Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является на основе доступной учебной и методической литературе рассмотреть теорию и методику использования юридических документов.
В число задач, необходимых для раскрытия цели работы, входит рассмотрение следующих вопросов:
1. Рассмотреть историю развития обучения права
2. Раскрыть основные методы обучения права
3. Определить, что можно отнести к юридическим документам и какова их классификация.
4. Так же раскрыть цели работы с юридическими документами.
Введение……………….……………………………………………………….3
Глава I. Развитие современного обучения права
1.1 Развитие системы обучения праву в России………………………………...6
1.2 Основные методы обучения праву………………………………………..10
Глава II. Общие сведения о юридических документах
2.1. Определение и классификация юридических документов………………14
2.2. Цели работы с юридическими документами…………………………….17
ГЛАВА III. Методика работы с юридическими документами
2.1. Методы работы с юридическими документами………………………….19
2.2. Работа с юридическими документами на уроках права………………….22
Заключение…………………………………………………………………28
Библиография………………………………………….…………………..30
Т.А. Ильина предлагает учителю права использовать методы сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекция; методы приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельная работа с книгой, упражнения; методы работы с техническими средствами; самостоятельную работу9.
Практические методы заключаются в совершении определенных действий с учебными предметами. Это может быть создание схематических рисунков, мультипликационных вариантов правового содержания (такой опыт работы успешно осуществляется в Новосибирске) и так далее. Ученики работают самостоятельно с литературой, участвуют в научно-исследовательской деятельности10.
Таким образом, метод обучения это процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения11. Влияние на выбор методов правового обучения играет: во-первых, цели, задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала. Сложный юридический материал трудно изучать поисковым методом. Запутавшись в проблеме, школьники могут потерять интерес к дальнейшей деятельности. Здесь требуется объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учителя, рассказ. Во-вторых, необходимо иметь в виду способности, уровень подготовленности класса. В классе с низким уровнем обученности детей учитель сам объяснит правовые понятия, окажет помощь ученикам при выполнении ими самостоятельной работы. Задания могут носить репродуктивный характер, требующий воспроизведение материала. При высоком уровне подготовленности школьников увеличивается объем их самостоятельной творческой работы, учитель выступает в роли профессионального организатора познавательной деятельности детей. В-третьих, на выбор методов оказывает влияние наличие времени для изучения правовой темы. Способности педагога играют немаловажную роль при выборе тех или иных методов обучения.
Глава II. Общие сведения о юридических документах
2.1. Определение и виды юридических документов
Необходимость изучения юридических документов состоит в том, что именно в них отражаются все элементы содержания юридической практики.12
Для того чтобы раскрыть общие сведения о юридических документов необходимо определиться с понятиями.
Документ - это средство фиксирования множеством способов на специально предназначенным для этого материале какой либо информации о событиях, фактах, явлениях объективной реальности и мыслительной деятельности человека. Все документы являются носителями информации или источниками информации. Поэтому документы широко используются в нашей повседневной деятельности13.
Как носители информации, документы улучшают внутреннюю организацию каждого предприятия. Документы являются основанием для принятия решений, проведения каких либо обобщений, поисково-справочной работы.
Слово «документ» - производное от лат. documentum, что означало в Древнем Риме все то, что может быть примером, служить уроком и свидетельством. В нашем толковом словаре В.И. Даля документ определен так: «всякая важная деловая бумага, диплом, свидетельство». Если объединять термины, что даются в словарях или энциклопедиях для этого понятия, то под документом будем понимать какой-либо материальный носитель записи с какой-либо зафиксированной там информацией, что предназначается для ее передачи куда-либо во времени и пространстве.
В другой, узкой интерпретации понятия документ выступает деловой бумагой, юридически подтверждающей определенный факт либо подкрепляющий же определенное право.14
Юридический документ — материальный носитель, оформленный и составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства, создающий у лиц права и обязанности15.
Более четкое понимание документов несет в себе их классификация. Под классификацией юридических документов необходимо понимать логический прием, с помощью которого их подразделяют на отдельные классы по наиболее существенным признакам их сходства и различия16.
