Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:02, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Задачами научного исследования являются:
1) рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
2) проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
Введение…..……………………………………………………………………….3
1. Общие положения по договору розничной купли-продажи…………….......6
1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи………….....6
1.2. Разновидности договора розничной купли продажи………………..……13
2. Содержание договора розничной купли-продажи…………...………..……15
2.1. Права и обязанности продавца по договору………..……………………..15
2.2. Права и обязанности покупателя по договору………….………………...18
3. Ответственность и способы защиты прав по договору розничной купли-продажи……….……………………...…………………………………………..21
3.1. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи………………………….. ……………………………………………...21
3.2. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре……....25
Заключение…….…………………………………………………….…………...30
Список источников и литературы…………......………………………………..32
Приложение………………………………………………..……………..............35
Образец претензии при обнаружении недостатка в товаре
Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.[21]
Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с письмом Роскомторга от 17.03.94 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" покупатель имеет право: на помощь в выборе товара, проверять цену товара (по сопроводительным документам).
В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что большое количество обращений граждан как раз таки связано с низким качеством товаров.
Пример. Дело № 46-И04-03, рассмотренное Курчатовским районным судом г. Челябинска, по иску П. к ООО «***» о защите прав потребителей.
Истец П. обратился в суд с иском к ООО «***». В обоснование иска указал, что 8 мая 2003 г. Между ним и ответчиком был заключен договор купли-продажи автомобиля марки ВАЗ-21102, в процессе эксплуатации которого им были выявлены многочисленные дефекты. В добровольном порядке его претензия о принятии некачественного товара и возврате уплаченных за него денежных средств ответчиком удовлетворена не была. Просил суд взыскать в его пользу стоимость указанного автомобиля в сумме 192 400 р., неустойку 20 000 р., в счет компенсации морального вреда 20 000 р., расходы по оплате услуг представителя 2000 р., расходы по оплате экспертизы 30 150 р.
Рассмотрев дело по существу, исследовав все представленные доказательства по гражданскому делу П. № 46-И04-03, истца П. к ООО «***», суд решил: ответчик выплачивает П. Стоимость автомобиля в сумме 192 400 р., неустойку 20 000 р., в счет компенсации морального вреда 3000 р., расходы по оплате услуг представителя 2000 р., расходы по оплате экспертизы 30 150 р.[22]
33
3. Ответственность и способы защиты прав по договору розничной купли продажи
3.1. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи
Если магазин или поставщик услуг не желают выполнять требования потребителя, у последнего всегда остается возможность обратиться в суд.
Несмотря на то, что закон «О защите прав потребителей», принятый двенадцать лет назад, является одним из реально действующих законов, способных решить конкретную проблему гражданина, не все потребители доходят до суда. Одни не готовы потратить достаточное количество времени для оформления искового заявления, консультации юриста, на судебные заседания и так далее, считая, что «овчинка выделки не стоит», другие еще не избавились от комплекса страха перед судом.
Сейчас дела, связанные с защитой прав потребителей, рассматриваются в двух инстанциях. Если сумма материального ущерба менее 50 тысяч рублей, исковые заявления рассматривают мировые судьи. Крупные иски принимают суды общей юрисдикции.
Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает два варианта защиты прав потребителей: первый подразумевает досудебную защиту, то есть претензионное производство, а второй является судебным (исковым).
Внесудебный порядок защиты прав потребителей заключается в том, что потребитель, чьи права нарушены, может первоначально предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу или изготовителю, не обращаясь с иском в суд.
В основе его лежит претензия, которая представляет собой письменное обращение заинтересованного лица к контрагенту с требованием непосредственно восстановить нарушенные права без вмешательства суда.[23]
Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца (изготовителя) за отказ в добровольном порядке удовлетворить обоснованные требования потребителя. Однако добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя – обязанность продавца (изготовителя). Что же касается потребителя, то досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав продавцу (изготовителю) – право потребителя. То есть оставление заявления без рассмотрения по основанию несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора является незаконным. [24]
Это может проиллюстрировать следующий пример:
Ш. обратился в суд с иском к ООО «Радар» о защите прав потребителей в связи с покупкой стиральной машины ненадлежащего качества.
