Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 11:03, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- рассмотреть систему мусульманского права и отрасли – уголовное право и судебный процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА І МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
1.1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……..5
1.2 Возникновение и школы мусульманского права……………………..7
1.3 Источники мусульманского права……………………………………11
ГЛАВА ІІ. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
2.1 Понятие и общая характеристика системы мусульманского права……14
2.2 Уголовное право…………………………………………………………...16
2.3 Судебный процесс…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………25
Мусульманское государственное
право требует, чтобы правитель
обязательно был мусульманином.
Значительная часть полномочий главы
государства носит религиозный
характер, связана с первоочередной
защитой интересов ислама и контролем
над исполнением правоверными своих
религиозных обязанностей. Согласно
мусульманской политико-
В мусульманском
судебно-процессуальном праве выделяются
нормы, в соответствии с которыми
должность судьи могут занимать
только мусульмане, строго придерживающиеся
в своей личной жизни религиозных
и моральных (предписаний ислама.
Сходные требования предъявляются
и к свидетелям по большинству
дел. Особое значение данная отрасль
придает клятве именем Аллаха, с
помощью которой ответчик может
доказать свою невиновность. При этом
действенность подобного
Основной идеей
регулирования международных
Мусульманское уголовное
право (укубат) в качестве наиболее
опасных правонарушений рассматривает
посягательства на «права Аллаха», среди
которых особо выделяется вероотступничество,
влекущее смертную казнь. Как правило,
к совершившим преступления мусульманам
и представителям иных религий применялись
различные меры наказания. Во многих
случаях раскаяние преступника,
имеющее непосредственное отношение
к его религиозной совести, освобождало
его от наказания. И в то же время
за отдельные правонарушения в качестве
санкции устанавливалось
Итак, мусульманское право представляет собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей.
2.2 Уголовное право
Разрабатывая теорию
правонарушения, мусульманские юристы
исходили из двух основополагающих философско-богословских
начал. Прежде всего, они считали, что
все поступки и даже мысли людей
гак или иначе предопределяются
волей Аллаха. [6, c.245] Однако, по мнению
представителей большинства мусульманско-
Другим принципиально
важным моментом является рассмотрение
правонарушения как непослушания воле
Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских
ученых-юристов, любое неправомерное
в юридическом, смысле поведение
не просто представляет собой отклонение
от предписаний мусульманского права,
за которое следует
Подобный подход
накладывает отпечаток на всю
уголовно-правовую мусульманскую концепцию,
в которой широкое понимание
правонарушения как серьезного греха
сочетается с его узким определением
в формально-юридическом
Ясно, что в данном определении речь идет как об отклонении от любых норм, регулирующих взаимоотношения людей, так и о нарушениях религиозных обязанностей, многие из которых приобрели правовой характер. Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии с принятой классификацией система мусульманского права не знает строгих различий между санкциями за нарушение отдельных категорий норм и включает в себя единую отрасль деликтного права. Правда, классифицируя виды правонарушении, мусульманские юристы учитывают такое разграничение, но проводят его с учетом не только и не столько общественной опасности или характера нарушенной нормы, сколько иных критериев, среди которых важное значение придается чисто религиозным моментам. В этом наглядно отражаются как зависимость оценки поведения мусульманина от степени соответствия его «воле Аллаха», закрепленной в той или иной форме, так, в конечном счете, и религиозная природа мусульманского права в целом.
Авторитетные мусульманские
правоведы средневековья и
Таким образом, преступления
в мусульманском праве
2.3 Судебный процесс
Заслуга в разработке
основ организации и
Мусульманские юристы придерживаются совпадающих взглядов на исходные начала правосудия, закрепленные такими ведущими источниками мусульманского права, как Коран и сунна, под которой понимается нормативная практика пророка Мухаммеда, зафиксированная преданиями (хадисами). Ведущим принципом шариатского правосудия называют справедливость, упоминаемую во многих стихах Корана, в котором, например, говорится: «Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости» [10, cура 5:42], «…И мне велено судить по справедливости между вами» [10, сура 42:15].
Хотя по конкретным
аспектам организации и функционирования
судов позиции ведущих школ мусульманской
правовой доктрины (фикха) не всегда совпадают,
можно выделить некоторые общие
черты их подхода к решению
этих вопросов. Это, в частности, относится
к условиям, которым должен удовлетворять
кади — шариатский судья. Обычно на
эту должность назначается
Необходимо также, чтоб судья обладал ясным умом и проницательностью, позволяющими ему беспристрастно разбираться в самых запутанных ситуациях. Кроме того, на должность кади может претендовать только свободный и справедливый мусульманин, лишенный серьезных физических недостатков. Своеобразием отличается установленный шариатом порядок рассмотрения судебных дел. Слушание спора обычно начинается с того, что судья предлагает истцу изложить свою претензию, а затем обращается к ответчику с предложением признать обоснованность иска. При согласии ответчика разбор дела завершается, и кади выносит решение. В противном случае судья предлагает истцу представить доказательства своего права. Такая его обязанность установлена известным изречением пророка: «Истец обязан привести доказательство, а тот, кто отрицает правомерность иска, должен дать клятву» [16, c. 202]
Мусульманское право
придает большое значение объективности
доказательств, поскольку судебное
решение должно основываться не на
догадках и предположениях, а на
непредвзятой оценке фактов и внешнего
поведения человека. Одновременно шариат,
допуская возможность принятия ошибочного
решения, недвусмысленно предупреждает
об ответственности за стремление повлиять
на мнение кади вопреки истине, о
чем свидетельствуют слова
Такой принцип прямо
касается судебной этики, основное требование
которой — проявлять
Порядок разрешения
дел шариатскими судами в определенной
мере зависит от характера споров,
хотя принципиальных различий в процедуре
рассмотрения уголовных дел, семейных
или имущественных споров нет. Правда,
тяжбы по сделкам или семейным
конфликтам, а также преступления,
затрагивающие частные права (убийство
и причинение телесных повреждений),
кади рассматривает только по иску
лица, право которого нарушено, а
прочие дела — по требованию любого,
в том числе по собственной
инициативе. В идеале любой спор
решается кади единолично в течение
одного судебного заседания. Причем
особенностью исламского правосудия является
стремление уладить конфликт без
принятия принудительного решения
в соответствии с советом пророка:
«Мировое соглашение между спорящими
допустимо за исключением такого,
которое запрещает дозволенное
Аллахом либо разрешает запрещенное
им». Вместе с тем классическая мусульманско-правовая
теория дает судье возможность менять
свое прежнее мнение при рассмотрении
нового сходного дела. Иначе говоря,
речь идет об отказе от правила судебного
прецедента, т. е. связанности судьи
своими прежними решениями или мнением
любого другого кади. Такой подход
нашел закрепление в уже
Практика организации и деятельности мусульманских судов уже с первых веков арабского халифата отличалась от разработанной мусульманско-правовой теорией модели шариатского правосудия. Реальность вносила в идеал коррективы по нескольким направлениям. В частности, с IX–X веков кади по существу потеряли право на иджтихад в точном смысле и стали ориентироваться при вынесении решений на выводы ведущих школ фикха, которые к этому времени сформировались. Важную роль начали играть советники-муфтии, которые помогали кади рассматривать дела, отыскивая нужные решения в доктрине, т. е. в признанных указанными школами и созданных их представителями книгах, превратившихся в основной источник действовавшего мусульманского права. [7, c.244]
Информация о работе Соотношения ислама и мусульманского права