Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является на основе доступной учебной и методической литературе рассмотреть теорию и методику использования юридических документов.
В число задач, необходимых для раскрытия цели работы, входит рассмотрение следующих вопросов:
1. Рассмотреть историю развития обучения права
2. Раскрыть основные методы обучения права
3. Определить, что можно отнести к юридическим документам и какова их классификация.
4. Так же раскрыть цели работы с юридическими документами.
Введение……………….……………………………………………………….3
Глава I. Развитие современного обучения права
1.1 Развитие системы обучения праву в России………………………………...6
1.2 Основные методы обучения праву………………………………………..10
Глава II. Общие сведения о юридических документах
2.1. Определение и классификация юридических документов………………14
2.2. Цели работы с юридическими документами…………………………….17
ГЛАВА III. Методика работы с юридическими документами
2.1. Методы работы с юридическими документами………………………….19
2.2. Работа с юридическими документами на уроках права………………….22
Заключение…………………………………………………………………28
Библиография………………………………………….…………………..30
Внешняя критика должна предусматривать сопоставление:
Заключительный этап критики документов - выход - должен включать в себя поиск причин, обусловивших плюсы и минусы анализируемого документа, при этом учителем обязательно должны быть задействованы широкие межпредметные связи (история, литература, география), а также связи межкурсовые (история Отечества и всемирная история, экономическая и физическая география)28.
Таким образом, анализ документов - очень важный метод сбора информации плане правового исследования. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода юридического языка документов на язык доступный для решения правовых вопрос29. Среди видов методических приемов наиболее распространенными и применяемыми учителем на уроках права является работа с различными типами правовых документов. Работа с документом, проведенная методами, которые указаны выше, позволит обнаружить плюсы и минусы государственного законодательства.
3.2. Работе с юридическими документами на уроках права
Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства, целесообразно использовать в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с темой разговора и предложить школьникам выполнить на основе ее анализа задания. Например, обучаемым предлагается проанализировать извлечение из Закона «О занятости населения в РФ» и ответить на такие вопросы:
1. Как конкретизируется право гражданина России на труд в действующем законе?
2. Что такое «занятость граждан»?
3. Всегда ли запрещается
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
В практике работы со старшеклассниками используют систему анализа нормы права по такой схеме:
1. Прочти норму права и определи ее структуру.
2. Поясни способ изложения нормы права в статье закона.
3. Объясни сущность правовой нормы, ее вид30.
В других случаях, после изучения в старших классах вопросов семейного права, ученикам можно предложить работу по сравнению норм различных законов. С этой целью школьники, например, работают над анализом отрывка из Кодекса обычного права народности Камерун, который был принят в 1969 г. Ученикам предлагается сопоставить эти правила с нормами Семейного кодекса РФ, принятого от 29.12.1995 г.
«Ст. 3. Не существует установленного возраста вступления в брак.
Ст. 14. Муж имеет право вступить в несколько браков, женщина такого права не имеет.
Ст. 15. До вступления в брак женщина находиться под опекой своих родителей.
Ст. 22. Браку предшествуют переговоры. Юноша выбирает невесту и сообщает своим родителям. Отец юноши несет отцу девушки пальмовое вино, делает подарок.
Ст. 138. Муж имеет право наказывать жену за дурное поведение.
Ст. 143. Имущество, нажитое женщиной в период замужества, принадлежит мужчине, а жена на него права не имеет» 31.
Также можно провести правовую игру, где каждый получает задание, например, в перечисленных ниже действиях отметьте те, которые являются преступлениями (ответ подчеркнут)
- Сергей К. не пустил в дом участкового милиционера.
- Александр Н. оскорбил нецензур
- Михаил С. курил вблизи склада горюче-смазочных материалов.
- Водитель продолжил движение
на запрещенный сигнал
- Юрий Д. присвоил авторство произведения, созданного другим человеком.
- 14-летние подростки баловались огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.
- Заказчик не выплатил
- Виктор К. на митинге призывал пойти военным походом на одну из соседних республик.
- Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал физической расправой.
- Вера А. совершила кражу
Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.
Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:
- «Совесть - 1000 свидетелей» (античная мудрость)
- «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой» (М.М. Пришвин, писатель)
- «Чтоб быть свободным, нужно подчиняться законам» (античная мудрость)
- «Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?» (Сенека, философ)
- «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков». (Лао Цзы, философ)
- «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия». (Г. Галине, философ)
- «Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть». (Э. Делакруа, художник)33.
В других случаях учеников знакомят с вымышленным документом, т. е. специально составленным для учебных целей. Например, С. Ловягин предложил использовать подобный подход при изучении устройства закона.
«До изучения сложных вещей бывает полезно поработать с их упрощенной схемой, иными словами, моделью. Чтобы овладеть приемами чтения законов, надо научиться понимать их структуру, значение понятий, уметь находить ссыпки на разные статьи законодательства и знать, что означают непонятные новичку обороты: «и иные», «не противоречащие закону» и т. д. Класс учеников делится на группы. Каждой группе дается вымышленный юридический документ».
Статья 1. Предмет умывания.
1. Умывание — это снятие
2. Омовение снятие загрязнения со всей внешней поверхности тела с использованием воды.
3. Чистка это снятие слоя загрязнения посредством скребка, ногтей или иных твердых предметов.
4. Очищение это снятие со всех
поверхностей организма слоя
загрязнения, а также частичек
грязи, а также всего иного,
что в дальнейшем будет
Статья 2. Сроки умывания.
1. Умывание производится утром
и вечером, кроме случаев,
2. Умывание не производится
3. Умывание производится во
4. Умывание может быть заменено
чисткой в случае, если вода
в разумном количестве
Учитель объясняет, что в некоем клубе туристов есть «Правила путешественников»; чтобы их уточнить, создали «Уложение» и «Комментарии».
Статья 3. Продолжительность умывания.
Умывание, предусмотренное п. 1 ст. 2 настоящего Уложения, производится в течение 7 мин. или в иной срок, не вступающий в противоречие с «Правилами путешественника».
Статья 4. Средство умывания.
Умывание производится водой и моющими средствами, допущенными к использованию Указом Совета инструкторов34.
При изучении структуры закона обращаем внимание на то, что он состоит из статей, каждая статья имеет свой номер и название.
В статье могут быть выделены части — пункты (пронумерованные части) и абзацы. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта или статьи. Для удобства пользования статьи объединяются в главы, главы — в параграфы, а параграфы — в разделы.
При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.
На уроках права необходимо отработать с учениками навыки конспектирования — так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию:
1. Выпиши название источника, место и год создания.
2. Прочитай текст полностью, выбери основные мысли.
3. Разработай условные знаки сокращения слов.
4. Выпиши главные положения
5. Проанализируй их содержание35.
Итак, при работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. При изучении отдельные нормы права целесообразно применять в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. При этом в правовом обучении лучше использовать разнообразные методы, такие как сравнение документов, различные правовые игры и так далее, это позволит учащимся быстрее и проще научиться объяснять юридические термины документа, пересказывать его содержание, соотносить нормы источника права с анализируемой жизненной ситуацией.
Заключение
В ходе исследования данной темы все поставленные цели были выполнены.
И так, обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Все время развивались и совершенствовались методы правового обучения. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. Влияние на выбор методов правового обучения играет: цели, задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала.
Однако изучение права невозможно без работы с документами и нормативно-правовыми актами, так как их можно назвать со «скелетом права». Работа с нормативно-правовыми актами помогает учащимся освоить их структуру и язык закона.
Слово «документ» является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает «материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма важное значение36. Характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ.
При работе с нормативно-правовыми актами и документами на уроках права следует использовать адаптированные формы, и игровые методы работы, с целью развить у учащихся интерес к осваиваемому материалу, и выработать правопослушный образ жизни.
Обучение работе с документами
и нормативно-правовыми осущест
В старших классах, при углубленном
изучении права, школьники могут
знакомиться с позициями
Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем учащиеся под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания. При этом в правовом обучении лучше использовать разнообразные методы, такие как сравнение документов, различные правовые игры и так далее, это позволит учащимся быстрее и проще научиться объяснять юридические термины документа, пересказывать его содержание, соотносить нормы источника права с анализируемой жизненной ситуацией.