Санкции в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является реализация норм гражданского права, а предметом - санкции как элемент механизма ее юрисдикционного обеспечения.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии особенностей санкций в гражданском праве.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие санкций в гражданском праве
1.1. Понятие, сущность, функции санкций как юридической категории
1.2. Особенности санкций в гражданском праве
Глава 2. Виды санкций в гражданском праве
2.1. Санкции согласно современному российскому законодательству
2.2. Договорные санкции
Глава 3. Порядок применения гражданской правовой санкции
3.1. Основания и условия применения гражданской правовой санкции
3.2. Условия освобождения от гражданской правовой санкции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Санкции в гражданском праве.docx

— 65.88 Кб (Скачать)

Само определение состава  гражданского правонарушения как понятия, охватывающего все его признаки в сфере гражданского права, требует, чтобы было выяснено, кто совершил противоправный акт и на что он был направлен. Не следует забывать, что речь идет о понятии правонарушения, которое должно давать ему всестороннюю характеристику. При этом крайне важно, что субъекты правонарушения (а также и его объекты) рассматриваются в теории гражданского правонарушения не во всех своих свойствах и опосредствованиях, а лишь в том из них, которое выступает в качестве условия гражданско-правовой ответственности.

Объект гражданского правонарушения. В гражданском праве нормативный способ регулирования является главным, доминирующим, но не единственным. Значительный удельный вес занимает здесь плановое и

20

договорное регулирование, которое дополняет нормативную регламентацию общественных отношений. Поэтому в качестве объекта гражданского правонарушения наряду с соответствующими материальными отношениями выступают правовые формы, в которых осуществляется не только непосредственно нормативное, но также плановое и договорное регулирование. Предложенная трактовка объекта гражданского правонарушения позволяет установить практическое значение этой проблемы. Первый вопрос, который требует незамедлительного ответа при решении любого дела, касающегося гражданско-правовой ответственности, — это вопрос о том, урегулированы ли в правовом порядке общественные отношения, явившиеся предметом нарушения, и, следовательно, можно ли квалифицировать его в качестве правового. А для этого во многих случаях необходимо обратиться к содержанию плановых и договорных актов.

Субъекты гражданского правонарушения. Вопрос о том, может ли данный гражданин  или организация быть субъектом  гражданско-правовой ответственности, не выходит за пределы теории гражданской  правосубъектности. При характеристике же состава гражданского правонарушения существенно важно установить другое — может ли данная организация или гражданин быть субъектом ответственности в той или иной сфере конкретных имущественных отношений. Это не только концентрирует внимание на вопросах, имеющих практический характер, но и придает им ту специфическую направленность, которая необходима при анализе элементов гражданского правонарушения. Особое значение такая постановка проблем субъекта гражданского правонарушения имеет применительно к относительным правоотношениям, где круг субъектов ответственности строго определен в зависимости от субъектного состава этих отношений.

Объективная сторона гражданского правонарушения. К этой стороне состава правонарушения относятся: объективированный вредоносный результат, противоправность действий правонарушителя и причинная связь между его действиями и наступившими в результате этих действий последствиями. Однако соотношение указанных элементов в различных правонарушениях неодинаково. Если при, рассмотрении правонарушения на материале внедоговорного причинения вреда акцент должен быть сделан на анализе причинной связи, а рассмотрение противоправности необходимо лишь в самой общей форме, то при характеристике гражданско-правовой ответственности за неисполнение лицом обязанности, вытекающей из плана или договора («договорной» ответственности), удельный вес указанных элементов резко меняется. Вопрос о причинной связи при неисполнении правовой обязанности, за исключением случаев, когда в качестве имущественной санкции выступает возмещение убытков, как правило, снимается. Но за счет этого существенно возрастает значение проблемы

