Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является на основе доступной учебной и методической литературе рассмотреть теорию и методику использования юридических документов.
В число задач, необходимых для раскрытия цели работы, входит рассмотрение следующих вопросов:
1. Рассмотреть историю развития обучения права
2. Раскрыть основные методы обучения права
3. Определить, что можно отнести к юридическим документам и какова их классификация.
4. Так же раскрыть цели работы с юридическими документами.
Введение……………….……………………………………………………….3
Глава I. Развитие современного обучения права
1.1 Развитие системы обучения праву в России………………………………...6
1.2 Основные методы обучения праву………………………………………..10
Глава II. Общие сведения о юридических документах
2.1. Определение и классификация юридических документов………………14
2.2. Цели работы с юридическими документами…………………………….17
ГЛАВА III. Методика работы с юридическими документами
2.1. Методы работы с юридическими документами………………………….19
2.2. Работа с юридическими документами на уроках права………………….22
Заключение…………………………………………………………………28
Библиография………………………………………….…………………..30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………….………………………………………
Глава I. Развитие современного обучения права
1.1 Развитие системы обучения праву в России………………………………...6
1.2 Основные методы обучения праву………………………………………..10
Глава II. Общие сведения о юридических документах
2.1. Определение и классификация юридических документов………………14
2.2. Цели работы с юридическими документами…………………………….17
ГЛАВА III. Методика работы с юридическими документами
2.1. Методы работы с юридическими документами………………………….19
2.2. Работа с юридическими документами на уроках права………………….22
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………….…
Введение
Актуальность выбранной темы связан с необходимостью повышения правовой грамотности населения, и устранения правового нигилизма, что является одной из приоритетных задач современного общества и государства. Полноценная правовая подготовка учащихся определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи правового образования, т.е. способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части метода методическому приему. Одним из важнейших из них являются юридические документы, которые выступают правовой формой передачи юридически значимой информации. Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики и неотъемлемая часть правовой педагогики.
Так как на систему образования ложится вся основная нагрузка по внедрению правовых знаний, именно в школах, на уроках обществознания закладываются основы правового воспитания: формирует у учащихся глубокие и устойчивые представления правовых отношениях и модели поведения. Так же при работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно1, поэтому существует необходимость методики работы с юридическими документами.
Степень разработанности проблемы. Вопросам методики работы с юридическими документами свои работы посвятили такие ученые, как: Е.А. Певцова, Н.А.Власенко, С.В. Стародубцев и др. На протяжении многих лет специалисты в области методики работы с юридическими документами пытаются разобраться в том, как учить современного школьника праву. Появляется новые методы, которые позволяют более точно раскрыть нормативно-правовые акты, при доступном понимании для учащегося.
Целью исследования данной курсовой работы является на основе доступной учебной и методической литературе рассмотреть теорию и методику использования юридических документов.
В число задач, необходимых для раскрытия цели работы, входит рассмотрение следующих вопросов:
1. Рассмотреть историю развития обучения права
2. Раскрыть основные методы
3. Определить, что можно отнести к юридическим документам и какова их классификация.
4. Так же раскрыть цели работы с юридическими документами.
5. Выделить основные методы работы с юридическими документами.
6. Дать характеристику практическую работу с юридическими документами на уроках права.
Объектом исследования стали методика работа с юридическими документами в правовом обучении, которые обеспечивают более эффективное преподавание права.
Предметом являются непосредственно общая характеристика юридических документов, а также приемы и способы работы с ними.
Методологическую основу исследования для достижения поставленных целей и задач предполагается изучение научно-практической литературы посвященной методике преподавания права, применение методов общелогических: анализа, синтеза, а также методов теоретического уровня: гипотетический метод, обобщение и др. Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования, такие как конкретно-социологический.
Структура курсовая работа состоит из оглавления, введения,
трех глав: в первой главе рассматривается история развития
современного обучения праву, во второй
- раскрывается общие сведения о юридических
документах, в третьей - характеризуется
методика работы с данными документами,
включающих в себя шесть параграфов, заключения
и библиографического списка.
Глава I. Основные закономерности развитие
современной системы обучения праву
1.1. Развитие
системы обучения праву в
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Современные ученые доказали, что процессы учения и обучения (преподавания) праву взаимосвязаны. Работа учителя эффективна лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения. Вот почему актуальность приобретают вопросы активизации познавательной деятельности учеников. Этим понятием обозначили систему действий учителя, который стимулирует, побуждает учеников самостоятельно осваивать новое, расширять свои знания2.
В начале 90-х годов XX в. изучение правовых вопросов временно в девятых классах было перенесено на факультативные занятия. Многие школы не были готовы по-новому преподавать правовые проблемы. Появились курсы «Права человека», в соответствии с которыми дети изучали концепцию прав человека, сопоставляли международные стандарты и нормы национального законодательства. У учащихся формировались умения реализовать свои права и защищать их. Сообщение правовых знаний было подчинено воспитательным аспектам. На изучение правовых вопросов в школах отводилось 34 часа в девятых классах, в процессе которых детям разъяснялись особенности права и закона, источников права, раскрывались и исторические аспекты формирования права. Именно в эти годы закладывается новая концепция гражданского образования. Его целью становится подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни, деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Большое внимание уделяется формированию правовой культуры. Министерство образования РФ нацеливало на необходимость изучения Конституции России и основных прав и свобод граждан страны. Большее внимание при изучении правовых вопросов уделяется курсам в старшей школе. Однако и в начальной школе появляется цикл занятий по правам человека3.
