Содержание договора строительного подряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы обусловлена объектом и предметом исследования и заключается в комплексном исследовании договора строительного подряда.
Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. Изучение обязанностей заказчика строительного подряда.
2. Анализ обязанностей подрядчика строительного подряда.
3. Изучение ответсвенности строн по договору строительного подряда

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Обязанности заказчика по договору строительного подряда...................5
2. Обязанности подрядчика по договору строительного подряда..............11
3. Ответственность сторон по договору строительного подряда...............20
Заключение.............................................................................................................27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.docx

— 51.42 Кб (Скачать)

 

 

Министерство  образования Российской Федерации

Воронежский государственный  университет

юридический факультет

кафедра гражданского права

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

Содержание договора строительного подряда

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса 8 группы

юридического факультета

Осипова Екатерина Олеговна

 

Научный руководитель:

Фильченко Денис Геннадьевич

 

 

 

Воронеж

2011

Содержание

Введение................................................................................................................3

 

  1. Обязанности заказчика по договору строительного подряда...................5
  2. Обязанности подрядчика по договору строительного подряда..............11
  3. Ответственность сторон по договору строительного подряда...............20

 

Заключение.............................................................................................................27

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в  условиях перехода нашей страны к  рыночной экономике наблюдается  повсеместный рост производства и, в  наибольшей степени, торговли, которая  теперь достигла весьма внушительных размеров. Следствием этого является резкое увеличение торговых площадей, что сопровождается все возрастающей потребностью в новых помещениях. Это только один аспект, призванный иллюстрировать необходимость появления  новых объектов недвижимости.

Все это создает предпосылки  для подъема такой отрасли  народного хозяйства, как строительство. Строительные отношения имеют свою специфику, т.к. именно от того, как будут  распределены обязанности и права  сторон, зачастую зависит успешное завершение работы. Здесь важную роль играет договор строительного подряда, который наравне с законом  определяет порядок проведения работ  по строительству и реконструкции  объектов.

В нашей стране основной гражданско-правовой формой обеспечения выполнения строительно-монтажных работ является договор строительного подряда, закрепленный в параграфе 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее, если иное не оговорено, — ГК РФ), который в условиях рыночной экономики, в отличие от плановой экономики социализма, приобрел черты свободно заключаемого договора. Однако реформирование экономики, начавшееся в последнее десятилетие XX века, потребовало от законодателя и правоприменителей введения в гражданский оборот новых договорных конструкций (соглашение о разделе продукции, концессионные соглашения, договор управления многоквартирным домом), носящих смежный характер с договором строительного подряда в связи с включением в их содержание обязанностей по выполнению строительных работ. Включение элементов договора строительного подряда в смежные договоры приводит к возникновению проблемы соотношения положений параграфа 3 главы 37 ГК РФ с нормами, регулирующими заключение и исполнение смежных договоров.

Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие  между сторонами строительного  подряда.

Предмет исследования образуют нормы гражданского права и других отраслей, закрепляющие права и обязанности  сторон строительного подряда, а  также их ответственность.

Основная цель курсовой работы обусловлена объектом и предметом  исследования и заключается в  комплексном исследовании договора строительного подряда.

Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение  следующих задач:

  1. Изучение обязанностей заказчика строительного подряда.
  2. Анализ обязанностей подрядчика строительного подряда.
  3. Изучение ответсвенности строн по договору строительного подряда
  4. Выявление противоречий в действующем законодательстве.

Методическую основу исследования составляют универсальные общенаучные  методы: логический, системно-интеграционный, структурно-функциональный и специальные  методы: сравнительно-правовой, историко-правовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обязанности заказчика по договору строительного подряда

 

Содержание договора строительного  подряда как относительного правоотношения сводится к взаимным правам и обязанностям, обусловленными существенными условиями  заключенного договора строительного  подряда.

В соответствии со ст. 740.1 ГК РФ и содержанием конкретного подрядного договора по сторительству заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку либо обеспечить фронт работ, обеспечить своевременное финансирование в соответствии с объемом строительно-монтажных работ, принять законченные строительством объекты и оплатить их. Заказчик обязан провести комплексное опробование оборудования (вхолостую и на рабочих режимах) с участием проектной, подрядной и монтажной организаций, а при необходимости и организаций – изготовителей оборудования. По договору стороительного подряда заказчик может предоставить материально-техническое и проектное обеспечение строительства. Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ строительной документации.

Наиболее важная обязанность заказчика заключается в том, что он обязан предоставить подрядчику строительную площадку. Эта обязанность носит организационно-обеспечительный характер, поскольку до ее выполнения подрядчик лишен возможности даже начать выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение обязанности по предоставлению строительной площадки фактически сводится к двум действиям со стороны заказчика: передаче подрядчику документов о выделении земельного участка под строительство и принятие каких-либо мер по освобождению этого участка от оказавшихся там строений и сооружений.

Особо следует остановиться на вопросе о фиксации исполнения этой обязаности заказчиком. Дело заключается  в том, что действующее законодательство о строительстве не предусматривает каких-либо сроков исполнения этой обязанности или специальных средств оформления исполнения обязанности по передаче строительной площадки. Иногда это порождает излишние споры и взаимные претензии в отношенииях между заказчиками и подрядчиками.

В договорной практике субъекты предпринимательской деятельности пытаются как-то восполнить образовавшийся пробел. «К примеру, п.4.1 договора подряда №13 от 01.09.1998 г. между предпринимателем Трухачевым Т.П. и ЗАО «Воронежскагродорстрой» фиксируется 10-дневный со дня подписания договора срок для передачи подрядчику строительной площадки. П.4.1 договора подряда №2 от 05.05.1997 г. между ОАО «Воронежоблгаз» и ЗАО «Воронежагродорстрой» устанавливался пятидневный срок для передачи подрядчику строительной площадки, однако в обоих анализируемых договорах порядок фиксации исполнения соответсвующей обязанности отсутствует»1.

Следующей обязанностью заказчика  после предоставления строительной площадки или обеспечения фронта работ является передача подрядчику, если это предусмотрено договором  строительного подряда, технической  документацией. Действующее законодательство не регулирует порядок и сроки разработки проектной документации, что отрицательно сказывается на ходе работ.

Непростые вопросы соотношения  Гражданского кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ возникают при анализе  обязанности заказчика оплатить законсервированное строительство. Гражданско-правовые последствия консервации строительства  предусмотрены ст. 752 ГК РФ: если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда  приостановлены и объект строительства  законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ. Прежде всего, возникает проблема соотношения данной обязанности заказчика с рисковым положением подрядчика. Подрядчик как специалист несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего объект договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком. Причина приостановления работ по договору строительного подряда вполне может быть связана со случайной гибелью или случайным повреждением объекта строительства. Кроме того, ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что при необходимости прекращения работ или их приостановления на срок более чем шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта строительства. Таким образом, Градостроительный кодекс РФ оперирует понятием, не используемым в параграфе 3 главы 37 Гражданского кодекса РФ — прекращение работ.

Существуют раличные точки  зрения ученых на этот счет. Например, М. И. Брагинский о ст. 752 ГК РФ пишет, что «комментируемая статья имеет в виду консервацию вследствие обстоятельств, не зависящих как от заказчика, так и от подрядчика. Наиболее распространенный случай — консервация, вызванная явлениями стихийного характера или не выделением инвестиций»2. Хотя в статье и говорится об обстоятельствах, не зависящих от сторон договора строительного подряда, реально, как было доказано, характер обстоятельств может быть таков, что они охватываются распределением рисков по договору строительного подряда. Что же касается приводимых комментатором примеров — явления стихийного характера и не выделение инвестиций — отмечу, что явления стихийного характера, наступающие независимо от подрядчика и заказчика, находятся в зоне риска подрядчика, что означает право заказчика не оплачивать работы и их результаты, погибшие от случайной причины. Не выделение инвестиций, наоборот, находится в зоне риска и ответственности заказчика, что приводит к противоположному выводу о существовании обязанности заказчика по оплате выполненных работ. В самом деле, если заказчик не смог добиться надлежащего инвестирования и финансирования выполняемых строительных работ от третьих лиц либо не организовал собственный инвестиционный и финансовый менеджмент должным образом, что привело к срывам в оплате работ, то это, естественно, составляет фактическое основание его гражданско-правовой ответственности. Таким образом, потребности реализации ст. 752 ГК РФ обусловливают необходимость четкого определения понятия консервации строительства и отграничения его от других сходных или соприкасающихся гражданско-правовых ситуаций.

Общей по отношению ко всем видам договора строительного подряда  является обязанность заказчика  немедленно приступить к приемке  результата работ (ст. 753 ГК РФ). Речь идет о приемке заказчиком результата работы от подрядчика, имеющей значение удостоверения исполнения подрядчиком договора строительного подряда по всему объему обязанностей. Однако приемка результата работ не означает, что заказчик (застройщик) приобретает право эксплуатировать объект строительства, поскольку ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусматривает обязанность застройщика (заказчика) получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В связи с этим возникает вопрос о юридической природе и юридическом значении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Представляется, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по своим юридическим качествам играет роль индивидуального административного акта, поскольку удостоверяет соблюдение совокупности публично-правовых требований, предъявляемых к осуществлению строительства, со стороны государственного или муниципального органа. К такому выводу приводит анализ содержания п.п. 6 и 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, закрепляющих в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только административно-правовые титулы. Никакие соображения или аргументы, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора строительного подряда, при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не принимаются. Считается, что заказчик, принявший объект от подрядчика, удовлетворен исполнением договора строительного подряда, и в силу закрепляемого ст. 1 Гражданского кодекса РФ принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела Градостроительный кодекс РФ не предоставляет государственным и муниципальным органам права оценивать исполнение договора строительного подряда подрядчиком или заказчиком.

Приемка заказчиком результата работ от подрядчика может оформляться  двусторонним или односторонним актами. Согласно ч. 4 ст. 753 ГК РФ двусторонний акт сдачи-приемки выполненных работ не может оспариваться заказчиком либо подрядчиком, такой возможности в тексте закона не предусмотрено. Односторонний акт может оспариваться любой стороной: как отказавшейся от его подписания, так и подписавшей его. Такой вывод следует из содержания ч. 4 ст. 753 ГК РФ, не ограничивающей права требовать признания одностороннего акта приемки выполненных работ той или иной стороной договора строительного подряда. В любом случае двусторонний или односторонний акт содержит лишь презумпцию надлежащего или ненадлежащего исполнения договора строительного подряда заказчиком или подрядчиком. Такой вывод с неизбежностью вытекает из содержания гражданско-правового регулирования строительного подряда и разъяснений, содержащихся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»3. Согласно п. 12 данного письма наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ, а в соответствии с п. 13 того же документа заказчик не лишен возможности представить суду свои возражения по качеству работ, принятых им по двустороннему акту. Таким образом, подписание заказчиком двустороннего или одностороннего акта и наличие соответствующих актов приемки выполненных работ вовсе не означает, что договор строительного подряда исполнен надлежащим образом. Признаваемое судебной практикой право заказчика обратиться к подрядчику, в сущности, с любыми требованиями, касающимися объемов, стоимости и качества выполненных работ, даже при наличии подписанного акта приемки ясно указывает на предположительный характер соответствующего акта и презюмируемый характер изложенных в нем обстоятельств. Хотя закон и не предоставляет сторонам договора строительного подряда оспаривать двусторонний акт приемки выполненных работ и добиваться признания его недействительным, по сути, обращение заказчика с требованиями и исками, касающимися объема, стоимости или качества выполненных работ, оспаривает содержание двустороннего акта приемки результата работ, а в случае удовлетворения соответствующего иска судом приводит к признанию акта недействительным полностью или частично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обязанности подрядчика

 

Анализ параграфа 3 главы 37 ГК РФ позволяет выделить следующие  обязанности подрядчика: осуществлять строительство и связанные с  ним работы в соответствии с технической  документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые  к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (ст. 743 ГК РФ); сообщить заказчику о не учтенных в технической документации работах  и возникающей в связи с  этим необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости  строительства; исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если они не противоречат условиям договора строительного подряда  и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную  деятельность подрядчика; при осуществлении  строительства и связанных с  ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ (ст. 751 ПС РФ); обеспечить строительство материально-техническими ресурсами; сотрудничать с заказчиком в целях достижения социально  и экономически значимых результатов. Как видно, Гражданский кодекс РФ основное внимание уделяет регулированию  процесса создания и реконструкции  объектов недвижимости со стороны подрядчика, предъявляя к нему совокупность частноправовых и публично-правовых требований. Например, обязанность по соблюдению требований закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ является, по сути, не договорной, а публично-правовой, вытекающей из действующего конституционного и административного законодательства, регулирующего выполнение строительно-монтажных  работ. Материально-техническая и  правовая специфика выполняемых  по договору строительного подряда  строительно-монтажных работ такова, что неизбежно затрагиваются  публичные интересы. Это обстоятельство обусловливает комплексность правового  регулирования создания и реконструкции  объектов недвижимости и, в частности, применение административно-правового регулирования в целях соблюдения публичных интересов. Соблюдение публичных интересов обеспечивается формированием надлежащих организационно-правовых предпосылок выполнения строительно-монтажных работ. В связи с этим можно сделать вывод о том, что содержание ст. 751 ГК РФ крайне узко: она запрещает подрядчику по договору строительного подряда выполнять строительно-монтажные работы только в случае нарушения обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ. На практике чаще встречаются случаи, когда подрядчик выполняет строительно-монтажные работы не с нарушением требований по охране окружающей среды и безопасности самих строительных работ, а в отсутствие административно-правовых разрешений и предписаний, что приводит к самовольному и неуправляемому строительству.

Информация о работе Содержание договора строительного подряда