Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 11:03, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……..5
1.2 Возникновение и школы мусульманского права……………………..7
1.3 Источники мусульманского права……………………………………11
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая характеристика системы мусульманского права……14
2.2 Уголовное право…………………………………………………………...16
2.3 Судебный процесс…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………25
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.АЛЬ-ФАРАБИ
РЕФЕРАТ
На тему: Соотношения ислама и мусульманского права
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ
ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……..5
1.2 Возникновение и школы мусульманского права……………………..7
1.3 Источники мусульманского права……………………………………11
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая
характеристика системы
2.2 Уголовное право………………………………………
2.3 Судебный процесс……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………25
Введение
Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе, основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.
Мусульманское право
- сложное социальное явление, оказавшее
глубокое влияние на историю развития
государства и права целого ряда
стран Востока. Ислам - являясь одной
из трех (наряду с буддизмом и
христианством) мировых религий, имеющей
своих приверженцев практически
на всех континентах и в большинстве
стран мира, пожалуй, наиболее близко
соприкасается с государством и
правом. Связующим звеном здесь выступают
мусульманское право и
Актуальность данной
темы заключается в том, что в
последнее время
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие
и характерные черты
- изучить историю
возникновения и школы
- проанализировать
источники мусульманского
- рассмотреть систему
мусульманского права и
ГЛАВА I. МУСУЛЬМАНСКОЕ
ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой
В теории государства и права религиозное право понимается как одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях [5, с. 510]. В настоящее время наиболее развитыми системами религиозного права являются мусульманское право, иудейское право, каноническое право.
Исследователи мусульманского
права обычно обращают внимание на
две его характерные и
На основе тезиса
о неразрывном единстве в исламе
«веры и государства», религии
и права многие исследователи
приходят к выводу, что исламу свойственна
лишь религиозная догматика (теология),
мораль и травила культа, а юридические
нормы как таковые, если и имеются,
то, по существу, совпадают с указанными
правилами, не играют самостоятельной
роли, либо занимают второстепенное место.
Например, Абд ал-Азиз Амир полагает,
что мусульманское право в
глазах правоверных является частью
религиозной догматики[1, с.46]. Субхи
ас-Салих утверждает, что божественное
откровение не является чем-то чуждым
праву, которое не может быть понято
без учета этого фактора. Причем
откровение в исламе явно превалирует
над правом [2, с.86]. Мухаммад Фарук
ан-Набхан, отмечая тесную связь
в мусульманском праве
Действительно, тесная
взаимосвязь правовых и религиозных
предписаний ислама, религиозная
основа мусульманского права, его «мусульманский»
характер не вызывают сомнений. Это
реальный факт, подтверждаемый анализом
особенностей мусульманского права
как системы действующих
Другой общей
чертой всех сложившихся в исламе
социо-нормативных регуляторов, тесно
связанной с первой, является то,
что нормативное содержание его
юридических предписаний и
В мусульманском
праве в качестве правовых нередко
выступают религиозно-
Подобное положение
характерно для современного правового
развития ряда «мусульманских стран. Например,
законодательство Марокко, Иордании и
Пакистана предусматривает для
мусульман уголовную
Таким образом, мусульманскому
праву характерны все черты религиозного
права. Во-первых, это божественное
происхождение, а во-вторых, связь, а
в некоторых случаях
1.2 Возникновение и школы мусульманского права
Одним из наиболее
крупных явлений в
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).
Мусульманское право
вобрало в себя многие элементы предшествующих
правовых культур Востока, в частности
правовые обычаи и традиции, действовавшие
в доисламской Аравии и на завоеванных
арабами территориях. Так, при Омейядах
некоторое время продолжало применяться
право сасанидского Ирана, Византии,
а также частично и римское
право. Все эти источники оказали
некоторое, хотя внешне и малозаметное
влияние на становление шариата,
символизируя тем самым связь
восточной и западной цивилизаций.
Но не они определили в конечном
счете неповторимость и своеобразие
шариата как самостоятельной
и оригинальной правовой системы. Исключительно
важную роль в становлении шариата
сыграла деятельность Мухаммеда
и первых четырех так называемых
праведных халифов, при которых
путем толкования заповедей, высказываний
и поступков пророка были составлены
священные книги мусульман —
Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите, ведь Аллах с терпеливыми" [10, сура 8.48]. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас" [10, сура 4.62].
Мистико-религиозная
оболочка шариата обусловила большое
своеобразие составляющих его собственно
правовых конструкций и понятий,
тормозила формирование в нем
рационалистических начал и логически
обоснованной внутренней системы, как
это имело место в римском
праве. Однако к VIII—IX вв., когда шариат
перерастает рамки
Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в него логико-рационалистическое начало и имея своим следствием создание огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными, идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность внутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг друга.[16, c.203]
Информация о работе Соотношения ислама и мусульманского права