Система гражданского законодательства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование системы гражданского законодательства РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию гражданского законодательства и рассмотреть основные способы систематизации (упорядочения) законодательства.
2. Раскрыть действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.
3. Охарактеризовать способы применения и толкования гражданского законодательства.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или  иной нормативный акт, используется также возможность его повторной  официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой  старая редакция акта теряет силу. Такой  прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно  облегчает применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже - подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

В гражданском праве кодификация  может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли  права. Во втором - в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного  кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для  которых возможна разработка и некоторых  реальных, а не надуманных общих  положений.

Гражданско-правовые нормативные  акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему. При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения  предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они  относятся, следует учитывать, что  все нормативные акты действуют  в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.

Выделяют вертикальную и  горизонтальную иерархии предписаний  нормативных документов.

Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, вертикальная иерархия призвана дать ответы на вопросы о  том, на каком именно уровне должен быть принят соответствующий акт, и  к какому именно виду этот акт относится. Горизонтальная иерархия дает ответ  на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной  и той же ступени вертикальной иерархии Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения - М.: "СТАТУТ", 1998, с.28..

Вертикальная  иерархия.

"Иерархическую лестницу" нормативных документов выстраивает  Конституция Российской Федерации,  которая имеет высшую юридическую  силу в отношении любых законов  и других нормативных актов  (и возглавляет всю систему  действующего законодательства).

Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы  теперь могут входить лишь акты федеральных  государственных органов, поскольку  в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции  РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной  компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или  органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента  введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в  части, не противоречащей ему.

Исключительное ведение  Российской Федерации в сфере  гражданского законодательства исключает  для субъектов Федерации возможность  издавать в области гражданского права не только свои законы, но и  свои иные нормативно-правовые акты. Этот очевидный вывод следует не только из существа исключительности компетенции  Федерации в сфере гражданского законодательства, но и из прямых указаний Федерального закона (п.3-7 ст.3 ГК) относительно того, что положения этого законодательства могут развиваться и конкретизироваться лишь подзаконными правовыми актами федерального уровня.

Вместе с тем следует  учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и  в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному  ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К  их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит  из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции  РФ).

Все нормативные акты в  зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные  акты) и подзаконные нормативные  акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной  власти обладают большей юридической  силой по отношению к подзаконным  нормативным актам. Статья 76 Конституции  Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные  конституционные законы обладают большей  юридической силой по сравнению  с федеральными законами. Поэтому  федеральные законы не могут противоречить  федеральным конституционным законам.

По своей юридической  силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

- обладающие высшей юридической  силой федеральные законы - нормативные  акты, принятые Государственной  Думой РФ; Составляющие первую  группу актов законы возглавляются  Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

- носящие подзаконный  характер указы Президента РФ  и постановления федерального  Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК);

- нормативные правовые  акты иных федеральных органов  исполнительной власти (министерств  и ведомств) составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Центральным, стержневым актом  гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем  правил, но и требованию о том, чтобы  все иные гражданские законы, а  также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали  его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных  гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван  обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимост-ных  и личных неимущественных отношений  на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.

Следует согласиться с  мнением М. И. Брагинского о том, что ГК по отношению к любым  другим федеральным законам занимает положение «первого среди равных»  Брагинский М. И. Комментарий части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М., "СПАРК", 1995. С. 32

. В этом смысле ГК  иногда условно называют «экономической  конституцией» Такое положение  отнюдь не означает ограничений  законодателю в установлении  новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых изменений в ГК одновременно с принятием новых законов. 

Предмет гражданского права  составляют столь многообразные  и сложные отношения, что все  они с необходимой мерой детализации  не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как  Гражданский кодекс. Для этого  необходимы многие другие законы, развивающие  и конкретизирующие его правила  и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость  принятия нескольких десятков таких  законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру  всей отрасли гражданского законодательства. Следует иметь в виду, что при  наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может  урегулировать соответствующее  отношение иначе, чем предусмотрено  Кодексом.

Например, Закон Российской Федерации «О страховании», регулирует отношение в области страхования  между страховыми организациями  и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения  страховых организаций между  собой; Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные  и связанные с ними личные неимущественные  отношения, возникающие в связи  с созданием, правовой охраной и  использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями  и предпринимателями.

Эти и другие специальные  законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, имеют чрезвычайно  важное значение, поскольку в них  отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические  преобразования.

Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют  подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном  законе) соответствующее отношение  может быть урегулировано ими  иначе, чем это предусмотрено  в правилах Кодекса или другого  закона.

Наибольшей юридической  силой среди подзаконных нормативных  актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной  нормами закона, правила указов у  нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они  не содержат прямых противоречий ему).

Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Конституции, ГК, другим федеральным законам и  президентским указам, но и могут  теперь приниматься лишь «на основании  и во исполнение» перечисленных  актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого  ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

Те постановления Правительства  Российской Федерации, в которых  содержатся нормы гражданского права, входят в систему гражданского законодательства. В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает  большое количество нормативных  актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений  принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские  указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Нормативные акты федеральных  министерств и ведомств в сфере  гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более  того, само их принятие здесь обусловлено  наличием прямого указания на такую  возможность в акте более высокого уровня - законе, либо президентском  указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным  интересам.

Поэтому все ведомственные  нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а  также все аналогичные акты межведомственного  характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).

Нормы гражданского права  содержатся также в комплексных  нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной  отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный  акт приобретает только в том  случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных  отраслей права. Если же в нормативном  акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие  нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той  отрасли права, нормы которой  составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем  имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные  акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что  законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей  сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью  принимаемых им нормативных актов.

Информация о работе Система гражданского законодательства РФ