Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование системы гражданского законодательства РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию гражданского законодательства и рассмотреть основные способы систематизации (упорядочения) законодательства.
2. Раскрыть действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.
3. Охарактеризовать способы применения и толкования гражданского законодательства.
При большом количестве изменений
(новелл), внесенных в закон или
иной нормативный акт, используется
также возможность его
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже - подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве кодификация
может носить общий (отраслевой) либо
частный характер. В первом случае
она выражается в принятии Гражданского
кодекса, охватывающего все основные
нормы и институты данной отрасли
права. Во втором - в принятии закона,
в том числе в форме кодекса,
регулирующего определенную узкую
(отраслевую или межотраслевую) группу
общественных отношений (например, Жилищного
кодекса, Кодекса торгового
Гражданско-правовые нормативные
акты, традиционно охватываемые понятием
гражданского законодательства, составляют
определенную систему. При применении
на практике норм действующего законодательства,
наряду с правилами разграничения
предписаний нормативных
Выделяют вертикальную и горизонтальную иерархии предписаний нормативных документов.
Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, вертикальная иерархия призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне должен быть принят соответствующий акт, и к какому именно виду этот акт относится. Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения - М.: "СТАТУТ", 1998, с.28..
Вертикальная иерархия.
"Иерархическую лестницу"
нормативных документов
Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.
Исключительное ведение
Российской Федерации в сфере
гражданского законодательства исключает
для субъектов Федерации
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Все нормативные акты в
зависимости от их юридической силы
делятся на законы (законодательные
акты) и подзаконные нормативные
акты. Законы как нормативные акты
высших органов государственной
власти обладают большей юридической
силой по отношению к подзаконным
нормативным актам. Статья 76 Конституции
Российской Федерации разграничивает
федеральные конституционные
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
- обладающие высшей юридической
силой федеральные законы - нормативные
акты, принятые Государственной
Думой РФ; Составляющие первую
группу актов законы
- носящие подзаконный
характер указы Президента РФ
и постановления федерального
Правительства охватываются
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Центральным, стержневым актом
гражданского законодательства России
является Гражданский кодекс. Этим
положением он обязан не только общему
характеру содержащихся в нем
правил, но и требованию о том, чтобы
все иные гражданские законы, а
также законы, содержащие нормы гражданского
права, хотя бы и принятые после введения
в действие Гражданского кодекса, соответствовали
его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно,
при коллизии норм ГК и других федеральных
гражданских законов необходимо
руководствоваться правилами
ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимост-ных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.
Следует согласиться с
мнением М. И. Брагинского о том,
что ГК по отношению к любым
другим федеральным законам занимает
положение «первого среди равных»
Брагинский М. И. Комментарий части
первой Гражданского кодекса Российской
Федерации для
. В этом смысле ГК
иногда условно называют «
Предмет гражданского права
составляют столь многообразные
и сложные отношения, что все
они с необходимой мерой
Например, Закон Российской
Федерации «О страховании», регулирует
отношение в области
Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, имеют чрезвычайно важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Наибольшей юридической
силой среди подзаконных
Правительственные постановления,
содержащие нормы гражданского права,
должны не только соответствовать Конституции,
ГК, другим федеральным законам и
президентским указам, но и могут
теперь приниматься лишь «на основании
и во исполнение» перечисленных
актов более высокой силы (п. 4
ст. 3 ГК). При несоблюдении этого
ограничения они не подлежат применению
(п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь
о тех правительственных
Те постановления
Нормативные акты федеральных
министерств и ведомств в сфере
гражданского права формально обладают
наименьшей юридической силой. Более
того, само их принятие здесь обусловлено
наличием прямого указания на такую
возможность в акте более высокого
уровня - законе, либо президентском
указе, или правительственном
Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.
Информация о работе Система гражданского законодательства РФ