Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 11:03, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……..5
1.2 Возникновение и школы мусульманского права……………………..7
1.3 Источники мусульманского права……………………………………11
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая характеристика системы мусульманского права……14
2.2 Уголовное право…………………………………………………………...16
2.3 Судебный процесс…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………25
Не оставались постоянными пределы юрисдикции кади, которые изменялись под влиянием различных факторов с течением времени. Причем общей тенденцией было постепенное сужение компетенции шариатских судов. Так, за исключением компенсации за телесные повреждения, из их ведения часто изымалось рассмотрение уголовных дел. Эта функция оставалась прерогативой правителя, его наместников и полиции, которые могли применять к преступникам принудительные меры. Такое «разделение труда» объяснялось тем, что кади не располагал собственным аппаратом исполнения судебных решений и мог рассчитывать лишь на добровольную их реализацию. Когда же возникала необходимость применить силу, кади должен был обращаться к тем органам, которые ею обладали,— наместнику и его аппарату.
Это касалось не только
наказания преступников, но и пресечения
произвола чиновников. Разбор жалоб
на их действия и рассмотрение любых
дел с участием власти постепенно
превратились в особую судебную функцию
и привели к образованию
Вторую группу судебных систем (например, в Сирии, Ираке, Иордании) отмечает формирование отдельных шариатских судов для разрешения споров по личному статусу мусульман на основе мусульманского права, применяемого в форме законодательства или традиционной доктрины. При этом остальные звенья судебной системы здесь, как правило, не испытывают прямого влияния шариата.
Наконец, в третью
группу входят судебные системы таких
стран, как Египет, Ливия, Кувейт, ОАЭ.
Они не включают особые шариатские
суды и в целом ориентируются
на европейские, а не на шариатские
традиции. Однако суды здесь обращаются
к отдельным принципам
Такая практика мусульманского
судебного права в неисламских
странах может оказаться
В последнее десятилетие
Россия переживает своеобразное «пробуждение»
ислама, которое ставит вопрос о
перспективах включения отдельных
элементов шариата в ее правовую
систему. С середины 1990-х годов
в ряде российских регионов традиционного
распространения ислама предпринимаются
шаги по возрождению мусульманского
судебного права. Внедрение его
норм в работу органов юстиции
происходит в нескольких формах, имеет
неодинаковое отношение к государственной
судебной системе и преследует различные
цели. Так, создание в1995 году шариатских
судов в Чечне было призвано продемонстрировать
выход республики из российского
правового поля. Однако вынесенные
ими решения и применявшиеся
процедуры противоречили не только
законодательству России, но и ключевым
принципам шариатского
Если образование
указанных органов исходит из
противопоставления шариатского правосудия
российской судебной системе, то в Ингушетии
сама власть допускает обращение
к мусульманско-правовому
На мой взгляд, при соблюдении определенных условий отдельные начала шариатского правосудия — такие, например, как примирительные процедуры, этика поведения судей — могут найти свое место в правовой системе России и прежде всего ее мусульманских регионов. Поэтому изучение основ мусульманского судебного права представляет для нашей страны не только познавательный, но и практический интерес.
Заключение
Мусульманское право
представляет собой одну из разновидностей
религиозной правовой системы и
одну из сторон ислама. В переводе с
арабского, шариат означает «путь следования»,
и он составляет то, что принято
называть мусульманским правом. Исследователи
мусульманского права обычно обращают
внимание на две его характерные
и взаимообусловленные
С момента возникновения мусульманского права его доктринальная и нормативная основа настолько усложнилась и претерпела существенные изменения, что шариат стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.
К источникам мусульманского
права относятся Коран, Сунна
и мусульманско-правовая доктрина,
основанная на «рациональных» источниках
или логических приемах толкования.
Это прежде всего единогласное мнение
(иджма) наиболее авторитетных правоведов
- муджтахидов и факихов, и кияс
(кийас) - суждение по аналогии. Путем
многолетнего развития мусульманское
право выработало огромный массив правовых
норм. Но к мусульманскому праву
могут быть отнесены отнюдь не все
нормы, зафиксированные в Коране
и сунне, либо разработанные мусульманскими
богословами и правоведами. Будучи
закрепленными в священном
Мусульманское право представляет собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы.
Преступления в мусульманском уголовном праве расцениваются не только как нарушение законности и правопорядка, но и как религиозный грех, который влечет за собой и юридическую ответственность, и ответственность перед Аллахом. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. В качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.
Мусульманская правовая доктрина традиционно уделяла много внимания уголовно-процессуальному праву. Мусульманские юристы придерживаются совпадающих взглядов на исходные начала правосудия, закрепленные такими ведущими источниками мусульманского права, как Коран и сунна, под которой понимается нормативная практика пророка Мухаммеда, зафиксированная преданиями (хадисами).
Список использованной литературы
1. Аль-Хафиз бен-Хаджар аль-Аскалани. Получение желаемого из источников норм. М., 2001. - 291 с.
2. Антология правовой мысли: в 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 1999. - 686 с.
3. Апшерони А.А. Ислам вчера, сегодня, завтра. Спб., 2003. - 354 с.
4. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. М., 2002. - 226 с.
5. Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008 – 668 с.
6. Васильев Л.С. История религий востока. М., 1983. – 528 с.
7. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства, М.: Норма, 2008. – 752 с.
8. Давид Рро Р. Основные правовые системы современности / пер. с фр. И втупит. ст. А.В. Туманова, М.: Прогресс, 1988. – 495 с.
9. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. М., 1996, - 584 с.
10. Коран / перев.с араб. и комментарии Н.О. Османова. М., 1999, - 564 с.
11. Краткий словарь исламских терминов. М.: Эксмо. 1995. – 354 с.
12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2008, - 640 с.
13. Мухаммед Ал-Кушани. Книга о судьях. М., 1992, 424 с.
14. Соловьев В.А. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902, - 430 с.
15. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и перспективы развития мусульманского мира. Государство и право. 1998 №6, 43-45 с.
16. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1998. – 234 с.
17. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам. Государство и право. 1996 №2. 25-29 с.
18. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право. Государство и право. Государство и право. 1996 №7, 15-21 с.
19. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие. Теоретические основы и практика. Государство и право. 1999 №10. 43-46 с.
20. Хрестоматия по исламу. М., 1994. 654 с.
21. Шах И.Р. Мыслители Востока. Спб., 1986, 510 с.
Информация о работе Соотношения ислама и мусульманского права