Розничная купля-продажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Задачами научного исследования являются:
1) рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
2) проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3
1. Общие положения по договору розничной купли-продажи…………….......6
1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи………….....6
1.2. Разновидности договора розничной купли продажи………………..……13
2. Содержание договора розничной купли-продажи…………...………..……15
2.1. Права и обязанности продавца по договору………..……………………..15
2.2. Права и обязанности покупателя по договору………….………………...18
3. Ответственность и способы защиты прав по договору розничной купли-продажи……….……………………...…………………………………………..21
3.1. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи………………………….. ……………………………………………...21
3.2. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре……....25
Заключение…….…………………………………………………….…………...30
Список источников и литературы…………......………………………………..32
Приложение………………………………………………..……………..............35
Образец претензии при обнаружении недостатка в товаре

Работа содержит 1 файл

договор розничной купли-продажи.doc

— 200.00 Кб (Скачать)


33

 


Содержание

 

Введение…..……………………………………………………………………….

1. Общие положения по договору розничной купли-продажи…………….......

1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи………….....

1.2. Разновидности договора розничной купли продажи………………..……

2. Содержание договора розничной купли-продажи…………...………..……1

2.1. Права и обязанности продавца по договору………..……………………..

2.2. Права и обязанности покупателя по договору………….………………...

3. Ответственность и способы защиты прав по договору розничной купли-продажи……….……………………...…………………………………………..

3.1. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи………………………….. ……………………………………………...

3.2. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре……....25

Заключение…….…………………………………………………….…………...30

Список источников и литературы…………......………………………………..32

Приложение………………………………………………..……………..............35

Образец претензии при обнаружении недостатка в товаре


Введение

 

Договор розничной купли-продажи – самый распространенный договор. Ежедневно огромное количество людей вступают в правовые отношения, при этом не всегда имея представление о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.

По-этому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при заключении договора розничной купли-продажи.

Предметом исследования является договор розничной купли-продажи.

Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но и законодательство о защите прав потребителей.

Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.[1]

Этим обусловливается актуальность исследования договора розничной купли – продажи.

Также актуальным вопросом является рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции.

Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.

Задачами научного исследования являются:

1)          рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;

2)          проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;

3)          исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение нормативно-правовой базы; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.

Теоретическую основу работы составляют: действующее гражданское законодательство: Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей»; научно-правовая литература по гражданскому, обязательственному, договорному праву, Комментарии к ГК РФ; труды видных деятелей в области гражданского права, а именно: работы Е.А. Суханова, Т.В. Богдановой, А.П. Сергеева, О.М. Садикова.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой рассмотрены общие положения о договоре розничной купли-продажи. Вторая глава посвящена содержанию договора розничной купли-продажи, а третья – ответственности сторон и способам защиты прав по договору купли продажи.


1. Общие положения по договору розничной купли-продажи

1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи

 

Легальное определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.[2]

Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:

1)          во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. Основное требование – наличие права осуществлять предпринимательскую деятельность. В качестве данного продавца может выступать организация или индивидуальный предприниматель зарегистрированные в установленном законодательством порядке;

2)           во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.[3]

Необходимо заметить, что в отличие от договора контрактации и договора поставки, где четко установлены цели, в которых должен использоваться товар, в договоре розничной купли-продажи такой четкой формулировки нет.

              Хотя, определением, данным в пункте 1 статьи 492 ГК РФ, установлены требования к товару, продаваемому по этому договору, а именно, товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования. Исходя из вышесказанного, покупателем по договору розничной купли-продажи выступает физическое лицо. Однако, присутствие указания на «иное использование» вызывает сомнения в неопровержимости этого факта, так не будет нарушением, если покупателем будет выступать юридическое лицо, если товар приобретается не для предпринимательских целей. Например, некоммерческая организация приобретает бытовую технику, сантехнику, стройматериалы, электрические приборы для благоустройства офиса, магазина, склада.

              По этому вопросу существует разъяснение:…судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Гражданского кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.

При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).[4]

Нормы о розничной купле – продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, -электро и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.

Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле – продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.

Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.[5]

В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.[6]

Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Более того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.

При этом существенными признаются следующие условия договора:

1)          условия о предмете договора;

2)          условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

3)          все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.[7]

Законодательство о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты – «кнут» стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами – сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.

Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.

Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.

Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:

1)          консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям);

2)          возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;

3)          взаимным, то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст. 492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.[8] Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д.).[9]

Информация о работе Розничная купля-продажа