Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа
Несовершеннолетние - это особые субъекты жилищных правоотношений. В настоящее время все большее значение приобретает одно из существенных прав несовершеннолетних, а именно право на жилье. Статья 40 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на жилище, и несовершеннолетние здесь не исключение. Обеспечение реализации прав несовершеннолетних на жилье и охрана их прав являются обязанностью государства. Включение в гражданский оборот несовершеннолетних предполагает не только признание за ними определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраной. Несмотря на обилие правовых актов по охране жилищных прав, а также на усиление внимания к данному вопросу со стороны государства, на практике встречается немало случаев нарушения жилищных прав несовершеннолетних, которые допускаются как со стороны родителей и других членов семьи, так и со стороны государственных органов, не обеспечивающих должной охраны прав несовершеннолетних.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Жилищные права несовершеннолетних в разрезе Жилищного
кодекса Российской Федерации………………………………………………..4
Глава 2. Правоприменительная практика защиты жилищных
прав несовершеннолетних граждан…………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………
Ранее действовала ст. 67 (ч. 3) ЖК РСФСР, в соответствии с которой для обмена жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в которых проживали несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, и являющиеся членами семей нанимателей, требовалось разрешение органов опеки и попечительства. Обмен жилых помещений, в которых проживали исключительно несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, производился их законными представителями с разрешения органов опеки и попечительства, а в случае достижения несовершеннолетними возраста 14 лет - самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
Представляется,
что в настоящее время
Статья 91 ЖК РФ определяет основания выселения нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения: без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным. Сравнение с ранее действовавшей ст. 98 ЖК РСФСР позволяет сделать вывод, что редакция нормы улучшилась, а в целом ситуация не изменилась.
В разделе IV ЖК РФ "Специализированный жилищный фонд" о несовершеннолетних упоминается в ст. 103.
Статья 103 ЖК РФ регулирует выселение граждан из специализированных жилых помещений. В соответствии с ч. 2 не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер.
Этим
гражданам предоставляются
До 1 марта 2005 г. в соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены из служебных жилых помещений:
семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
семьи военнослужащих;
члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Указанным
гражданам предоставлялось
В ст. 108 ЖК РСФСР не говорилось о выселении из общежитий, так как действовала специальная ст. 110 ЖК РСФСР, в соответствии с которой лица, перечисленные в ст. 108 ЖК РСФСР, могли быть выселены из общежития лишь с предоставлением им другого жилого помещения (ст. 97).
Анализ норм показывает, что в настоящее время могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения в черте соответствующего населенного пункта семьи военнослужащих, не относящихся к п. 1 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Наконец, последняя статья, где говорится о несовершеннолетних, находится в разделе V ЖК РФ "Жилищные и жилищно-строительные кооперативы". В соответствии со ст. 111 ЖК РФ право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и (или) юридические лица. А вот Жилищным кодексом РСФСР не устанавливалось права на вступление в члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов несовершеннолетних, поэтому норма Жилищного кодекса приведена в соответствие с п. 1 ст. 26 ГК РФ, что является положительным моментом.
До 1 марта 2005 г. действовала ст. 132 ЖК РСФСР, в которой говорилось, что наниматель, арендатор жилого помещения в доме, квартире, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, имеет право вселить в нанятое, арендуемое им помещение независимо от согласия собственника дома своих несовершеннолетних детей, а если он занимает изолированное помещение - также супруга и нетрудоспособных родителей. В ЖК РФ соответствующая норма отсутствует, действует ст. 679 Гражданского кодекса РФ - с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Позиция законодателя в данном вопросе логична, так как договор коммерческого найма регулируется именно ГК РФ.
Таким образом, ЖК РСФСР содержал 9 статей, прямо упоминавших несовершеннолетних детей, а ЖК РФ содержит 11 таких статей, при этом четыре из них ухудшают положение несовершеннолетних, пять - улучшают, в двух случаях ситуация не изменяется.
Глава
2. Правоприменительная
практика защиты жилищных
прав несовершеннолетних
граждан
В
настоящее время имеется
Для начала рассмотрим вопрос о приватизации жилья, которая проходила до 11 августа 1994 г. в жилых помещениях с прописанными несовершеннолетними детьми.
Несмотря на то, что сейчас на дворе уже 2011 г., но до сих пор гражданские суды переполнены исками о нарушении прав несовершеннолетних и признании приватизации недействительной из-за несовершенства законодательства о приватизации жилого фонда РФ в период первого этапа передачи жилых помещений из государственного и муниципального фонда в собственность гражданам.
Закон РФ "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991 (далее - Закон о приватизации) дал возможность гражданам нашей страны получить бесплатно в собственность жилье, в котором они были на тот момент прописаны. Однако первая редакция Закона о приватизации не была совершенна.
Впоследствии все недоработки были исправлены, и Закон был дополнен новыми статьями и пунктами. Но пока действовала первая редакция Закона о приватизации, сделки по передаче жилых помещений из государственного и муниципального фонда в собственность гражданам активно заключались, что впоследствии сыграло свою роль и повлекло за собой правовые последствия.
Подробнее: во время действия первоначальной редакции Закона о приватизации гражданами заключались договоры без включения в число собственников несовершеннолетних, что существенно ущемляло их права. А основанием тому послужила ст. 2 Закона о приватизации, которая устанавливала, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР3.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 26-ФЗ от 11.08.1994 в некоторые статьи Закона о приватизации были внесены существенные изменения, касающиеся правового положения несовершеннолетних лиц при приватизации жилого помещения.
Так, например, чтобы приватизировать жилое помещение, теперь необходимо получить согласие и несовершеннолетних членов семьи нанимателя.
Статья 7 Закона о приватизации была дополнена новой частью второй, которая гласит следующее: "В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением".
Статью 11 Закона о приватизации также дополнили частью второй следующего содержания: "Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия".
С целью обеспечения и защиты прав несовершеннолетних Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 8 от 24.08.1993 г.4 разъяснил, что несовершеннолетние на основании ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР (сейчас ст. 69 Жилищного кодекса РФ) имеют равное с нанимателем право на жилое помещение, в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними лицами могут стать участниками общей собственности на это помещение.
Верховный Суд РФ в вышеуказанном Постановлении разъяснил судам, что отказ от участия в приватизации родители и усыновители несовершеннолетних, а также их опекуны и попечители могут осуществить только в случае предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
На сегодняшний день уже сформировалась обширная судебная практика по защите прав несовершеннолетних, чьи права были нарушены на первом этапе приватизации. Иски в интересах несовершеннолетних, в частности признание договоров передачи жилых помещений в собственность недействительными или частично недействительными, заявляются как родителями, так и самостоятельно "подросшими" несовершеннолетними детьми. Основанием признания договоров недействительными служит нарушение требований ст. 2 Закона о приватизации о том, что в договор передачи жилого помещения в собственность не были включены несовершеннолетние, которые имели право пользования данным жилым помещением.
Вынося решения по такого рода искам, суды исходят из того, что по смыслу Закона о приватизации к гражданам, проживающим в жилых помещениях, которые вправе приобрести их в собственность, относились как совершеннолетние, так и имеющие право пользования жилым помещением несовершеннолетние лица. То есть несовершеннолетние лица, проживающие в момент заключения договора приватизации совместно с нанимателем и являющиеся в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР членами его семьи, имели равные права, вытекающие из договора найма жилого помещения, в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения они наравне с совершеннолетними пользователями могли стать участниками общей собственности на это помещение. Также в силу ст. 133 Кодекса о браке и семье РСФСР, который действовал в тот период времени, родители, действующие в интересах своих детей, опекуны или попечители не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать сделки, связанные с отказом от принадлежащих подопечному прав, отказ от участия в приватизации мог быть осуществлен родителями (опекунами, попечителями), только если на то давали свое положительное решение органы опеки и попечительства. Следовательно, суды, установив, что вышеуказанные требования нормы закона при приватизации были нарушены, удовлетворяют иски о признании договора приватизации недействительным в части невключения в число собственников несовершеннолетних детей.
Информация о работе Судебная защита жилищных прав несовершеннолетних граждан