Совершенствование организации социального обслуживания населения муниципального образования (на примере внутригородского муниципальн

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы — определение направлений совершенствования организации социального обслуживания населения, основываясь на необходимости создания условий для развития нормальной среды жизнеобеспечения населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социального обслуживания;
проанализировать механизм работы государственных организаций, оказывающих социальную помощь населению;
определить направления и пути совершенствования социального обслуживания;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность, направления и цели социального обслуживания населения 6
1.2 Нормативно – законодательное регулирование социального обслуживания населения 15
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 23
2.1 Анализ действующего положения социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве. 23
2.2 Структура и полномочия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа района Якиманка 37
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 50
3.1 Основные концептуальные направления совершенствования социального обслуживания населения муниципального образования 50
3.2 Совершенствование механизма социального обслуживания населения 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованной литературы 71
Приложение 1 73
Приложение 2 80

Работа содержит 1 файл

Володина_Диплом.doc

— 616.50 Кб (Скачать)
    • предоставление гражданину информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
    • распространение среди населения медико – психологических, педагогических и иных знаний;
    • изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
  1. функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
    • участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
    • формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и, конечно, специфики контингентов клиентов социальных служб.

Итак, социальное обслуживание населения  включает виды, типы, методы, организационные  формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.

Основными видами социального обслуживания являются следующие: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным  стандартам, которые устанавливают  основные требования к объемам и  качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания, которые являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории РФ, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. 4 Система государственных стандартов изображена на рисунке 1.2.

Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.

Поэтому эффективность социального  обслуживания может, определяться на основе как, так и специфических (для  оценки конкретных социальных услуг  отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.

Основные цели социального обслуживания населения сводятся к следующим:

  • избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
  • оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

 

 


Рисунок 1.2  Национальные стандарты социального обслуживания населения

 

  • содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

При этом принципиально  важными являются следующие моменты:

  • во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
  • во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально – экономическую, морально – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;
  • в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения.

Критерием эффективности  социального обслуживания должна стать  действенность всех видов, форм и  методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Важное значение приобретает  роль социального обслуживания населения  как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

1.2 Нормативно – законодательное регулирование социального обслуживания населения

 

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации  охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 38 Конституции  Российской Федерации записано:

1. Каждому гражданину  гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются пенсии  и пособия.

В ст. 39 Конституции, в  соответствии с которой каждому  человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция  возлагает обязанность на государство  создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Нормативно-законодательная база социального обслуживания населения изображена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Нормативно-законодательная база социального обслуживания населения

Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это:

    • обязательное пенсионное страхование работающих;
    • создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
    • принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Федеральный закон  от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

Адресность  социального обслуживания. Важнейший принцип социального обслуживания — его адресность, т е осуществление комплекса мер по поддержке достойных условии существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и др.

Доступность социального  обслуживания. Один из важнейших аспектов деятельности социальных служб является доступность, так как эти службы и созданы для людей, не имеющих средств, а может и сил разрешить ту или иную ситуацию, справиться с той или иной деятельностью. Социальные службы предоставляют услуги, которые нужны населению бесплатно или за умеренную оплату. Услуги должны быть максимально приближены к клиенту территориально и представлять различный спектр услуг. Правда, в некоторых службах эти услуги оказываются строго ограниченным слоям населения.

Добровольность  социального обслуживания. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь не возможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работы с каждым подростком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь, так и с другими клиентами обращающимися за определенной помощью в любые учреждения социальной помощи. Например, данному принципу соответствует стационарное социальное обслуживание. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Гуманность  социального обслуживания. Гуманность - это, прежде всего терпимое отношение к клиенту, и не важно, что он собой представляет – бродяга, пенсионер, который не дает сказать слово, человек, который обвиняет за все всех и так далее. Всех их нужно выслушать и проявить необходимое внимание и поддержку. Самым распространенным видом социальной поддержки населения в нестационарных условиях остается срочная социальная помощь. Другим не менее популярным видом поддержки престарелых и инвалидов остается социальное обслуживание в надомных условиях.

Приоритетность  предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Создание реабилитационного пространства ставит во главу угла интересы ребенка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, социальное пространство всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Несоответствующее его поведение общественным нормам прежде всего вызвано проблемами внутри нашего общества, и должно восприниматься не как преступность, а как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощутимая им и окружающим миром в том или ином виде.

Конфиденциальность  социального обслуживания. Этот принцип связан с тем, что в процессе деятельности специалистам по социальной работе становятся доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему и его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведенья о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальное прошлое или настоящее. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться кроме, случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Профилактическая  направленность социального обслуживания. Профилактическая направленность: предполагает предпринимать шаги по предотвращению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже существующих проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дизадаптации, скажется благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии бороться с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Соблюдение  прав человека и гражданина. Все права на территории Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 17. Особые права на социальное обслуживание в социальных службах закреплены ст. 7 Федерального Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Информация о работе Совершенствование организации социального обслуживания населения муниципального образования (на примере внутригородского муниципальн