Совершенствование организации социального обслуживания населения муниципального образования (на примере внутригородского муниципальн

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы — определение направлений совершенствования организации социального обслуживания населения, основываясь на необходимости создания условий для развития нормальной среды жизнеобеспечения населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социального обслуживания;
проанализировать механизм работы государственных организаций, оказывающих социальную помощь населению;
определить направления и пути совершенствования социального обслуживания;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность, направления и цели социального обслуживания населения 6
1.2 Нормативно – законодательное регулирование социального обслуживания населения 15
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 23
2.1 Анализ действующего положения социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве. 23
2.2 Структура и полномочия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа района Якиманка 37
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1 Основные концептуальные направления совершенствования социального обслуживания населения муниципального образования 50
3.2 Совершенствование механизма социального обслуживания населения 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованной литературы 71
Приложение 1 73
Приложение 2 80

Работа содержит 1 файл

Володина_Диплом.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

Преемственность всех форм социального обслуживания. Этот принцип подразумевает, что все службы социального обслуживания населения должны работать в какой-то системе под одним руководством с очень хорошо отлаженной системой взаимоподдержки и взаимоинформирования для быстрой и успешной работы с обратившимся клиентом.5

Следующим немало важным законом является Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Этот закон является базовым для института социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Кодификационным также стал Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.

Ряд текущих законов  регулирует пенсионное обеспечение  различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирует Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Большое практическое значение в осуществлении социальной поддержки различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

  • Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы";
  • Программа «Жилище» на 2002-2010 годы;
  • Президентская программа «Молодежь России»;
  • Программа "Социальное развитие села до 2012 года";
  • Федеральная программа   "Дети России";

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.

Но следует отметить, что законодательная база в сфере  социального обслуживания населения  имеет много несовершенств, таких  как противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике, препятствует успешному развитию института социального обслуживания.

Таким образом, рассмотрев общие теоретические вопросы  по социальному облуживанию населения, нами в дальнейшем будет рассмотрен комплекс вопросов, связанных с социальным обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1 Анализ действующего положения социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве.

 

 В Российской Федерации и в городе Москве задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

В таблице 1 указаны сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственном банке данных о детях, за последние пять лет.6

Таблица 1 Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственном банке данных о детях.

 

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Численность детей

 

187 891

 

188 602

 

173 647

 

154 333

 

146 830


 

Схема социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показана на рис. 2.1.


Рисунок 2.1 Система социального  обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Меры государственной  поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным  законом. «О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»7, в частности Законом города Москвы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»8, в соответствии с которыми предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

  1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.
  2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.
  3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
  4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм.

Наличие закрепленной жилой  площади у выпускников детских  государственных учреждений, тем  не менее, не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее  сохраненные за ними жилые помещения  не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным. А также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники детских государственных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения. Криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией и совершением правонарушений.

Главным координатором  в сфере защиты прав и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.     Основными задачами Департамента семейной и молодежной политики города Москвы в сфере опеки и попечительства является:

    • устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, в случае невозможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейного типа;
    • сокращение числа детей в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • сокращение числа государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Передача их помещений под иные нужды, в первую очередь, под организацию детских садов, прежде всего, с пятидневным пребыванием и яслей.
    • Защита жилищных прав подопечных несовершеннолетних;
    • Координация и методическое обеспечение, а также государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления по исполнению переданных полномочий в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
    • совершенствование нормативно-правовой базы по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства несовершеннолетних.

В сфере  государственной молодежной политики:

    • создание равных стартовых возможностей для самореализации молодых людей;
    • вовлечение молодого человека в различные формы социальной активности;
    • поддержка инициативной и талантливой молодёжи;
    • содействие развитию и воспитание молодёжи;
    • воспитание патриотизма, нравственных идеалов, активной жизненной позиции;
    • формирование стратегии защиты интересов молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
    • вовлечение в трудовую и экономическую деятельность;
    • устранение негативных явлений в молодёжной среде;
    • популяризация здорового образа жизни;
    • противодействие преступности, наркомании и иным зависимостям и асоциальным явлениям;
    • совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики.

В сфере  государственной семейной политики:

    • обеспечение семей льготных категорий услугами по оказанию психологической, юридической, социально-экономической, правовой помощи, организации отдыха, социально-воспитательной и досуговой работы по месту жительства;
    • координация и методическое обеспечение, а также государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления п<span class="dash041e_0431_

Информация о работе Совершенствование организации социального обслуживания населения муниципального образования (на примере внутригородского муниципальн