Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 10:34, курсовая работа
Изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях.
Введение
Глава 1. Предпосылки создания и становление прокуратуры России
1.1 Предпосылки создания прокуратуры России
1.2 Создание и развитие советской прокуратуры
1.3 Прокуратура России советского периода
Глава 2. Создание и развитие советской адвокатуры
2.1История дореволюционной адвокатуры
2.2 Разрешенная адвокатура
2.3 Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 70-80 гг
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Предпосылки создания и становление прокуратуры России
1.1 Предпосылки создания прокуратуры России
1.2 Создание и развитие советской прокуратуры
1.3 Прокуратура России советского периода
Глава 2. Создание и развитие советской адвокатуры
2.1История дореволюционной адвокатуры
2.2 Разрешенная адвокатура
2.3 Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 70-80 гг
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Изучение
истории создания и развития какого-либо
государственного органа помогает лучше
понять историческое предназначение этого
органа, его место в системе иных государственных
органов, историческую необходимость
выполнения функций, возложенных на этот
орган, принять меры законодательного
и организационного характера, направленные
на повышение эффективности деятельности
этого органа в современных условиях.
Сказанное в полной мере относится и к
органам прокуратуры и адвокатуры, деятельность
которых никогда, ни в одном государстве
не оценивалась однозначно. Вырабатывались
различные концепции прокурорского надзора,
деятельности адвокатуры, многие положения
которых не находили применения в практике
и, наоборот, практика выдвигала определенные
требования к этим органам.
Глава 1. Предпосылки создания и становление прокуратуры России
В начале XVIII столетия в России происходят серьёзные изменения в системе управления государством. Реформа государственных институтов в то время была объективно обусловлена острой необходимостью наведения хотя бы элементарного порядка в делах государственных учреждений, искоренения волокиты, казнокрадства, стяжательства государственных чиновников. Настоящей бедой государственного управления становится бюрократизм. Эти негативные явления распространились на всю территорию России, на все уровни государственного управления. Историки отмечают, что даже ближайшим сподвижникам Петра I Александру Меншикову и генералиссимусу Алексею Шеину не была чужда жажда наживы. Меншиков растрачивал средства государственной казны на личные нужды, а Шеин за определённую мзду производил в звания полковников и генералов.
Предпринимая попытку навести в стране порядок, Пётр 1 изменяет все основные государственные структуры, обновляет законодательство. Боярская Дума заменяется Правительствующим Сенатом, который становится высшим управленческим и судебным органом.
Так великий реформатор России начала XVIII в. царь Пётр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришёл к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
С
этой целью указом от 5 марта 1711 г. была
учреждена должность генерал-
Прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Активно складывался прокурорский корпус, которому царь Пётр старался дать «большую силу и авторитет». Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывали генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение, прокурор сначала устно предлагал устранить его, а при неподчинении мог принести письменный протест в орган нарушивший закон, а далее – в соответствующую коллегию или Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие. Создавая прокуратуру, Пётр I в ее организации и функциях ориентировался в большей степени на положения аналогичного органа во Франции, хотя были учтены и особенности российской действительности (исторически свойственный русскому народу правовой нигилизм, разгул корыстных злоупотреблений государственных чиновников, гипертрофированные размеры чиновничьего аппарата).
Причины,
по которым Пётр I избрал для России
модель надзорного органа, схожего
с французским образцом, само его
наименование «прокуратура», остаются
предметом дискуссий среди ученых. Вместе
с тем резонно предположение, что на Петра
I большое впечатление произвёл французский
королевский прокурор во время посещения
Петром I Парижского парламента в 1717 г.
После смерти Петра I прокуратура и прокурорский
надзор пережили несколько «взлётов и
падений». Значение прокуратуры в обществе
менялось полярно: то она становилась
малозаметной структурой в государственном
устройстве страны, то снова занимала
подобающее положение в государстве.
1.2 Создание и развитие советской прокуратуры.
