Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- обосновать, что решения Конституционного суда Российской Федерации выступают как форма выражения правовых позиций;
- раскрыть юридические свойства решений Конституционного Суда Российской Федерации;
- выявить особенности решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного права и уголовного процесса;
- обосновать, что решения Конституционного Суда могут выступать как источник избирательного права и процесса;
- показать значение решений Конституционного суда в теории и практике избирательного права и процесса.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Конституционно-правовая форма решений конституционного суда РФ по правовым вопросам………………………………………………………….5
1.1. Решения Конституционного суда Российской Федерации как форма выражения правовых позиций…………………………………………………...5
1.2. Юридические свойства решений Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………………………………9
2. Система и содержание решений Конституционного Суда Российской Федерации……………………………………………………………………….11
2.1. Система решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного права и уголовного процесса…………………………..11
2.2. Свойства решений Конституционного Суда как источника избирательного права и процесса………………………………………………16
2.3. Значение решений Конституционного суда в теории и практике избирательного права и процесса………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...25
Библиографический список…………………………………………………..27
В
современной науке
В
России же избирательная система
устроена иначе: «избирательные комиссии
рассматривают обобщения о
Особая роль конституционной юстиции в развитии российского избирательного права определяется укреплением «конституционной законности в избирательной системе Российской Федерации благодаря деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, других органов власти»9.
В статье 6 ФКЗ «О Конституционном Суде» закреплена одна из самых главных характеристик органа конституционного контроля: «Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений»10.
А.А. Петров отмечает отличие обязательности решений Конституционного суда от общеобязательности решений других судов: «…Задача … Конституционного Суда состоит в определении юридической судьбы правовых норм, конституционность которых им проверяется. … Поэтому решения Конституционного Суда распространяются не просто на какие-то отдельные случаи применения оспоренных норм – они имеют точно такую же сферу применения, как и сами эти нормы»11.
Свойство окончательности решений органа конституционного контроля «представляет собой дополнительную гарантию независимости деятельности как Конституционного Суда в целом, так и его судей», так как «запрет на обжалование решений Суда в значительной степени снижает опасность внешнего давления на судей с целью повлиять на выносимые ими решения»12.
Из свойств общеобязательности и окончательности решений Конституционного Суда следует, что «решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами»13.
А.А.
Петров считает возможным
А.А. Петров поясняет, что эта оговорка закона не означает допущение преодоления юридической силы иных решений Конституционного Суда, а лишь подчеркивает особую роль его постановлений: «только в постановлении может быть сделан вывод о том, что тот или иной правовой акт не соответствует Конституции Российской Федерации»17, а «посредством вынесения определений Суд … только распространяет этот вывод на другие правовые акты, аналогичные тому акту, который уже был признан неконституционным»18.
Таким образом, статусу Конституционного Суда и его решениям присуща определенная специфика. На основе выделенных свойств решений этого органа правомерно согласиться с большинством исследователей вопроса о правовой природе решений Конституционного суда в том, что последние можно признать источником права, в частности, избирательного. Профессор С. Князев и профессор Н. Михалева утверждают: «К источникам избирательного права следует … отнести постановления Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации по проблемам реализации избирательного права»19. Они указывают на отсутствие у Конституционного Суда права «издавать какие-либо акты, имеющие нормативное правовое значение» в соответствии с Конституцией и ФКЗ и поясняют: «Не отрицая того очевидного факта, что решения Конституционного Суда Российской Федерации оказывают существенное влияние на формирование избирательного законодательства, конкретизируют конституционно-правовое пространство, в котором складываются электоральные отношения, нельзя не видеть, что сами по себе они не создают новых правил поведения, а лишь известными способами способствуют уяснению и единообразному практическому применению предписаний избирательного законодательства»20.
В.И. Анишина считает, что «хотя решения Конституционного Суда РФ в строгом смысле слова не являются нормативными актами, но они вносят изменения в действующую систему правовых норм – устраняют нормы, противоречащие Конституции, общеобязательны и в этом смысле по своей юридической природе сходны с законами»21.
В.В. Карелин рассматривает решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник избирательного права, развивший его основы22.
Как одна из положительных характеристик решений Конституционного Суда исследователями отмечается оперативность в принятии решений. Ведь если норма, признанная неконституционной прекращает свое действие, то может образоваться пробел. Его восполнение законодателем потребует немало времени, а дело требует незамедлительного разрешения. Конечно, не стоит излишне уповать на быстроту принятия решений – не случайно для принятия законов, то есть основных официально признанных источников права в Российской Федерации, предусмотрен специальный порядок с законодательно определенными стадиями. Здесь важно учитывать, что «судья не «изобретает» общих принципов права, а лишь выводит их из правовой системы, из определенных совокупностей отраслевых норм»23.
Но
специфичность решений Суда состоит
еще и в том, что они содержат
анализ законодательства, поэтому во
избежание дублирования норм некоторые
ученые говорит о необходимости
признания в качестве источника права
лишь резолютивной части решения.
2.3. Значение
решений Конституционного суда в теории
и практике избирательного права и процесса
Решения
Конституционного Суда активно и
внимательно изучаются и
То обстоятельство, что «органы конституционной юстиции России стали предметом изучения науки конституционного права»24, имеет большую теоретическую и практическую значимость – они пополняют науку «новым знанием, ориентируемым на его практическое применение»25.
В то же время «сама … деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, объективированная в той или иной форме, … становится источником науки»26.
Это актуально для разработки путей решения современной проблемы недостаточного уровня правовой культы избирателей. Весьма большую роль в здесь имеет деятельность избирательных комиссий, в частности, сотрудничество с Конституционным Судом Российской Федерации. Важность правовых позиций Конституционного Суда «при подготовке методических и инструктивных материалов участникам избирательного процесса» находит свое выражение в повышении активности избирательных комиссий.
В
свете перспектив решения проблемы
совершенствования
Однако эта деятельность не потеряла актуальности и сейчас. Председатель Центральной избирательной комиссии Чуров В.Е. сказал: «Мы рассматриваем возможность сотрудничества с Конституционным Судом Российской Федерации в области обобщения и доведения до сведения избирателей судебной практики как высокую честь»28.
Таким образом, целый ряд положительных моментов деятельности Конституционного Суда и свойств его решений подтверждает обоснованность признания этих решений (во всяком случае, постановлений) источником права, в частности, избирательного права. Однако с точки зрения законодательства, как показывает практика, достаточно нынешнего закрепления в статье 6 ФКЗ «О Конституционном Суде» положения об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории страны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Законодателю же, опасаясь доминирующей роли Конституционного Суда в системе разделения властей и даже падения своего авторитета в глазах граждан по сравнению с Судом, следует стремиться не сдерживать или ограничивать полномочия последнего, а надлежащим образом осуществлять свои функции, то есть изначально принимать законы с наименьшим количеством пробелов, юридических конфликтов, а в особенности – заботиться о соблюдении конституционных прав и свобод граждан. Важно, чтобы так действовал не только федеральный законодатель – необходимо обеспечить приведение в соответствие Конституции и Федеральным законам законодательства субъектов. Плодотворным будет продолжение сотрудничества Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов с Конституционным Судом в проведении «круглых столов», подготовке информационных и методических материалов, распространении их в субъектах Федерации, в том числе для повышения правовой культуры всех участников избирательного процесса.
Таким
образом, не только Конституционному суду
необходимо продолжать со всей бдительностью
охранять конституционные права
и свободы человека и гражданина,
устраняя нормы законов, противоречащие
Конституции Российской Федерации, но
и законодателю следует действовать оперативно.
С этой целью необходимо принимать во
внимание правовые позиции Конституционного
Суда, восполнять пробелы в законодательстве
и, главное, стремиться не повторять ошибок,
допущенных им однажды и обнаруженных
органом конституционного контроля. И
только тогда будет возможно значительное
усиление роли и эффективности решений
Конституционного Суда в развитии избирательного
права и избирательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
решения Конституционного Суда РФ по праву называют юридическим феноменом, уникальным правовым явлением. Это связано с необычным набором детерминирующих признаков правовых позиций Конституционного Суда РФ, их специфической правовой природой. В силу недостаточной изученности отсутствует единое восприятие изучаемого явления в отечественной правовой доктрине. Значение решений Конституционного Суда РФ заключается в том, что они являются результатом деятельности органа конституционной юстиции, вызванной несовершенством законодательного процесса, пробельностью и коллизионностью существующей правовой базы и необходимостью реагировать на актуальные социально-экономические проблемы. Особую важность решения Конституционного Суда РФ имеют для таких значимых для правового государства отраслей права как уголовное право и уголовный процесс.
Решения Конституционного Суда РФ есть нормативно-интерпретационные установления общего и обязательного характера, разрешающие конституционно-правовую неопределенность по рассматриваемому вопросу, полученные в результате интерпретации (толкования) Конституции РФ и выявления конституционного смысла положений законов и других нормативных актов в пределах компетенции Конституционного Суда РФ, служащие правовым основанием вынесения итоговых решений Конституционного Суда РФ и обоснованные приведенной в данных решениях правовой аргументацией.
Решением Конституционного Суда РФ является правовой акт, принятый Конституционным Судом РФ в порядке конституционного судопроизводства и в пределах своей компетенции, констатирующий установление определенных фактов и обстоятельств, содержащий государственно-властное веление, имеющий внешнюю направленность и обязательный характер для субъектов права. Правовая позиция соотносится с решением Конституционного Суда РФ как содержание с формой. Следует иметь в виду, что помимо правовой позиции в решении могут содержаться и другие элементы: правовая аргументация, иные правовые позиции, итоговый вывод.
Информация о работе Решения конституционного суда РФ; понятия ,виды,юридическая сила