По мнению многих специалистов, учебные курсы по праву носили формально-информационный характер. Методические приемы разъяснения правовых вопросов сопровождались сюжетами известных сказок, рассказами о маленьком Человеке, совершавшем путешествия. В этот период произошло коренное обновление содержания учебного курса по праву, по-новому прописаны ведущие дефиниции, сущность которых пояснялась с помощью интересных примеров реальной современной жизни. Право стало представляться не как насилие, господствовавшее над личностью, а как средство, помогающее человеку жить. Этот важный созидательный аспект права сыграл определенную роль в изменении многих концепций правового обучения. Усилилась практическая направленность предлагаемых правовых курсов, количество которых возросло. Такая альтернативность имела положительный аспект и позволяла регионам выбирать интересные им модели правового образования. По мнению специалистов, в конце XX столетия выявилось немало проблем правового школьного образования. К ним относят: явное преобладание эмпирического подхода к гражданско-правовому образованию в сравнении с научно-теоретическим знанием (это проявилось прежде всего в том, что стали создаваться многочисленные курсы, учебники, которые вводились в школы без надлежащей экспериментальной проверки и научного обоснования); отсутствие стабильных учебных курсов по правовому образованию, альтернативные курсы затрудняли подготовку педагогов; несоответствие ряда учебных курсов возрастным особенностям учащихся в связи с отсутствием единых требований в правовом образовании; нестыковка между собой идеи создания правового и гражданского образования. В массовой школьной практике утвердились локальные правовые курсы по праву, ориентированные, как правило, лишь на один год обучения. Отсутствовали единые сквозные проблемы, ведущие правовые идеи, которые могли бы объединить курсы с младших классов до старшей ступени. Не разработаны были внутридисциплинарные преемственные связи в правовых знаниях.
Однако в начале XXI столетия правовые курсы становятся более полными, выстраивается определенная вертикаль правовой подготовки школьников с первых классов до выпускных. Профилизация старшей ступени обучения в системе общего образования позволила более основательно изучать правовые вопросы (особое внимание обращалось на роль права в условиях рыночной экономики, интеграцию экономико-правовых знаний)4.
В настоящее время в учебных учреждениях системы общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта (отдельных курсов). В первом случае обучаемые, переходя с одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где, наряду с чисто правовыми вопросами, рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества. Во втором случае в школах, гимназиях выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики (это может быть начальная школа) и заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие возможности для вариативного образования.
Основные дидактические
Учебная дисциплина правового характера отличается следующими особенностями:
— отбор материала, необходимого для усвоения, осуществляется в соответствии с тем количеством часов, который предусмотрен учебным планом для изучения права в образовательном учреждении;
— учитываются требования госстандарта, в котором прописаны обязательные для изучения понятия и система контроля обученности школьника.
Ясно, что любая учебная дисциплина должна быть обеспечена комплексом программ, планов, учебников, учебных пособий, методических материалов для учителя, которые ему помогут в организации учебного процесса. Диапазон информации, предлагаемой для усвоения преподавателем на уроке, может быть шире той, которая представлена в учебнике или пособии.
Таким образом, обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Право преподавалось в разное время по-разному, развивались методы правового обучения. В настоящее же время в учебных учреждениях системы общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта (отдельных курсов). И тот минимум правовых знаний и умений правового образования, обеспечивает обязательность усвоения важной правовой информации каждым гражданином нашей страны.
1.2. Основные методы обучения праву
На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов обучения праву.
Слово «метод» обращает нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч. «methodos» — путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». Известный мыслитель эпохи нового времени Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте. Действительно, выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата6.
В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.
В своей работе учитель использует самые разнообразные методы. Известно, что общая дидактика выделяет разные группы методов. К ним относят классификация Ю.К. Бабанского:
1. Методы стимулирования и
2. Методы организации и
3. Методы контроля и
В связи с тем, что в реальной практике сложилось большое разнообразие методов обучения, специалисты предложили классифицировать их по различным основаниям. Этот прием известен и самой юридической науке: так, например, нормы права могут быть классифицированы по исходящему субъекту, методу правового регулирования или по отраслевому принципу.
Итак, на основании характера познавательной деятельности в правовом обучении выделяют такие методы:
1. Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти правовую информацию.
2.Репродуктивный метод. Системой логически взаимосвязанных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.
Несмотря на многочисленную критику специалистов относительно использования этого метода в правовом обучении, следует заметить его важность в плане формирования у школьников прочной основы знаний, необходимых для творческой работы.
3. Метод проблемного изложения. При организации правовых занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного познания правовых явлений.
4. Частично-поисковый, или эвристический метод. При применении этого метода учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.
5. Исследовательский метод. Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению методами научного познания. Развивает интерес к предмету8.
В современном правовом обучении необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной деятельности школьников. Это может осуществляться при: решении практических задач, работе с юридическими документами и проч.; проведении специального исследования по определенной теме под руководством учителя права. Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков являются упражнения.