Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 10:34, курсовая работа
Изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях.
Введение
Глава 1. Предпосылки создания и становление прокуратуры России
1.1 Предпосылки создания прокуратуры России
1.2 Создание и развитие советской прокуратуры
1.3 Прокуратура России советского периода
Глава 2. Создание и развитие советской адвокатуры
2.1История дореволюционной адвокатуры
2.2 Разрешенная адвокатура
2.3 Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 70-80 гг
Заключение
Список использованной литературы
Первоначально структура отдела прокуратуры Наркомюста РСФСР была установлена Положением о Народном комиссариате юстиции (декрет ВЦИК от 1 февраля 1923 г.). В него входили подотделы: 1) общего управления и личного состава прокурорского надзора; 2) общего надзора; 3) надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы; 4) государственного обвинения со следственной частью. После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и Союзных республик органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками положений.
Прокурор
республики был подотчётен и подведомственен
верховным органам своей
ГЛАВА 2.Создание и развитие советской адвокатуры.
2.1 История дореволюционной адвокатуры
Русская присяжная и частная адвокатура родилась в условиях демократических судебных реформ 60-х гг. XIX века в царствование императора Александра II. В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и состязательного судебного процесса не могло состояться без профессиональной адвокатуры. Предшественники русской адвокатуры - стряпчие, частные ходатаи по судебным делам. Судебная реформа 1864 г. - начало формирования присяжной адвокатуры.«Учреждение судебных установлений» 1864г. о присяжных поверенных, (требования к присяжным поверенный, Совет присяжных поверенных; права, обязанности и ответственность присяжных поверенных).К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось требование наличия законченного высшего образования. По причине отсутствия достаточного количества дипломированных специалистов Учреждением Судебных Установлений допускались частные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практически) и предшественники адвокатуры - стряпчие («крапивное семя», «ябедники»). Государственная ангажированность присяжных поверенных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, но и порядком комплектования адвокатуры. Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, деятельность которого также была поднадзорна Судебной палате. В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятельные должники, лица, состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состояния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др.Совет присяжных поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности», (статьи 354, 367 Учреждения Судебных Установлений). Жалобы на решение Совета присяжных подавались в Судебную палату. Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной, а самоуправление - в пределах, контролируемых судом. Формировались определенные нравственные ориентиры профессии адвоката - в требованиях к кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и ограничений.
Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер), представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на другую, оглашать тайны своего доверителя. Существовала и такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения гражданских дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска). С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление. В принципе, все эти положения вполне импонируют и современному адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более, что сами идеи судебной реформы конца XIX века в России оказались во многом не реализованными, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам».
Становление
русской адвокатуры после судебной
реформы 1864 г. отмечено формированием
процессуального статуса
Октябрьская революция 1917 г. разрушила, и судебные учреждения, и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда» - с торжеством говорил основатель нового государства. Место права заняло «правосознание революционного класса», а профессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами. Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на создание «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все неопороченные лица обоего пола».
Инструкцией
Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах
учреждались «коллегии
Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание коллегий правозаступников при Советах депутатов. Позже (Декретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе». Их составляли должностные лица, получавшие зарплату от государства по смете Наркомюста. Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры».Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенными в списки местными исполкомами.Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России.
Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г., когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адвокатуре. Коллегии защитников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собранием защитников избирался Президиум, который ведал приемом и отчислением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов.С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, создания сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона. Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932 г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов.
Положение
от 16 августа 1939 г. впервые закрепило
принцип, в соответствии с которым
в адвокатуру могли вступать лишь
лица, имеющие юридическое
Первый
Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» был
принят Верховным Советом СССР 26 ноября
1979 г. Этим законом вносилось единообразие
в принципы организации и деятельности
адвокатуры всех союзных республик.Впервые
было установлено правило, действующее
и ныне, о порядке создания добровольных
объединений лиц, занимающихся адвокатской
деятельностью. Окончательно утверждался
принцип обязательного высшего юридического
образования для членов коллегий адвокатов,
устанавливались сроки стажировки для
претендентов, не имеющих практического
опыта, расширялось поле деятельности
адвокатов.На базе союзного закона об
адвокатуре было принято Положение об
адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., и только
через несколько лет в г. Москве учрежден
Союз адвокатов СССР. Секретарем Союза
от всей Российской Федерации был избран
председатель Свердловской областной
коллегии адвокатов В.Н.Смирнов. Этим подчеркивалась
роль Свердловской адвокатуры как одного
из лидеров процесса обновления адвокатуры.
Через год в Свердловске был образован
Союз адвокатов России, а позднее в Москве
- Федеральный Союз адвокатов России. Все
эти общественные объединения выполняли
миссию интеграции адвокатов. Свердловская
адвокатура на всех этапах участвовала
в разработке Федерального Закона об адвокатуре.
2.2 Разрешенная адвокатура
Уничтожив
институт частных поверенных и присяжных
поверенных, советская власть лихорадочно
искала ему замену. Уже в первых
декретах о суде стоял вопрос об
обеспечении интересов
Согласно Закону от 26 мая 1922 года коллегии защитников создавались в губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с
занятием
иной должности (кроме выборных и
профессорско-
Сфера
деятельности членов коллегии несколько
отличалась от сферы деятельности их
дореволюционных
Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В стране к началу 30-х годов начала формироваться административно-командная система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.
В основе преобразований советской судебной системы в 20-е годы лежал прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в правовом регулировании.
Судебная
реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным
событием в истории страны. Жизненность
варианта трехзвенной системы судебных
органов подтверждена многолетней практикой
деятельности судов, а некоторые идеи
и принципы тогдашней Судебной реформы
сохраняют актуальность и в наши дни.
2.3 Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 70-80 гг.
В конце 70-х – начале 80-х годов шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. В брежневской конституции 1917 г. содержалась статья о коллегии адвокатов (ст. 161), в которой адвокатура официально признавалась конституционным органом. С другой стороны, в этом качестве она становилась в большей степени государственным делом, нежели оставалась полуавтономной профессией. В Законе РСФСР «Об адвокатуре», принятом после одобрения всесоюзного закона в 1977 г., четко определялись новые права и обязанности адвокатов. Данный документ в одно и тоже предоставлял адвокатуре большую легитимность и подчеркивал ее зависимость от Министерства Юстиции. Коллегии адвокатов рассматривались как «общественные организации», но они могли быть образованы только с одобрением местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.
Информация о работе Создание и развитие советской адвокатуры