Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:51, контрольная работа
Цель контрольной работы заключается в анализе межэтнических конфликтов для осуществления поиска эффективных методов, средств и способов их урегулирования, а также в изучении роли органов государственной власти и общественности в решении конфликтных ситуаций в сфере национальных отношений.
Введение…………...……………………………………………………………………3
1. Роль этнических конфликтов на современном этапе.
1.1. Понятие этнического конфликта……………………………...…………..5
1.2. Факторы и типы межэтнических конфликтов ………………………...….6
1.3. Причины возникновения и особенности развития межэтнического конфликта…………………………...……………………………………………9
1.4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов…………………13
• расчленение этноса между разными государствами. Причины возникновения политических конфликтов и предполагаемые цели также весьма многообразны, например:
Экономические конфликты между этносами могут быть вызваны следующими причинами:
Изменения в структурно-функциональной политической системе общества могут стать причиной и других видов этнических конфликтов (политических, ценностных, социально-психологических).
Причинами этнических конфликтов
может стать также
Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соответствии с ценностями, в свете которых определяют нормы поведения людей и их цели. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).
На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами – общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.
Исторические причины этнических конфликтов связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они, как правило, не являются непосредственными причинами конфликта. Но если конфликт назревает или уже имеет место, то прошлые обиды «извлекаются» в реальную действительность и становятся дополнительными факторами в развитии конфликта. Например, они могут быть использованы для оправдания своих действий и обвинений действий противника.
Какие бы причины не лежали в основе того или иного конфликта, в своем развитии любой конфликт выражает чьи-то интересы и преследует определенные цели (порой не вполне осознаваемые участниками конфликта). «Интересы, – по мнению А.Г. Здравомыслова, – это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага». Выразителем этнических интересов является не весь этнос, а лишь небольшая его часть, элитные группы, которые преследуют личные интересы. Например, объявление того или иного этнического региона субъектом федерации позволяет местной элите сформировать свои, относительно автономные от Центра, органы власти и проводить нужную политику, используя идею защиты этнических интересов в своих целях.
К социокультурным причинам возникновения межэтнических конфликтов можно также отнести конфликты между нормами и ценностями, функционирующими в обществе. Россия – многонациональная страна, состоящая из десятков разнообразных этнокультурных образований. Каждая культура представляет своеобразную систему ценностей, идеалов, стремлений, образцов поведения и предпочтений в выборе соответствующих средств для достижения целей. Нормы, принимаемые на уровне федерации или региона, носят усредненный характер и порой не учитывают субъективных особенностей того или иного этноса. Например, по мнению лидеров Чеченской республики Ичкерия, Конституция РФ противоречит некоторым законам Шариата.
Конфликты между нормами и ценностями (социальной структурой и культурой) могут возникать: на уровне Центр – регион; на межрегиональном уровне; на местном (внутрирегиональном) уровне.
Часто конфликты между
нормами и ценностями и между
ценностями разных культур происходят
на бытовом уровне, в ходе повседневного
общения. Наиболее конфликтогенными в
этом отношении являются регионы
с высокой миграцией населения.
Переселенцы, как правило, не учитывают
социокультурных особенностей местных
жителей, чем вызывают к себе негативное
отношение «аборигенов». Кроме того,
не обремененные «грузом» ни своей, ни
местной культуры (моральными нормами,
ограничениями и пр.), «чужаки» часто
достигают значительных успехов
в бизнесе, коммерции, предпринимательстве
и тем самым еще больше обостряют
взаимоотношение с местным
Надо иметь в виду, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т. д. Например, в основе осетино-ингушского конфликта находятся территориальные споры, абхазо-грузинский конфликт возник по поводу разногласий о статусе национально-территориального образования, стремление республики Ичкерия к полной государственной независимости явилось причиной Чеченской войны.
Опросы общественного
мнения в полиэтнических регионах России
свидетельствуют о том, что основными
факторами возникновения
Особенности развития межэтнического конфликта.
Межэтнический конфликт проходит
те же стадии развития, что и любой
другой вид конфликта, но имеет свои
специфические особенности. Он способен
проникать во все другие типы конфликтов,
захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся
по другим линиям социального взаимодействия.
Если субъектами противостояния, независимо
от причины возникновения
Другой особенностью межэтнического
конфликта является то, что в его
развитии большую роль играет определенная
идеология (национализм, сепаратизм, коммунизм,
антикоммунизм, фашизм, панисламизм
и др.). Идеология способствует консолидации
этноса и более жесткому противопоставлению
«своих» и «чужих». Она также
придает ценностно-смысловую
К особенностям межэтнического взаимодействия также можно отнести завышенную самооценку «своих» и необъективно низкую оценку «чужих»; двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим» (то, что позволительно «своим», непозволительно «чужим»). Деление на «своих» и «чужих» свойственно любому социальному конфликту. Но этническая принадлежность является одной из древнейших и наиболее устойчивой.
Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта.
Сами по себе этнические особенности не являются постоянным дестабилизирующим фактором в обществе. В нормально функционирующей социально-политической и экономической системе отношений хорошо уживаются люди, принадлежащие к различным этническим группам. Но в условиях экономической и политической нестабильности и кризисных состояний общества все прежние регуляторы межгрупповых, межэтнических отношений подвергаются разрушению и девальвации, а новые складываются не сразу. В такой ситуации «этнический регулятор», данный людям от рождения, выступает на первое место.
В силу перечисленных особенностей,
межэтнические конфликты
1.4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.
Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении межэтническими конфликтами в многоэтническом обществе.
Для того чтобы выработать
стратегию управления этническими
отношениями, необходимо на всем полиэтническом
пространстве найти общие взаимоприемлемые
ценности и нормы. Необходимо выработать
общие правила игры, которые, с
одной стороны, были бы достаточно универсальными,
чтобы охватить ценностно-нормативным
полем все многоэтническое
Роль верховного арбитра в решении спорных проблем и гаранта в выполнении договора должна быть делегирована федеральному Центру (или специально созданному для этих целей институту власти) с безусловным признанием его полномочий (легитимности).
Для самореализации этнических групп в рамках своей субкультуры им необходимо передать часть федеральной власти при условии соблюдения всеми общих принципов общественного договора. Но чтобы делиться властью, государство должно быть достаточно сильным (желательно и экономически), чтобы при необходимости иметь возможность силовыми методами пресекать сепаратистские и экстремистские поползновения в межэтнических отношениях.
Если межэтнический конфликт
не удалось выявить и
Если диалог между субъектами
конфликта по тем или иным причинам
невозможен, то возникает необходимость
привлечения посредников. Посредничество
является наиболее мягкой формой участия
третьей стороны в
Следующим шагом в урегулировании конфликта является обращение в арбитраж, если его решения станут обязательными для исполнения всеми участниками конфликта.
Существует также обязательный арбитраж, который находится на грани между регулированием и подавлением конфликта.
Крайней формой регулирования межэтнических конфликтов является подавление силой.
Для прекращения кровопролития и гражданской войны на территории бывшей Югославской федерации поэтапно применялись посредничество, арбитраж, обязательный арбитраж и частично подавление (бомбежка сербских боевых позиций авиацией НАТО и угроза применения силы). Силовым методом был также остановлен осетино-ингушский военный конфликт.
В настоящее время в
России отсутствует стратегия в
развитии межэтнических отношений.
Действия федерального Центра напоминает
пожарную команду, которая пытается
тушить уже вспыхнувшие пожары межэтнических
конфликтов. Чтобы исправить положение,
необходимо разработать и принять
долговременную программу межэтнической
стабилизации, интеграции, кооперации
и межэтнического сотрудничества. В
рамках этой программы необходимо предусмотреть
создание специализированной сети организаций
по предупреждению и урегулированию
конфликтов. Например, конфликтологический
мониторинг для выявления конфликтных
ситуаций на ранней стадии развития и
выработки соответствующих
Информация о работе Роль этнических конфликтов на современном этапе