21

противоправности действий нарушителя. Вместе с тем эта проблема меняет и

свое содержание: она сводится к вопросам, которые касаются обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении лицом своих обязанностей, вытекающих из плана или договора. Эти обстоятельства имеют значение юридических фактов, образующих в своей совокупности основание тех правовых последствий, которые охватываются понятием гражданско-правовой ответственности. Поэтому с целью более четкой обрисовки особенностей объективной стороны состава гражданского правонарушения на материале «договорных» обязательств последняя может быть названа фактическим основанием гражданской ответственности. Таковы главные, общие элементы состава гражданского правонарушения. Эти элементы в реальных отношениях слиты в прочное единство. Расчленение состава правонарушения на отдельные признаки (элементы) обусловлено задачами научного познания, задачами более четкого, простого и удобного изложения изучаемого материала, запросами практики, требующей дифференцированного подхода к установлению отдельных сторон единого, но сложного явления. В связи с этим следует заметить, что объединение условий ответственности в обобщающую категорию является естественным логическим процессом, призванным устранить возникающую при указанном способе изучения условий ответственности видимость их разобщения.

Помимо объекта, субъекта и объективной стороны правонарушения в литературе к числу сторон состава  гражданского правонарушения относят  вину субъекта. Едва ли допустимо встать на позиции категорического отрицания возможности такой квалификации субъективного отношения правонарушителя к результату его противоправного поведения. Вина может быть отнесена к субъективным элементам состава гражданского правонарушения, хотя в сфере отношений, регулируемых гражданским правом, вина как условие применения имущественных санкций не имеет универсального значения, и поэтому, если быть 
последовательным, ей нельзя придать значения общего, обязательного элемента состава.

Но дело не в этом. Особенности  гражданско-правового регулирования отношений, связанных с имущественными правонарушениями, показывают, что более правильным, более логичным было бы пойти по другому пути и, отказавшись от аналогии с уголовным правом, отнести вину не к составу правонарушения, а, рассматривая ее в негативном аспекте, как невиновность—к особой правовой категории—основаниям освобождения от ответственности.

Такое решение проблемы вины вытекает из действия в гражданском праве презумпции виновности, правонарушителя.

22

Если не ограничивать значение этой презумпции лишь ее процессуальными функциями, а признавать за ней и материально-правовое действие, то неизбежен вывод, согласно которому достаточно наличия объективной стороны состава правонарушения, чтобы считать возможным привлечение лица к гражданско-правовой ответственности. Вот почему в нормативных актах, регулирующих отношения, связанные с гражданским правонарушением, правовое значение придается не наличию вины, а ее отсутствию, рассматриваемому в качестве основания освобождения от ответственности. Причем, если бы речь шла только о языково-смысловом значении соответствующих терминов, то применение выражений — «нести ответственность при наличии вины» и «быть освобожденным от ответственности при ее отсутствии» — зависело бы лишь от той или иной редакции словесной формулировки нормативного положения. Между тем использование последней из приведенных формул имеет важное юридическое значение, так как она в соответствии с презумпцией виновности более рельефно отграничивает момент, с которого лицо может быть привлечено к гражданской ответственности.

Отнесение категории вины в ее негативном понимании к основаниям освобождения от ответственности связано  и с процессуально-правовым действием  презумпции виновности: распределение  обязанности подсказыванию фактов основания исковых требований и  фактов, относящихся к возражениям  против этих требований, в гражданском  процессе таково, что вина не включается в число правопроизводящих фактов, подлежащих доказыванию со стороны  истца.

Отнесение категории вины (в ее негативном аспекте) к основаниям освобождения от ответственности обусловлено, наконец, задачами сохранения терминологического единства в нормативных актах, так как с учетом особенностей гражданско-правового регулирования имущественных отношений законодатель устанавливает и другие факты, освобождающие от ответственности, — факты, которые обычно приводятся в нормативном акте наряду с обстоятельствами, свидетельствующими о невиновности правонарушителя.

Однако отнесение категории  вины (в ее негативном аспекте) к  основаниям освобождения от ответственности  не могут поколебать значения принципа вины в гражданском праве. В связи  с этим надлежит со всей решительностью отграничить развиваемые в настоящей  статье положения от концепции причинения. Если сторонники концепции причинения вовсе исключили субъективные элементы из сферы гражданской ответственности, то мы, напротив, подчеркиваем их значение в этой сфере; мы лишь в соответствии со спецификой гражданско-правового регулирования относим эти элементы

 

23

не к основаниям ответственности, а к основаниям освобождения от нее. А это

значит, что в гражданском  праве основания освобождения от ответственности приобретают несомненно большую значимость, нежели одноименная категория в уголовном праве. Стало быть и в учении о гражданском правонарушении ей должно быть придано значение, равное по теоретической и практической ценности со значением состава гражданского правонарушения, что устранит возможные опасения, связанные с ограничением основания гражданской ответственности элементами, имеющими объективный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

3.2. Условия освобождения от гражданской  правовой санкции

В рамках континентальной  семьи правовых систем традиционно  обстоятельства, исключающие виновность противоправного деяния, делятся  на два вида - случай и непреодолимая  сила.

Случай - это юридический  факт, который характеризуется субъективной непредотвратимостью: правонарушитель  не знает и не должен знать о  возможности наступления соответствующего противоправного результата, вызванного случаем, и поэтому такой результат  не может быть этим нарушителем предотвращен.

Сущностный признак случая - непредвиденность: невозможность  иметь конкретное знание о времени, месте, вредном характере случая, причем в соответствующей ситуации нельзя было ожидать предвидения  последнего от правонарушителя. Следовательно, центральный вопрос, требующий разрешения при юридической оценке случая. Должен ли был правонарушитель предвидеть этот случай исходя из той степени  заботливости, которая вытекает из законодательства, принятого данным субъектом обязательства, обстоятельств  совершенного правонарушения. Если да, то правонарушитель виновен, если нет, - не виноват.

Узловым вопросом, как уже  отмечалось выше, при установлении невиновности (вины) является вопрос о  пределах должного, об объеме юридических  требований к лицу, совершившему гражданское  правонарушение. Практически наиболее остро эта проблема встает при  попытке разграничить «неосторожность» и «случай».

Критерий установления должной  степени заботливости должен сочетать в себе как объективные, так и  субъективные параметры:

а) характер деятельности правонарушителя  с учетом юридических требований к ее осуществлению,

 б) видовые признаки  и индивидуальные особенности  субъекта, нарушившего право, 

в) обстановка совершенного правонарушения.

Гражданское законодательство РФ к основаниям освобождения от ответственности  относит действие непреодолимой  силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Подчеркивается, что к таким обстоятельствам  не относятся, например, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых  денежных средств. Таким образом, главными критериями при оценке обстоятельств  становятся

25

чрезвычайность как редкость, экстраординарность случившегося и  непредотвратимость как бесполезность  применения должником даже самой  большой заботливости во избежание  наступления указанных последствий.

Кроме того, нельзя оставлять  без учета ситуации, когда вопрос о компенсации понесенных убытков  целиком или в части может  быть решен и без участия правонарушителя. В. М. Хохлов выделяет, например, следующие  правовые средства, которые могут  выполнить указанную функцию:

— страхование ответственности;

— раскладочная ответственность;

— страхование предпринимательской  деятельности;

— «канализация» ответственности;

— создание общенациональных или локальных фондов компенсации  убытков. Такая практика не аномальна, поскольку основная функция гражданско-правовой ответственности — восстановление имущественной сферы потерпевшего, а не наказание причинителя вреда  или нарушителя договорных обязательств.

Наказание нарушителя как  одна из функций ответственности  может быть присуща уголовной  и административной ответственности, но никак не гражданской. Поэтому  представляется, что нельзя преувеличивать предупредительную функцию гражданско-правовой ответственности в виде наказания  по сравнению с ее основной функцией восстановления имущественного положения  потерпевшей стороны. Ведь кредитору  намного важнее восстановить свою имущественную  сферу, чем просто наказать должника. Конечно, если по каким-то своим соображениям ему важнее последнее, закон не запрещает  включение в договор тех или  иных условий ответственности, поскольку  иное противоречило бы автономии  воли сторон. 
Поэтому сегодня не принципиально, за чей именно счет будет восстановлена имущественная сфера потерпевшего, главным становится отыскание возможных источников возмещения потерь кредитора, связанных с нарушением договора, среди которых, естественно, будут и денежные средства должника как нарушителя обязательства. В контексте сказанного следует, что, если кредитор согласен на ограничение ответственности, должника, значит, это отвечает его интересам, покрывает его возможные предвидимые потери.

Информация о работе Санкции в гражданском праве