Совершенствование организации социального обслуживания населения муниципального образования (на примере внутригородского муниципальн

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы — определение направлений совершенствования организации социального обслуживания населения, основываясь на необходимости создания условий для развития нормальной среды жизнеобеспечения населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социального обслуживания;
проанализировать механизм работы государственных организаций, оказывающих социальную помощь населению;
определить направления и пути совершенствования социального обслуживания;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность, направления и цели социального обслуживания населения 6
1.2 Нормативно – законодательное регулирование социального обслуживания населения 15
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 23
2.1 Анализ действующего положения социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве. 23
2.2 Структура и полномочия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа района Якиманка 37
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1 Основные концептуальные направления совершенствования социального обслуживания населения муниципального образования 50
3.2 Совершенствование механизма социального обслуживания населения 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованной литературы 71
Приложение 1 73
Приложение 2 80

Работа содержит 1 файл

Володина_Диплом.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО московская академия предпринимательства

при правительстве москвы

 

 

Факультет менеджмента

Специальность «Государственное и муниципальное  управление»

Специализация «Государственная служба»

 

 

 

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой «Менеджмент»

д.э.н., проф. Журавлев П. В.

___________________________

«_____» ______________ 2011 г.

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКИМАНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ)

 

 

Выполнила:

Студентка 6 курса

очно-заочной формы обучения

 

_____________ ____Володина М.А.___________

              (подпись)               (фамилия, инициалы)

 

Научный руководитель: д. э. н. проф. Авеков В.В.

_____________ ___________ _____________

                 (подпись)     (ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения российского  общества в последние десятилетия ХХ века имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.

В свою очередь обострились  проблемы социальной помощи, так как  с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был  оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы  социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Таким образом, рост социальной напряженности, изменения во всей социальной структуре общества, потребовали  резкого перехода от системы государственного обеспечения здравоохранения, культуры, образования, отдыха к платным услугам, к необходимости самому обеспечить себя, свою жизнь. Все это привело к необходимости создания в России новой системы социальной защиты населения, которая определяется как организация службы личностной помощи людям.

Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

Основываясь на выше изложенном  актуальность темы настоящей дипломной работы обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, организация социального обслуживания населения является неотъемлемой составной частью жизнедеятельности нашего общества в целом, и города Москвы в частности, во всех его сферах.

Во-вторых, в ходе развития и совершенствования социального обслуживания населения имеют место определенные противоречия, трудности, которые требуют тщательного изучения, анализа, поиска путей разрешения имеющихся проблем.

Объектом  исследования в дипломной работе являются отношения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований при решении вопросов социального обслуживания  населения  района.

Предмет исследования - механизм организации социального обслуживания населения на примере района Якиманка Центрального административного округа города Москвы.

Цель  работы — определение направлений совершенствования организации социального обслуживания населения, основываясь на необходимости создания условий для развития нормальной среды жизнеобеспечения населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические и правовые основы социального обслуживания;
  • проанализировать механизм работы государственных организаций, оказывающих социальную помощь населению;
  • определить направления и пути совершенствования социального обслуживания;

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют законодательные и нормативно - правовые акты Российской Федерации, законодательные и нормативно - правовые акты города Москвы и другие нормативные правовые документы, а также положения теории и методологии социального обслуживания.

Степень научной  разработанности проблемы. Отечественная литература последнего десятилетия представляет достаточное количество исследований и учебников по социальной работе.

В настоящее время  наблюдается увеличение количества публикаций в периодических изданиях, посвященных проблеме социального обслуживания, таких как Российский журнал социальной работы. Написано большое количество учебников по социальной работе, из которых можно выделить таких авторов как Павленок П.Д., Кузнецова Л.П. Это связано, в первую очередь, с осознанием важности решения этих вопросов, с актуальностью проблемы. Однако, при этом проблемы социального обслуживания всё еще не заняли должного места ни в практической деятельности, ни в специальной литературе.

Практическая  значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

    1.  Сущность, направления и цели социального обслуживания населения

 

 

Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической  жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года, Российская Федерация провозглашена социальным государством. Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная политика представляет собой часть общей  политики государства, которая касается отношений между социальными  группами, между обществом в целом  и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. Социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.1

В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)». 2

В Российской Федерации социальное обслуживание определяется как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.

Сущность социального  обслуживания как социальной системы  раскрывается путем выявления и  уяснения: структуры видов, форм и  методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

          Социальная обслуживание как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь.

Система социальных служб  включает государственную, муниципальную  и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной  социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; органы опеки и попечительства; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги.

Модель системы социального обслуживания населения показана на рисунке 1.1. 


 

Государственные социальные службы ориентированы главным образом  на обеспечение нуждающихся лиц  различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, выделяются следующие:3

  1. функция социальной помощи, которая включает:
    • выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
    • профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
    • надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
    • содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
    • организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
  2. функция консультирования, которая включает:
    • консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
    • участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
    • подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
  1. функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
    • социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
    • медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
  1. функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Информация о работе Совершенствование организации социального обслуживания населения муниципального образования (на примере внутригородского муниципальн