В зависимости от правовой информации все документы можно разделить на пять основных групп:
1) нормативные правовые
2) документы, содержащие решения
индивидуального характера,
3) документы фиксирующие
а) на документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения – участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении и т.д.);
б) документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка);
в) документы, фиксирующие факты-
г) документы, фиксирующие факты события (акты о порче или уничтожении посевов);
д) документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы банков);
4) деньги и ценные бумаги;
5) документы, фиксирующие факты-
Наибольшее количество юридических документов зафиксировано на бумажном носителе. Это документы, содержащие речевую информацию, закрепленную любым типом письма. Документирование может осуществляться и на машинном носителе, но за тем так же закрепляться на бумажном носителе. На бумажных носителях создаются нормативно правовой акт, доверенность, приказ, должностные инструкции, договор, паспорт, удостоверение, деньги и ценные бумаги. Некоторые «бумажные документы» изготовляются путем заполнения соответствующих бланков и граф.
Современный прогресс дал новый носитель информации – электронный. Посредством средств электрической техники и связи изготавливаются электронные документы. Для них характерно не только использование электротехнических средств изготовления, но и фиксация информации на электронных носителях18.
Таким образом, юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию19. Основания деления юридических документов – необходимое средство изучения правового обучения. При изучении права учащиеся опираются не только на бумажный носитель правовой информации, но и распространяющейся в наше время электронный носитель, что позволяет работать с несколькими правовыми источниками и раскрывать юридических проблем более полно и точно.
2.2. Цели работы с юридическими документами
В работе с юридическими документами предполагает достижение таких целей, как:
Как видно, данные цели являются общепедагогическими.Необходимо отметить, что научение внимательному прочтению, анализу нормативных актов, умению делать на их основании самостоятельные выводы является необходимой задачей формирования гражданского сознания.
Целями использования юридических документов, в свою очередь, являются следующие:
1. воспитательные:
2. образовательные:
Возможность формирования чувств сопричастности всем процессам, происходящим в стране, чувства важности своего участия в законодательной деятельности будет повышаться при условии, если при работе над юридическими документами в классе будет царить обстановка доброжелательности, учитель сможет задать верный тон, в котором будут присутствовать элементы юридической речи, доступной для понимания учащихся22.
Таким образом, методика работы с юридического документа определяет те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной правовой документ необходима для преподавания права. Четко поставленные цели педагогом для работы с юридическими документами, а также их исполнение - это одно из действенных средств их достижения главной функции обучения.
ГЛАВА III. Методика работы с юридическими документами
3.1. Методы работы с юридическими документами
Хорошо известно, что на уроках права по роду своей деятельности учащимся приходится часто использовать различные тексты и к этому сложно добавить что-либо новое. Существуют разные методы анализа юридических документов, однако среди них можно выделить традиционный (классический) метод.
В.А. Ядов пишет: «Под традиционным (классическим) анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае.
Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследовательскую форму. Фактически, это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование.
Традиционный классический
анализ позволяет охватывать
глубинные, скрытые стороны
Основной слабостью этого
метода является субъективность
Юридический анализ - применяется для всех видов юридических документов. Его специфика заключается, прежде всего, в том, что в правовой науке разработан особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Незнание юридического словаря при анализе юридических документов может привести исследователя к грубым ошибкам.
Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.
Такой подход хорошо известен в методике обучения истории (М.М. Стасюлевич, М.Н. Коваленская, А.Ф. Гартвич, НА. Рожков и др.). Методисты выделяют такие этапы работы с документом:
1. Учитель дает образец разбора документа.
2. Ученики анализируют документ под руководством учителя.
3. Работают под руководством учителя и самостоятельно.
4. Самостоятельно изучают
Ученики могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д24.
Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.
На уроках юридический документ может использоваться и учителем права, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми они должны выделить: реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и прочитать25.
Еще один из методов работы с юридическими документами это внутренняя и внешняя критика такого документа.
Внутренняя критика документа начинается с проверки:
Для разрешения сомнения осуществляется поиск противоречий внутри самого анализируемого источника. Однако необходимо иметь в виду некоторые особенности различных правовых документов, например Конституции26. Внутренняя критика данного документа должна состоять из двух этапов: