Развитие современного обучения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является на основе доступной учебной и методической литературе рассмотреть теорию и методику использования юридических документов.
В число задач, необходимых для раскрытия цели работы, входит рассмотрение следующих вопросов:
1. Рассмотреть историю развития обучения права
2. Раскрыть основные методы обучения права
3. Определить, что можно отнести к юридическим документам и какова их классификация.
4. Так же раскрыть цели работы с юридическими документами.

Содержание

Введение……………….……………………………………………………….3
Глава I. Развитие современного обучения права
1.1 Развитие системы обучения праву в России………………………………...6
1.2 Основные методы обучения праву………………………………………..10
Глава II. Общие сведения о юридических документах
2.1. Определение и классификация юридических документов………………14
2.2. Цели работы с юридическими документами…………………………….17
ГЛАВА III. Методика работы с юридическими документами
2.1. Методы работы с юридическими документами………………………….19
2.2. Работа с юридическими документами на уроках права………………….22
Заключение…………………………………………………………………28
Библиография………………………………………….…………………..30

Работа содержит 1 файл

курс.мет..doc

— 161.00 Кб (Скачать)
  • анализа самой Конституции, который не должен проводиться очень долго, поскольку данный документ - это определенные рамки для разработки других законодательных кодексов (уголовного, гражданского, административного и т.д.);
  • учет особенностей означенного документа позволяет рассматривать внутреннюю критику не собственно Конституции, а отдельной отрасли российского законодательства на предмет соответствия конкретных положений Конституции правовым документам, разработанным на ее основе. Иными словами, внутренняя критика здесь проводится не по одному документу, а по двум: анализируется определенный раздел основного закона и статьи, например ГК.

Внешняя критика должна предусматривать  сопоставление:

  • одного законодательного документа с другим, например гражданского права с уголовным или административного права с уголовным;
  • с международными правовыми актами;
  • с законодательствами других стран27.

Заключительный этап критики документов - выход - должен включать в себя поиск  причин, обусловивших плюсы и минусы анализируемого документа, при этом учителем обязательно должны быть задействованы широкие межпредметные связи (история, литература, география), а также связи межкурсовые (история Отечества и всемирная история, экономическая и физическая география)28.

Таким образом, анализ документов - очень важный метод сбора информации плане правового исследования. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода юридического языка документов на язык доступный для решения правовых вопрос29. Среди видов методических приемов наиболее распространенными и применяемыми учителем на уроках права является работа с различными типами правовых документов. Работа с документом, проведенная методами, которые указаны выше, позволит обнаружить плюсы и минусы государственного законодательства.

 

3.2. Работе с юридическими документами на уроках права

 

Изучая отдельные нормы права  отраслевого законодательства, целесообразно  использовать в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных  нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с темой разговора и предложить школьникам выполнить на основе ее анализа задания. Например, обучаемым предлагается проанализировать извлечение из Закона «О занятости населения в РФ» и ответить на такие вопросы:

1. Как конкретизируется право  гражданина России на труд  в действующем законе?

2. Что такое «занятость граждан»?

3. Всегда ли запрещается принуждение  к труду? Это императивное или  диспозитивное правило?

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В практике работы со старшеклассниками  используют систему анализа нормы  права по такой схеме:

1. Прочти норму права и определи  ее структуру.

2. Поясни способ изложения нормы права в статье закона.

3. Объясни сущность правовой  нормы, ее вид30.

В других случаях, после изучения в  старших классах вопросов семейного  права, ученикам можно предложить работу по сравнению норм различных законов. С этой целью школьники, например, работают над анализом отрывка из Кодекса обычного права народности Камерун, который был принят в 1969 г. Ученикам предлагается сопоставить эти правила с нормами Семейного кодекса РФ, принятого от 29.12.1995 г.

«Ст. 3. Не существует установленного возраста вступления в брак.

Ст. 14. Муж имеет право вступить в несколько браков, женщина такого права не имеет.

Ст. 15. До вступления в брак женщина  находиться под опекой своих родителей.

Ст. 22. Браку предшествуют переговоры. Юноша выбирает невесту и сообщает своим родителям. Отец юноши несет отцу девушки пальмовое вино, делает подарок.

Ст. 138. Муж имеет право наказывать жену за дурное поведение.

Ст. 143. Имущество, нажитое женщиной в период замужества, принадлежит мужчине, а жена на него права не имеет» 31.

Также можно провести правовую игру, где каждый получает задание, например, в перечисленных ниже действиях отметьте те, которые являются преступлениями (ответ подчеркнут)

- Сергей К. не пустил в дом  участкового милиционера.

- Александр Н. оскорбил нецензурными словами пассажира и нанес ему телесные повреждения.

- Михаил С. курил вблизи склада  горюче-смазочных материалов.

- Водитель продолжил движение  на запрещенный сигнал светофора.

- Юрий Д. присвоил авторство  произведения, созданного другим  человеком.

- 14-летние подростки баловались огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.

- Заказчик не выплатил исполнителю  вознаграждение в срок.

- Виктор К. на митинге призывал  пойти военным походом на одну  из соседних республик.

- Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал физической расправой.

- Вера А. совершила кражу сотового  телефона32.

Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы  об общественной морали и нравственности.

Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:

- «Совесть - 1000 свидетелей» (античная мудрость)

- «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой» (М.М. Пришвин, писатель)

- «Чтоб быть свободным, нужно подчиняться законам» (античная мудрость)

- «Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?» (Сенека, философ)

- «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков». (Лао Цзы, философ)

- «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия». (Г. Галине, философ)

- «Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть». (Э. Делакруа, художник)33.

В других случаях учеников знакомят с вымышленным документом, т. е. специально составленным для учебных целей. Например, С. Ловягин предложил использовать подобный подход при изучении устройства закона.

«До изучения сложных  вещей бывает полезно поработать с их упрощенной схемой, иными словами, моделью. Чтобы овладеть приемами чтения законов, надо научиться понимать их структуру, значение понятий, уметь находить ссыпки на разные статьи законодательства и знать, что означают непонятные новичку обороты: «и иные», «не противоречащие закону» и т. д. Класс учеников делится на группы. Каждой группе дается вымышленный юридический документ».

Статья 1. Предмет умывания.

1. Умывание — это снятие загрязнения  с внешней поверхности лица  с использованием воды.

2. Омовение снятие загрязнения  со всей внешней поверхности  тела с использованием воды.

3. Чистка это снятие слоя загрязнения посредством скребка, ногтей или иных твердых предметов.

4. Очищение это снятие со всех  поверхностей организма слоя  загрязнения, а также частичек  грязи, а также всего иного,  что в дальнейшем будет признано  грязью Правилами, Уложением или специальным постановлением Совета инструкторов.

Статья 2. Сроки умывания.

1. Умывание производится утром  и вечером, кроме случаев, указанных  в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

2. Умывание не производится утром,  если туристы проснулись после  начала остывания каши.

3. Умывание производится во всякий  момент, когда толщина слоя загрязнения  достигает 1 мм, если инструкцией  не предусмотрено иное.

4. Умывание может быть заменено  чисткой в случае, если вода  в разумном количестве недоступна  по не зависящим от туриста обстоятельствам.

Учитель объясняет, что в некоем клубе туристов есть «Правила путешественников»; чтобы их уточнить, создали «Уложение» и «Комментарии».

Статья 3. Продолжительность умывания.

Умывание, предусмотренное п. 1 ст. 2 настоящего Уложения, производится в течение 7 мин. или в иной срок, не вступающий в противоречие с «Правилами путешественника».

Статья 4. Средство умывания.

Умывание производится водой и  моющими средствами, допущенными  к использованию Указом Совета инструкторов34.

При изучении структуры закона обращаем внимание на то, что он состоит из статей, каждая статья имеет свой номер и название.

В статье могут быть выделены части  — пункты (пронумерованные части) и абзацы. Абзацы номеров не имеют  и отсчитываются от начала пункта или статьи. Для удобства пользования статьи объединяются в главы, главы — в параграфы, а параграфы — в разделы.

При работе с документами никогда  не следует заставлять школьников заучивать  нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.

На уроках права необходимо отработать с учениками навыки конспектирования — так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию:

1. Выпиши название источника,  место и год создания.

2. Прочитай текст полностью,  выбери основные мысли.

3. Разработай условные знаки  сокращения слов.

4. Выпиши главные положения текста.

5. Проанализируй их содержание35.

Итак, при работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. При изучении отдельные нормы права целесообразно применять в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. При этом в правовом обучении лучше использовать разнообразные методы, такие как сравнение документов, различные правовые игры и так далее, это позволит учащимся быстрее и проще научиться объяснять юридические термины документа, пересказывать его содержание, соотносить нормы источника права с анализируемой жизненной ситуацией.

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования данной темы все  поставленные цели были выполнены.

 И так, обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Все время развивались и совершенствовались методы правового обучения. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. Влияние на выбор методов правового обучения играет: цели, задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала.

Однако изучение права невозможно без работы с документами и нормативно-правовыми актами, так как их можно назвать со «скелетом права». Работа с нормативно-правовыми актами помогает учащимся освоить их структуру и язык закона.

Слово «документ» является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает «материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма важное значение36. Характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ.

При работе с нормативно-правовыми  актами и документами на уроках права следует использовать адаптированные формы, и игровые методы работы, с целью развить у учащихся интерес к осваиваемому материалу, и выработать правопослушный образ жизни.

Обучение работе с документами  и нормативно-правовыми осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.

В старших классах, при углубленном  изучении права, школьники могут  знакомиться с позициями юристов  по изучаемым вопросам, прочитывая журнальные статьи, юридические книги или отрывки из них. Необходимо приучать детей критически воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения по теме, анализировать приводимые в материалах факты. Для организации такой работы необходимо четко сформулировать задание, поставить вопросы, а может, даже определить пошаговую работу ученика.

Обучение работе с документами  осуществляется поэтапно. Если школьники  еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем учащиеся под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания. При этом в правовом обучении лучше использовать разнообразные методы, такие как сравнение документов, различные правовые игры и так далее, это позволит учащимся быстрее и проще научиться объяснять юридические термины документа, пересказывать его содержание, соотносить нормы источника права с анализируемой жизненной ситуацией.

Информация о работе Развитие современного обучения права