По заданию В.И. Ленина в
целях осуществления надзора
за точным соблюдением законов
28 мая 1922 года – “Положение о прокурорском надзоре” – принято на 3 сессии ВЦИК РСФСР – учреждена государственная прокуратура РСФСР для “осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью”. Аналогичные законы о создании прокуратуры в 1922 году приняты на Украине, в Белоруссии, в Закавказье.
Прокуратура
учреждалась в составе
Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.
Функции прокуратуры РСФСР :
1) Надзор
за законностью действия
2) Возбуждение
уголовных дел против
3) Надзор за производством дознания и предварительного следствия.
4) Поддержание обвинения в суде.
5) Опротестование приговоров и решений судов в кассационном и надзорном порядке.
6) Надзор
за местами заключения.
Вместе
с созданием в 1922 году органов
советской прокуратуры в
В июне 1933 года была организована Прокуратура СССР. Это способствовало укреплению законности путем централизации, что было законодательно закреплено в Конституции 1936 года, когда республиканские прокурорские органы были подчинены союзным, а сама прокуратура вышла из двойного подчинения (ЦИК и СНК Союза) и стала зависеть только от высшего органа власти Союза – Верховного Совета Союза ССР.
Во
главе прокуратуры стоял Прокурор СССР,
который осуществлял руководство деятельностью
республиканских прокуратур. Помимо функций,
указанных выше, в функции Прокуратуры
СССР был включен надзор за соответствием
постановлений и распоряжений ведомств
и органов власти Конституции
и законодательству
СССР.
В годы Великой Отечественной войны необходимо отметить особо ответственную роль органов военной прокуратуры. ВП вместе с территориальными прокурорскими органами осуществлялся надзор за законностью. Военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором (он непосредственно подчинялся Прокурору СССР) осуществляла высший надзор за точным исполнением законов в Вооруженных силах Красной армии (РККА). В местах боевых действий и местностях, объявленных на военном положении, устанавливался новый порядок рассмотрения дел военными судами: дела рассматривались по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому, приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены лишь в порядке надзора. О каждом приговоре к расстрелу военный трибунал немедленно сообщал по телеграфу Военной Коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору ВМФ, и если в течении 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановке или отмене расстрела, то приговор приводился в исполнение.
После окончания войны в 1946 году был принят закон о присвоении Прокурору СССР звания Генеральный прокурор СССР.
24 мая 1955 года было принято “Положение о прокурорском надзоре в СССР”, в котором высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, учреждениями, должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении четко говорилось о том, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Были особо подчеркнуты обязанности прокурорских работников, а именно:
Принятие новой Конституции Союза ССР 1977 года повлекло за собой обновление законодательства о правоохранительных органах. В 1979 году был принят новый закон о Прокуратуре, суть которого заключалась в обобщении и отражении традиционных подходов в деятельности прокуратуры.
Принятием
в 1983 году Президиумом Верховного
Совета СССР требования от
Прокуратуры в усилении
контроля и принятии мер
В настоящее время прокуратура, помимо своих изначальных функций, осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России, может опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, участвует в правотворческой деятельности.
Однако,
главной задачей прокуратуры
с момента своего создания и по
сей день является защита государства
от недобросовестных, нарушающих закон
граждан и самих граждан от несправедливости
государства.
1.3 Прокуратура России советского периода
После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности дел, формулировали обвинение. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 г. при революционном трибунале при ВЦИК была учреждена центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Центральная коллегия руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК. По мере перехода от гражданской войны к строительству новых общественных отношений все более ощутимым становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой основе. В докладе Министра юстиции Н.В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г. подчёркивалась необходимость создания прокуратуры, независимой от местной власти, на которую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руководство следствием, а также предупреждение правонарушений. 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. При этом возобладало влияние губернских чиновников, не желавших иметь рядом с собой независимого от них прокурора. После дискуссий, завершившихся письмом В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности» III сессия ВЦИК 28 мая 1922 г. приняла Положение о прокуратуре.
Информация о работе Создание и развитие советской адвокатуры