Шпаргалка по "гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:21, шпаргалка

Описание работы

Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве.
Гражданское законодательство имеет частно - публичную направленность. Если же следовать прежним установкам, проявившимся при разработке нового гражданского законодательства, а именно - что оно является только частным правом, в котором не может быть ничего публичного, нашему обществу и дальше будут угрожать социальные потрясения. Забвение публичных интересов в угоду частным уже явилось причиной нежелательных эксцессов в обществе.

Работа содержит 1 файл

ответы ГП.doc

— 687.00 Кб (Скачать)

    Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика  товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Предметом договора могут быть любые вещи не изъятые из оборота. Продаваться могут как существующие вещи, так и будущие (Гражданский кодекс не препятствует этому).

    Цена  договора признается его существенным условием (это косвенно следует из ст.494 ГК РФ). Продавец должен объявить цену по правилам купли-продажи с  учетом особенностей установленных ГК РФ для розничной купли-продажи. При оплате товара в кредит либо в рассрочку к существенным условиям относится срок.

    Отмечая общую юридическую характеристику этого договора, следует отметить, что договор розничной купли-продажи  всегда является:

    1)      Консенсуальным. Считается заключены с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существующим условиям.

    2)      Обязывающим (взаимным). Наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора.

    3)      Возмездным. Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

    Договор розничной купли-продажи относится  к следующим категориям договоров:

    1)      Публичным. Заключается коммерческой организацией, и устанавливает обязанности организации по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, эти обязанности организация должна осуществлять в отношении каждого лица кто к ней обратится.

    2)      Договором присоединения. Договор, условия которого определены одной стороной в стандартной форме и эти условия могут быть приняты другой стороной лишь путем присоединения к предложенному договору в целом. 

    Гражданским Кодексом Российской Федерации предусмотрены  следующие способы продажи товара и определены условия договора розничной купли-продажи при том или ином способе продажи:

    Субъектами  договора розничной купли-продажи  являются продавец и покупатель.

    Продавцом по данному типу договора выступает  юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Покупателем по договору розничной купли-продажи  обычно выступает гражданин, но и  юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.

    Договор розничной купли-продажи может  быть заключен в устной либо письменной форме. Письменная форма договора обязательна при продаже товаров, когда момент заключения договора и момент его исполнения не совпадают (например, продажа товаров по образцам или в кредит). Договор розничной купли-продажи может быть заключен и путем совершения конклюдентных действий (например, продажа товаров с использованием автоматов). Как правило, договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

    Опираясь  на различный нормативный материал. регулирующий отношения между потребителем и продавцом можно выделить и четко определить основные обязанности и права продавца и покупателя.

    Продавец.

    Обязанности продавца:

    1. Осуществить передачу товара (ст.256 ГК РФ).

    2. Предоставить покупателю всю необходимую и достоверную информацию о товаре (ст.495 ГК).

    4. Продемонстрировать по просьбе  покупателя работоспособность товара  и дать ему возможность самостоятельно  проверить свойства товар до  приобретения.

    5. Осуществить проверку качества товара, если это предусмотрено договором купли-продажи, законом, обязательными требованиями государственных стандартов, иными правовыми актами (ст.474 ГК).

    6. Исключить продажу товара по  истечении установленного срока  годности этого товара, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен (ст.5 Закона "О защите прав потребителей”).

    Права продавца:

    1. Установить на товар дополнительный  гарантийный срок сверх гарантийного  срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона "О защите прав потребителей”).

    2 Отказаться от исполнения договора (ст 486 ГК РФ; ст 489 ГК РФ ст 496 ГК  РФ; ст 500 ГК РФ)

    3. Отказаться полностью или частично  от удовлетворения требований покупателя (ст.483 ГК).

    4. Потребовать от покупателя принять  товар или отказаться от исполнения  договора в случаях, когда покупатель  в нарушение закона, иных правовых  актов или договора купли-продажи  не принимает товар или отказывается  его принять (ст.484 ГК РФ).

    5. Потребовать оплаты товара и,  возможно, уплаты процентов в  соответствии со статьей 395 ГК  РФ.

    6. Потребовать оплаты переданного  товара или возврата неоплаченного  товаров (ст. 488 ГК РФ).

    Покупатель

    Обязанности покупателя:

    Основными обязанностями покупателя по договору розничной купли-продажи является принятие товара и уплата покупной цены.

    Права покупателя:

    1. Осмотреть товар, до заключения  договора розничной купли-продажи,  если это не исключено ввиду  характера товара (ст.495 ГК РФ).

    2. Потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара (ст.495 ГФ).

    3. Обменять купленный товар в  месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный  товар других размера, формы,  габарита, фасона, расцветки или комплектации в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара (ст.502 ГК РФ и ст.25 Закона "О защите прав потребителей”). Это право распространяется на все непродовольственные товары за исключением перечня товаров указанного в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

    4. Потребовать возмещения разницы  между ценой товара, установленной  договором розничной купли-продажи,  и ценой соответствующего товара  на момент удовлетворения его  требования, при возврате продавцу товара ненадлежащего качества (ст.504 ГК).

    5. Потребовать предоставления необходимой  и достоверной информации об  изготовителе и продавце, режиме  его работы и реализуемых им  товарах (ст.8 Закона "О защите  прав потребителей”). 

43. Права  потребителя в договоре розничной купли-продажи, особенности их защиты

    Отношения, регулируемые законодательством о  защите прав потребителей, могут возникать  из договоров розничной купли-продажи  и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

    При рассмотрении дел, возникших в связи  с осуществлением и защитой прав потребителей, необходимо иметь в  виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения  между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны. Учитывая это, суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

    Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О  защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

    Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иные федеральные законы и правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:

    ·          это предусмотрено ГК РФ;

    ·          ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения, либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения;

    ·          указанные законы и другие правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами.

    В случае неисполнения продавцом обязательства  по договору розничной купли-продажи  возмещение убытков и уплата неустойки  не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре (ст. 505 ГК РФ).

    Последствия невыполнения покупателем указанных  требований определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Продавец наряду с удовлетворением  требований покупателя, которому продан товар ненадлежащего качества, возмещает ему убытки, понесенные в связи с ненадлежащим качеством товара. В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты товара, не исполняет обязанность по его передаче в установленный договором срок, покупатель вправе требовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом. При этом с указанной суммы продавец уплачивает проценты в порядке, определяемом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Требования покупателя, связанные с расторжением договора, устранением нарушений его условий, недостатками товара, возмещением убытков, передаются продавцу в письменной форме с приложением необходимых документов, обосновывающих эти требования (документ, удостоверяющий факт покупки в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки или сроки годности (службы), технический паспорт или иной заменяющий его документ, гарантийный талон, а также документы, подтверждающие недостатки товара и убытки, причиненные покупателю в связи с ненадлежащим качеством товара). 
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

·       незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

·       возмещения расходов на устранение недостатков;

·       соразмерного уменьшения покупной цены;

·       замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

·       расторжения договора.

    Покупатель  вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству. 
Сроки исполнения указанных требований продавцом определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". 
Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. К проверкам соблюдения настоящих Правил могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей.

Информация о работе Шпаргалка по "гражданскому праву"