Средства индивидуализации юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексный анализ вопросов гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц.
Дня достижения поставленной цели предпринято решение таких задач, как:
1) определение правовой природы и сущности гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц;
2) определение правовой природы прав юридического лица на фирменное наименование как средство гражданско-правовой индивидуализации;
3) изучение проблем правовой охраны прав юридического лица на коммерческое обозначение;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ……………………………...6
2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
2.1. Наименование юридического лица ………………………………………...12
2.2. Фирменное наименование коммерческой организации …………………..13
2.3. Место нахождения юридического лица ……………………………………24
3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ КАК ФАКУЛЬТАТИВНОГО СРЕДСТВА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

средства индивид.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА  И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ  ……………………………...6

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

2.1.  Наименование  юридического  лица ………………………………………...12

2.2. Фирменное наименование  коммерческой организации  …………………..13

2.3. Место нахождения  юридического  лица  ……………………………………24

3.  НОРМАТИВНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  КОММЕРЧЕСКИХ 

ОБОЗНАЧЕНИЙ  КАК  ФАКУЛЬТАТИВНОГО  СРЕДСТВА 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...37

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      В процессе происходящих в Российской Федерации в последнее десятилетие  экономических реформ, в условиях бурного развития товарно-денежных отношений, резкого увеличения количества субъектов предпринимательской деятельности, в частности, юридических лиц весьма актуальными становятся вопросы индивидуализации участников хозяйственного оборота.

      Проблемы  гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц длительное время незаслуженно были лишены внимания, как со стороны правотворческих органов государства, так и со стороны представителей юридической науки. Прежде всего, это выразилось в крайне скудной нормативно-правовой базе, регулирующей данную сферу общественных отношений, отсутствии обобщений судебной и иной правоприменительной практики по рассматриваемым вопросам, и, как следствие, в отсутствии комплексных научных исследований, посвященных отдельным моментам гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц и результатов их деятельности.

      Безусловно, необходимо отметить некоторую разработанность  вопросов, касающихся правового режима и охраны отдельных средств индивидуализации юридического лица. Это в первую очередь касается таких объектов, как   коммерческое  обзначение, фирменное наименование, т.е. объектов так называемой «промышленной собственности» (А. И. Адуев, Е. М. Белогорская, С. А. Горленко, Е. А. Зайцева, А. П. Сергеев, А. А. Шестимиров).

      Однако  развитие общественных отношений в настоящее время все чаще ставит перед юридическими лицами необходимость в индивидуализации не только отдельных сторон (аспектов) или результатов своей деятельности, но и общей индивидуализации юридического лица как единого целого. В условиях довольно жесткой хозяйственной   конкуренции это приобретает весьма актуальное значение. На практике это проявляется в увеличении конфликтных ситуаций для разрешения которых требуется вмешательство судебных органов. Необходимость исследования вопросов индивидуализации юридического лица акже вызвана объективными предпосылками: а) увеличением числа коммерческих организаций, и, как следствие, увеличением ассортимента и количества товаров, работ и услуг, поставляемых на рынок, в том числе и однородных; б) усилением конкурентной борьбы за потенциальных потребителей продукции, в том числе и с несанкционированным использованием средств индивидуализации; в) возникновением все большего числа конфликтов, связанных с нарушением исключительных прав на закрепленные законом средства индивидуализации; г) наличием коллизий правовых норм и пробелов в действующем законодательстве по вопросам регулирования отношений по индивидуализации юридических лиц и результатов их деятельности; д) появлением новых средств и способов индивидуализации, ранее не известных российскому законодательству, и, как следствие, крайней неурегулированностью отношений, возникающих в связи с их использованием и охраной (к примеру, коммерческое обозначение юридического лица);

      Таким образом, наличие указанных объективных обстоятельств, а также отсутствие комплексного похода к проблемам гражданско-правовой индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности определяют актуальность курсовой  работы.

      Целью курсовой  работы является комплексный анализ вопросов гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц.

      Дня достижения поставленной цели предпринято  решение таких задач, как:

      1) определение правовой природы  и сущности гражданско-правовой  индивидуализации юридических лиц; 

      2) определение правовой природы прав юридического лица на фирменное  наименование  как  средство гражданско-правовой индивидуализации;

      3) изучение проблем правовой охраны прав юридического лица на коммерческое  обозначение;

      Объектом курсовой  работы выступают нормы гражданского  права, регламентирующие институт  средств индивидуализации юридического лица.

      Предметом курсовой  работы послужил комплекс проблем функционирования института гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц как совокупности гражданско-правовых норм, имеющих своей целью обеспечение юридических возможностей организаций надлежащим образом обособиться, выделиться среди остальных участников гражданских правоотношений.

      Теоретической основой курсовой  работы являются труды отечественных ученых по гражданскому праву (Б. М. Гонгало, В. Н. Грибанова, В. А. Дозорцева, Т. И. Илларионовой, О. С. Иоффе, Кирилловой М. Я., О. А. Красавчикова, О. Н. Садикова, Г. А. Свердлыка, А. П. Сергеева, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, Г. Ф. Шершеневича и других) и другим отраслям науки.

      Нормативную основу исследования, в основе которого лежит положение о гражданско-правовой индивидуализации как о правомерной, юридически значимой деятельности, протекающей в определенных гражданско-правовых формах, составляют Конституция Российской Федерации, международные соглашения и договоры Российской Федерации, российское законодательство и подзаконные акты,  материалы судебной и иной правоприменительной практики.

      Методологической  основой курсовой  работы явились общенаучные методы познания, а также некоторые частно-научные методы:  сравнительно-правовой, технико-юридический,  фомально-логический. 
 

 

1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА  И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 

      Потребность в индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности обусловлена заинтересованностью самой организации, как участника гражданского оборота, а также защитой интересов ее контрагентов, потребителей ее продукции (товаров, услуг). Определенный интерес в вопросах индивидуализации существует и у государства.

      Индивидуализация  юридического лица в целом ряде случаев  преследует не только гражданско-правовые цели, а потому имеет многоотраслевое  значение. Она, в частности, может  быть направлена на решение административно-правовых, налоговых, бюджетных, процессуальных и даже неправовых задач (например, учетно-контрольных, статистических)1.

      Юридическое выделение конкретной организации  и результатов ее деятельности из массы всех других юридических лиц, участвующих в гражданском обороте, осуществляется посредством правовой категории «гражданско-правовая индивидуализация юридического лица». Основная цель гражданско-правовой индивидуализации - обособление юридического лица среди субъектов гражданских правоотношений.

      В основе определения понятия «гражданско-правовая индивидуализация юридического лица» лежит положение о гражданско-правовой индивидуализации как о правомерной, юридически значимой деятельности, протекающей в определенных гражданско-правовых формах.

      Как известно понятие правовой формы  весьма богато по своему содержанию. Оно охватывает широкий круг взаимосвязанных явлений, которые объективно дифференцируются на различные виды и группы. В науке гражданского права отсутствует единая точка зрения о том, что представляет собой правовая форма. Так, под правовой формой экономических отношений понимается совокупность норм или правовых институтов, опосредствующих определенный вид экономических отношений (Р. О. Халфина)2. При этом, думается правовую форму нельзя сводить лишь к совокупности правовых норм и институтов. И в этом смысле более приемлемой является позиция (О. А. Красавчиков)3, что кроме норм права, правовых отношений, к числу правовых форм принадлежит целый ряд иных явлений правовой жизни (правосубъектность, юридическая личность, правоспособность, договор, санкция, ответственность т.д.).

      Как любое правовое явление, индивидуализация юридического лица, будучи урегулированной  нормами права, обретает правовую форму. Гражданско-правовая индивидуализация юридических лиц и результатов  их деятельности охватывается соответствующим правовым институтом, состоящим из правовых норм, регулирующих деятельность юридических лиц в ходе своей гражданско-правовой индивидуализации и результатов своей деятельности.

      При рассмотрении проблем, связанных с  индивидуализацией юридического лица и результатов его деятельности, возникает вопрос о месте правовых норм о гражданско-правовой индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности в системе гражданского права. На данный момент очевидным является факт отсутствия единого подхода к решению этой задачи, хотя в юридической литературе имели место ряд предложений по этому поводу (А. П. Сергеев, В. А. Дозорцев, Ю. К. Толстой, А. Г. Калпин, А. И. Масляев, Д. А. Шестаков).

      Как  указывает В.А. Дмитриев,  - оправданным является определение места правовых норм о гражданско-правовой индивидуализации юридического лица в качестве правового субинститута в рамках правового института юридического лица4.

      Субинститут рассматривается как определенная часть гражданско-правового института, нормы которого (субинститута) регулируют известную специфическую совокупность общественных отношений в пределах предмета правового регулирования данного правового института.

      Гражданско-правовая индивидуализация охватывает отдельную  область общественных отношений, возникающих при вступлении каждого юридического лица в гражданский оборот. И в этом значении гражданско-правовая индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по поводу приобретения, использования, распоряжения и охраны средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности. Таким образом, думается больше оснований существует для признания гражданско-правовой индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности как субинститута в рамках гражданско-правового института юридического лица.

      Указанные правовые нормы находят формальное выражение в совокупности нормативно-правовых актов, которые, в свою очередь, составляют законодательство о гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц.

      Правоспособность  юридического лица применительно к  гражданско-правовой индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности включает в себя возможность конкретной организации быть обладателем установленных законом средств индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и др.), которые следует рассматривать как нематериальные блага, а также обладать исключительными правами на указанные объекты.

      Гражданско-правовая индивидуализация имеет двойственную правовую природу, поскольку государство, устанавливая обязанность юридического лица иметь наименование и место  нахождения как обязательные, формальные, одновременно представляет определенную свободу (право) - выбирать указанные средства индивидуализации с указанием соответствующих атрибутов, закрепленных в законе (например, организационно-правовую форму в наименовании юридического лица) 5.

      На  «низшем» уровне гражданско-правовых форм гражданско-правовая индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности проявляется в индивидуально-правовых формах, т.е. в правовых формах разнообразных социальных связей, в которые вступают юридические лица в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности. Такими правовыми формами индивидуализации являются конкретные гражданские правоотношения, складывающиеся из основанных на законе мер возможного (субъективных прав) и мер должного (субъективных обязанностей) поведения.

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица