира Путина на совещании руководителей
республиканских, краевых и областных
судов) // РГ. — 2000. — 26 янв. — с. 1-2.
Информация о работе Суды общей юрисдикции в судебной системе России