Судебная система в России: проблемы современного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Судебная система - это самостоятельная ветвь власти в системе трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Согласно Конституции судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и структура судебной системы
Понятие судебной системы 8
Структура судебной системы 12
Правовой статус судей 16
Глава 2 . Проблемы и перспективы современного развития судебной системы РФ
Проблемы современного развития судебной системы 25
Перспективы развития судебной системы 30

Основые выводы 37
Литература 39

Работа содержит 1 файл

КПРФ Судебная Система РФ.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

     Неудовлетворительным  признано финансовое и техническое  обеспечение судебных органов. Составление протоколов судебных заседаний до сих пор ведется секретарем от руки в обычной книге из-за отсутствия современной звукозаписывающей и стенографической техники, порождая споры относительно точности протокольных записей. Слабая подготовленность секретарей и технического персонала опять-таки накладывает на судейский корпус дополнительную нагрузку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития судебной системы
 

   4 декабря  2008г. Состоялся VII Всероссийский съезд судей.  Поручение Президента по итогам VII Всероссийского съезда судей следующие:

   1. В  сфере развития судебной системы  подготовить изменения в законодательные  акты Российской Федерации, предусматривающие:

а) разработку новой  редакции федерального закона о судоустройстве в Российской Федерации;

б) реализацию постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  от 25 января 2001г. №1-П об урегулировании в законодательном порядке оснований  и порядка возмещения государством вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) суда (судьи), в соответствии с пунктом 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в) упрощение  процедуры переназначения судей  по истечении первого 3-летнего срока  пребывания в должности судьи  либо исключение такой процедуры  и переход к назначению судей без ограничения срока полномочий;

г) создание единого  дисциплинарного органа, уполномоченного  рассматривать конфликты, связанные  с применением мер дисциплинарного  воздействия в отношении судей;

д) совершенствование  процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличение количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс;

е) повышение  статуса и совершенствование  порядка формирования экзаменационных  комиссий по приёму квалификационного  экзамена на должность судьи, а также уточнение требований к квалификационному экзамену (включая вопросы права, знание судебной практики, владение письменной формой подготовки процессуальных документов);

ж) расширение специальной  компетенции арбитражных судов путём отнесения к их подсудности споров, вытекающих из правоотношений в налоговой и таможенной сферах, в области финансового рынка, инвестиционной и антимонопольной деятельности;

з) создание государственной  системы оказания бесплатной юридической  помощи малоимущим гражданам на всей территории Российской Федерации начиная с 2010 года;

и) применение альтернативных мер уголовного наказания, не связанных  с лишением свободы;

к) разработку и  внедрение досудебных процедур рассмотрения споров (включая медиацию);

л) повышение  уровня оплаты труда сотрудников  аппаратов судов (прежде всего секретарей судебных заседаний и помощников судей);

2. Возобновить  практику принятия совместных  постановлений пленумов Верховного  Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

   3. Представить  согласованные предложения о  целесообразности и возможных  законодательных формах создания  в системе судов общей юрисдикции  апелляционных инстанций, их количестве, полномочиях и размерах соответствующего  финансового обеспечения из федерального бюджета.

   4. Подготовить  проект нового Кодекса судейской  этики с введением в него  практических рекомендаций по  различным вопросам профессиональной  и внеслужебной деятельности  судей и начать широкое обсуждение  этого проекта для последующего его вынесения на рассмотрение VIII Всероссийского съезда судей.

    В  настоящее время реализуется  федеральная целевая программа  «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы.

    Мероприятия  программы затрагивают все субъекты  судебной власти, входящие в ее различные ветви, - Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ, федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей, систему арбитражных судов, а также ряд федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъек­тов РФ. Это позволит проводить единую государственную политику в области развития судебной системы России и на этой основе решить имеющиеся в ней проблемы, устранить сложившиеся диспропорции в уровне материально-технического обеспечения различных судебных органов, преодолеть отставание в развитии структур, обеспечивающих безопасность в судах и их охрану.

    Целями  программы являются повышение  качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты  прав и законных интересов  граждан и организаций. В программе приведены соответствующие целевые индикаторы и показатели. Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.

    Основной  целью Программы является повышение  качества правосудия, уровня судебной  защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

    Для  реализации цели Программы необходимо  решить следующие задачи:

    -обеспечение  открытости и прозрачности правосудия;

    -повышение  доверия к правосудию, в том  числе путем повышения эффективности  и качества рассмотрения дел;

    -создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

    -обеспечение  независимости судей;

    -повышение  уровня исполнения судебных решений.  Для достижения цели и решения  задач Программы необходимо, в  частности, совершенствовать судоустройство.

    В  рамках задачи обеспечения открытости  и прозрачности правосудия приоритетным  направлением модернизации инфраструктуры  судов является информатизационное  обеспечение деятельности судебной  системы, в том числе:

    -создание  электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

    - реализация  проекта электронного обеспечения  правосудия в системе арбитражных судов;введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

    -формирование  необходимой телекоммуникационной  инфраструктуры для обеспечения  эффективного взаимодействия арбитражных  судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

     В  целях повышения доверия к  правосудию, в том числе путем  повышения эффективности и качества  рассмотрения дел, предусматривается  создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных).

     В  этой связи необходимо внести  изменения в законодательство  Российской Федерации.                                             

     Для  исследования общественного мнения в целях подготовки предложений по улучшению функционирования судебной системы России предусматривается проведение на постоянной основе общественного мониторинга качества работы судов, а также проведение исследований в области анализа практики рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека в целях выявления причин обращений и выработки предложений по их устранению.

     Приоритетной  задачей является создание необходимых  условий для эффективного осуществления  правосудия и обеспечения его  доступности. В рамках Программы предусматривается выделение средств Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на строительство, реконструкцию или приобретение зданий судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в размере 25 874,2 млн. рублей.

    В  целях повышения уровня исполнения  судебных актов необходимо создать  условия для работы судебных  приставов. В настоящее время  Федеральная служба судебных  приставов при штатной численности  более 49 тыс. человек занимает здания и помещения общей площадью 591,55 тыс. кв. метров, в том числе 1,9 тыс. кв. метров в зданиях судов и 224,55 тыс. кв. метров в арендуемых помещениях.

     Требуется  принять меры по улучшению  размещения подразделений Федеральной  службы судебных приставов, находящихся в арендуемых зданиях и помещениях, а также в зданиях судов. Кроме того, в связи с увеличением численности Службы в 2007 году на 15,5 тыс. человек потребуются дополнительные служебные площади. На эти цели в Программе предусматриваются средства в размере 1296,3 млн. рублей.

    В  целях повышения уровня принудительного  исполнения судебных актов предусматривается  внедрение единой информационной  системы, охватывающей всю систему  Федеральной службы судебных  приставов и обеспечивающей ее  взаимодействие с судебными органами.

     Таким  образом, программа направлена  на дальнейшее продвижение судебной  реформы в Российской Федерации,  которая предусматривает укрепление  самостоятельной и независимой  судебной власти как одной  из ветвей государственной власти в Российской Федерации, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, обновление законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном счете должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступа к правосудию. Как видно, ряд основных направлений программы носит выраженный организационный характер и связан с оптимизацией деятельности судов общей юрисдикции.

     Выступивший  на VII съезде судей, проходившем  в декабре 2008 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что одним из самых важных вопросов является повышение доверия и уважения граждан к суду. «Это исключительно важная тема — тема доверия граждан к объективности и справедливости судебных решений», — сказал Президент.     Кроме того, Президент отметил, что судебная система нуждается в совершенствовании, в частности, для повышения качества подготовки судей нужно законодательно определить статус экзаменационных комиссий, порядок их формирования, обновить требования к квалификационному экзамену, включив в него вопросы права, судебной практики и письменных форм подготовки процессуальных документов. Касаясь недавнего покушения на председателя самарского областного суда Любовь Дроздову, Медведев потребовал его раскрытия в кратчайшие сроки. Медведев сообщил, что дал поручение проработать вопрос о передаче на федеральный уровень деятельности мировых судей, а также отметил, что считает необходимым увеличить оклады сотрудников аппаратов судов.

   Одно  из существенных достижений судебной системы применение современных информационных технологий . Конституция Российской Федерации закрепила право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом" (ч. 4 ст. 29). Право на информацию граждан о деятельности публичных органов власти, в том числе и судебных, в современных условиях развития общественных отношений должно быть максимально открытым и доступным.

   Новая программа развития судебной системы  Российской Федерации в качестве первоочередной задачи ставит обеспечение открытости и прозрачности правосудия как важнейшего условия повышения к нему доверия людей. Решить эту задачу можно настойчиво внедряя в деятельность судов современные информационные технологии.

   В федеральной  целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 — 2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства  Российской Федерации от 20 ноября 2001 годa № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. В интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента была создана программа ГАС "Правосудие".

Информация о работе Судебная система в России: проблемы современного развития