Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Судебная система - это самостоятельная ветвь власти в системе трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Согласно Конституции судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.
Введение 2
Глава 1. Понятие и структура судебной системы
Понятие судебной системы 8
Структура судебной системы 12
Правовой статус судей 16
Глава 2 . Проблемы и перспективы современного развития судебной системы РФ
Проблемы современного развития судебной системы 25
Перспективы развития судебной системы 30
Основые выводы 37
Литература 39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По Конституционному праву РФ праву № 44
По
теме: «Судебная система
в России: проблемы
современного развития»
Выполнил(а) студент(ка) 4 курса
Профессор кафедры,
д.ю.н.,
профессор
Новосибирск 2011
Введение
Глава 1.
Понятие и структура
судебной системы
Глава 2 . Проблемы и перспективы современного развития судебной системы РФ
Основые
выводы
Литература
Введение
Судебная система - это самостоятельная ветвь власти в системе трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Согласно Конституции судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является система судебных органов различной компетенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.
Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7– «Судебная власть», ст. 118–128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,– гласит ст. 118 Конституции,– осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1).
В настоящее время на территории РФ существует и функционирует единая система судебных органов. Это: а) Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и в) арбитражные суды. Каждый из этих видов судов занимает своё определённое место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдикцией, строго определённую роль. Единство судебной системы России обусловлено такими факторами, как наличие общих целей и задач, которые решают различные судебные органы страны– осуществление правосудия; общие принципы организации и деятельности различных судебных органов; единые конституционные основы их образования и функционирования; единый конституционно-правовой статус судей на всей территории РФ и др.
Объективные причины интереса к проблеме судебной власти - это глобальные изменения в мире, управление которым требует принципиально новых инструментов власти, в том числе и судебной. Изменение мира, изменение конструкции власти с неизбежностью влекут модификацию сущности судебной власти.
Субъективная причина интереса к проблемам судебной власти - это распространившийся в обществе опасный стереотип, состоящий в отождествлении судебной власти с судом, судебной системой, а то и личностью судей. Вместе с тем суды лишь потенциальные носители судебной власти, институты которой базируются на объективных естественных законах, и их суды как органы государственной власти обязаны правильно применять. Судьи лишь получают право воздействия на систему судебной власти, с которой у них самих складываются весьма сложные многоплановые отношения. Система власти вынуждает их действовать только так, как эта объективная система судебной власти им позволяет. В то же время лица, наделенные судейскими полномочиями, получают право на их совершенствование, для чего "строителям" судебных систем требуются научные знания о закономерностях судебной власти, возможных направлениях ее модернизации.
Об актуальности избранной темы исследования свидетельствует также и то, что российская правовая наука в настоящее время только лишь приближается к пониманию феномена судебной власти во всей его глубине, сложности и многообразии. Следует согласиться с М.Н. Марченко, что "среди нерешенных проблем судебной власти в настоящее время по-прежнему остаются вопросы, касающиеся общего понятия судебной власти, определения ее юридической природы и характера, установления свойственных судебной власти как родовому явлению и соответствующему ему понятию признаков и черт, вопросы определения характера и особенностей взаимоотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти".
Открытия в области государственной, в том числе и судебной, власти интересуют всех членов общества, классы, группы, слои населения. Механизмы власти - самые ценные продукты, вырабатываемые политическим обществом, которое является ее исследователем, проектировщиком и ее строителем. Научное совершенствование "организма" судебной власти в значительной мере определяет судьбу всего народа и государства.
Число желающих разобраться в таинствах власти (в том числе и судебной) во все времена было значительно. Определенных успехов в этом направлении достигли представители русской правовой науки "века серебряного" - отцы и дети первой судебной реформы: С.И. Викторский, Н.В. Давыдов, Г.А. Джаншиев, Н.А. Захаров, П.Е. Казанский, А.Ф. Кони, П.И. Люблинский, Л.И. Петражицкий, К.П. Победоносцев, Н.Н. Полянский, В.Д. Спасович, И.Я. Фойницкий и другие. Им, в частности, удалось систематизировать знания о судебной системе, суде, месте и роли последнего в социальном и государственном управлении, накопленные к тому времени мировой цивилизацией.
В то же время "переступить" в своем учении через ошибочный тезис: государственная власть, в том числе и судебная, исходит от государя императора - субъекта, расположенного "вне" объекта властеотношения общества, - российские ученые в большинстве своем так и не смогли. Несмотря на обилие работ, опубликованных в конце XIX - начале XX веков по избранной нами тематике, говорить о действительно серьезных "прорывах" в сфере понимания судебной власти не приходится.
Особняком
стоят политико-юридические
В советский период исследованиями суда, судопроизводства занимались А.Я. Вышинский, М.С. Строгович, М.В. Кожевников, А.Д. Кокарев, М.И. Чельцов-Бебутов и многие другие видные ученые. Несмотря на то что теоретики того времени на любой объект познания смотрели исключительно через призму марксистско-ленинского учения о государстве, многие из них смогли вплотную приблизиться к правильному пониманию некоторых аспектов сущности судебной власти. Однако по вполне понятным причинам судебная власть как самостоятельная и независимая ветвь государственной власти ими не выделялась и комплексно не исследовалась.
К анализу
судебной власти как автономного
социально-правового явления
Особый интерес представляют научные труды о судебной власти В.Д. Зорькина, В.М. Лебедева, В.А. Туманова, В.Ф. Яковлева, поскольку это не только видные ученые, но еще и руководители высших судебных инстанций, роль которых в ходе второй российской судебно-правовой реформы трудно переоценить.
В то же время нельзя не отметить, что судебно-властные отношения многими российскими авторами воспринимаются формально, преимущественно в институциональном плане, в рамках, закрепленных законодательством, в результате чего такое сложное явление, как судебная власть, получает чисто нормативное, а порой и схоластическое толкование. Судебная власть для них - данность, а не проблема, подлежащая разрешению.
На постсоветском пространстве судебную власть изучали в странах СНГ и Балтии (В.Д. Брынцев, Ю.М. Грошевой, И.Е. Марочкин и Е.Г. Мартынчик и др.).
Важное значение для правильного понимания происходящих в России процессов имеют исследования судебно-властных отношений, предпринятых зарубежными учеными.
Явные
пробелы в теории власти, появление
в наши дни возможности для
обращения к государственно-
Исходя из вышеизложенного Целью моей работы будет - изучение значимости судебной системы в государстве, ее место и значение для государства и отдельного человека.
задачи:
- изучить основные
нормативные акты, раскрывающие понятие
судебной системы в Российской Федерации;
- изучить структуру
судебной системы в Российской Федерации
ее роль, значение как для самого государства
так и для каждого гражданина.
- определить
основные проблемы и
- предложить конкретные рекомендации, реализация которых, с моей точки зрения, позволит оптимизировать работу отечественной судебной системы и приблизить ее к стандартам демократической модели правосудия.
Предмет – судебная система РФ
Объект – проблемы
современного развития судебной системы
в России
Глава 1.
Понятие и структура
судебной системы
Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А.Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
Информация о работе Судебная система в России: проблемы современного развития