Сортавальский городской суд оставил указанное заявление без рассмотрения со ссылкой на то, что истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей».
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила определение судьи, указав следующее:
В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
Правоотношения, возникшие между сторонами регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи товара и потребовать возврата стоимости товара в случае продажи товара с недостатками.
При этом указанным Законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен, в связи с чем оставление заявления без рассмотрения по основанию, указанному судом, нельзя признать законным.[25]
Для успешного разрешения конфликта вначале стоит определиться, кого, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», призвать к ответу: продавца или фирму – изготовителя (это решает сам потребитель независимо ни от каких условий). При обращении к продавцу мы имеем больше прав, чем при обращении к изготовителю. Кроме того, при обращении к продавцу можем потребовать от магазина доставить крупногабаритный товар для ремонта или замены и предоставить в течение трёх дней аналогичный товар во временно пользование.
Теперь обратимся к содержанию претензии. Этот документ пишется в двух экземплярах: один вручается директору или лицу, уполномоченному принимать претензию. Второй остается у потребителя, но на нем должны быть поставлены дата и подпись лица, принявшего претензию, либо указана причина отказа в принятии.
Если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте. Причем не просто так заказным письмом, с описью вложения и с уведомлением о вручении. Все эти документы в случае чего подтвердят, что потребитель со своей стороны приложил все усилия для решения конфликта.
Если найти решение мирным путем не удалось, то придется принимать более радикальные меры - обращаться в суд.[26]
Часть первая – изложение фактов. В этой части претензии описываются события, произошедшие до обнаружения недостатков. Например: 15.06.2003 года я купил в Вашем магазине телевизор «Sony», стоимостью 12 750 рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок 12 месяцев. 28.01.2004 г. телевизор перестал работать. (Причину поломки вы можете не указывать, ведь вы не специалист.).
Часть вторая – требования потребителя. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», требую:
Часть третья – необязательная, но, как показывает практика, самая действенная, поэтому настоятельно рекомендуем включать ее в текст претензии. Ставлю Вас в известность, что в случае, если Вы не выполните мои законные требования в установленный срок, Вы будете обязаны выплатить мне неустойку в размере 1 % в день от стоимости телевизора.
Если Вы откажетесь выполнить мои законные требования, я оставляю за собой право обратиться в суд, который буду просить принудить Ваш магазин выполнить мои законные требования, а также взыскать моральный ущерб и штраф в пользу государства в размере цены иска за отказ добровольно выполнить требования потребителя, что принесет Вашему магазину дополнительные убытки.
Часть четвертая – приложение: копия чека, копия гарантийного талона.[27]
3.2. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре
Ст. 505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». «Скупое» правило гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности в ст.23.
Итак, во-первых, законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи.
Это правило устанавливает исключение из нормы п.2 ст.396 ГК, об освобождении должника от исполнения обязательства в натуре. И, как верно отмечает Садиков О.Н., если законом или договором установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной ст.23 Закона «О защите прав потребителей» неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д.[28]
Во-вторых, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23).
На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав потребителей”, устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:
6) взыскание неустойки исходя из цены товара на момент приобретения;
6) исходя из его цены на момент обращения в суд (либо подачи заявления в магазин);
6) исходя из цены на момент вынесения судом решения. Последний подход представляется наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя), нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем.
Законодатель предусмотрел ответственность продавца и в случае непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4 ст.495 ГК).
Степень ответственность различаются в зависимости от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет.[29]
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.
После заключения договора покупатель вправе: в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков; предъявить предусмотренные ст. 503 требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации; потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.[30]
Еще одной особенностью ответственности по договору розничной купли-продажи является то, что нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ “О защите прав потребителей”) дает право требовать компенсации морального вреда.[31]
Согласно ст. 151 ГК, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.
Более расширенное определение дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.), где под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.