Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ вопросов гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц.
Дня достижения поставленной цели предпринято решение таких задач, как:
1) определение правовой природы и сущности гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц;
2) определение правовой природы прав юридического лица на фирменное наименование как средство гражданско-правовой индивидуализации;
3) изучение проблем правовой охраны прав юридического лица на коммерческое обозначение;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ……………………………...6
2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
2.1. Наименование юридического лица ………………………………………...12
2.2. Фирменное наименование коммерческой организации …………………..13
2.3. Место нахождения юридического лица ……………………………………24
3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ КАК ФАКУЛЬТАТИВНОГО СРЕДСТВА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40
Вполне очевидно, что не допускается несанкционированное (неразрешенное) использование чужого коммерческого обозначения, поскольку согласно пункту 5 ст. 1539 правообладатель вправе предоставлять другим лицам право использования соответствующего коммерческого обозначения. Следует полагать, что запрет касается также использования коммерческого обозначения, тождественного средствам индивидуализации другого лица, а не только сходного с ними до степени смешения.
Использование в пункте 2 рассматриваемой статьи оборота «в частности» означает, что при квалификации нарушения старших прав («соответствующее исключительное право возникло ранее») должно приниматься во внимание такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товаров.
Одним из критериев установления факта нарушения чужих исключительных прав на средства индивидуализации является способность коммерческого обозначения вводить в заблуждение заинтересованных лиц и потребителей относительно принадлежности предприятия к определенному лицу.
Очевидно, что запрет касается также использования, в частности, товарного знака, фирменного наименования, нарушающих старшее исключительное право (т.е. возникшее ранее) на коммерческое обозначение.
В
пункте 3 ст. 1539 определены правовые последствия
нарушения исключительного
Следует
отметить, что законодатель не счел
нужным вводить в отношении
Пунктом
4 ст. 1539 предусмотрена возможность
перехода исключительного права
на коммерческое обозначение, но только
в составе предприятия, для индивидуализации
которого такое обозначение
Необходимо
отметить неразрывную связь
Следует обратить внимание и на то, что в отличие от коммерческого обозначения распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления права использования, не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Напротив, в государствах с развитым правопорядком разрешена передача права на фирменные наименования, но только совместно с предприятием. При этом нужно учитывать тот факт, что в этих государствах фирменное наименование призвано индивидуализировать предприятие, а не юридическое лицо21.
В пункте 5 ст. 1539 предусмотрена возможность распоряжения исключительным правом на коммерческое обозначение путем предоставления правообладателем права на его использование другому лицу. Причем такая возможность допускается в двух формах: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.
Сказанное
лишний раз подтверждает неразрывную
связь коммерческого
Пункт 1 статьи 1540 ГК РФ содержит декларацию о том, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на ее территории. Указанную норму следует понимать таким образом, что действие исключительного права на коммерческое обозначение ограничено территорией Российской Федерации, оно не действует за рубежом. Вместе с тем сказанное не означает, что действие какого-либо конкретного коммерческого обозначения обязательно распространяется на всю территорию Российской Федерации. Такие случаи единичны, равно как и единичны случаи действия на всей ее территории исключительного права на фирменные наименования. Такой феномен связан с самой природой исключительного права на коммерческое обозначение, поскольку по своему определению масштабы его известности ограничены пределами определенной территории (п. 1 ст. 1539 ГК РФ). Поэтому называть право на коммерческое обозначение исключительным можно с большой долей условности. Для возникновения исключительного права на коммерческое обозначение необходимо, чтобы предприятие, которое оно предназначено индивидуализировать, находилось на территории Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что иностранные коммерческие обозначения, указывающие на территориальные месторасположения предприятий за рубежом, не действуют на территории России. В таких случаях исключена вероятность применения статьи 8 Парижской конвенции, поскольку последняя действует в отношении фирменных наименований, а коммерческие обозначения в ней далее не упомянуты.
Пункт 2 ст. 1540 содержит норму о том, что исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его в течение года. Эта норма перекликается с нормой пункта 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которой юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные российским законодательством о налогах и сборах, и не осуществило операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
В указанной норме не упомянуты иные основания для прекращения исключительного права на коммерческое обозначение. Нет также ответа на вопрос, с какого момента отсчитывается годичный срок для целей прекращения исключительного права на коммерческое обозначение. Неясно, кто правомочен инициировать дело о прекращении исключительного права на коммерческое обозначение и в каком органе это должно происходить. И самое главное - не указан момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение.
Следует полагать, что, как и в случае с фирменным наименованием, действие исключительного права на коммерческое обозначение во времени не ограничено каким-либо конкретным сроком. В принципе указанный срок напрямую зависит от длительности существования предприятия, которое коммерческое обозначение индивидуализирует.
Инициаторами прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение могут быть любые заинтересованные лица, в принципе конкуренты правообладателя, которые могут возбуждать соответствующие дела в судах.
Упомянутый годичный срок неиспользования коммерческого обозначения может быть исчислен в любой период на протяжении действия исключительного права с даты обнаружения такого неиспользования. Причем таких годичных периодов неиспользования коммерческого обозначения может быть несколько.
Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, учитывая положения пункта 1 ст. 1539 ГК РФ, следует определять с момента начала использования коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке.
Поскольку коммерческие обозначения не регистрируются, сведения о них не вносятся в учредительные документы и реестры и не публикуются, не говоря уже о том, что на них не выдаются охранные документы, факты использования коммерческого обозначения в сфере деятельности предприятия должны быть тщательно задокументированы.
Одним из надежных средств доказывания фактов использования коммерческого обозначения является процедура принятия нотариусом соответствующих документов на хранение с выдачей соответствующего свидетельства согласно статье 97 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
В отличие от статьи 1476 ГК РФ, в которой говорится о соотношении прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак, и знак обслуживания, в статье 1541 ГК РФ знаки обслуживания не упоминаются. Однако при ее анализе знаки обслуживания должны приниматься во внимание, поскольку, как указано в пункте 2 ст. 1477 ГК РФ, правила о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, т.е. обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
В пункте 1 ст. 1541 указано, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
Чаще всего в качестве коммерческого обозначения используется специальная (отличительная) часть фирменного наименования, необходимая для отличия одного юридического лица от другого. Коммерческие обозначения и фирменные наименования являются близкими по содержанию и форме средствами индивидуализации. На практике одни и те же обозначения могут играть роль и фирменных наименований, и коммерческих обозначений.
Вместе с тем это самостоятельный объект исключительных прав, имеющий различные функции: фирменное наименование индивидуализирует юридические лица, а коммерческое обозначение - предприятие, принадлежащее юридическим лицам.
Фирменное наименование, являющееся не только правом, но и обязанностью юридического лица, определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц. Действие исключительного права на фирменное наименование неразрывно связано с государственной регистрацией юридического лица, которое оно индивидуализирует, в том числе при его создании, реорганизации или прекращении22.
Коммерческое
обозначение, являющееся факультативным
для его правообладателя, возникает
из факта использования
В предложении первом пункта 2 ст. 1541 указано, что коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке (равно как и в знаке обслуживания). Для усиления своих позиций на рынке хозяйствующие субъекты зачастую регистрируют товарные знаки, содержащие элементы своих коммерческих обозначений, а также фирменных наименований, если те и другие совпадают при использовании. В случае использования коммерческого обозначения в качестве вывески предприятия правообладатель может зарегистрировать его как словесный знак либо изобразительный знак, либо их комбинацию.
В предложении втором пункта 2 ст. 1541 предписано, что коммерческое обозначение, включенное в товарный знак (равно как и в знак обслуживания), охраняется независимо от охраны товарного знака (равно как и от знака обслуживания), т.е. сформулирована норма об автономии охраны коммерческого обозначения от охраны товарного знака или знака обслуживания.
Указанная
норма должна быть истолкована таким
образом, что если, например, товарный
знак, содержащий элементы коммерческого
обозначения, не используется правообладателем,
то последствия неиспользования такого
товарного знака, которые могут наступить
в соответствии со статьей 1486 ГК РФ (возможность
досрочного прекращения правовой охраны
товарного знака), не влияют на действительность
правовой охраны данного коммерческого
обозначения.
Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица