Расчёты в банковской сфере и их правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Если проанализировать случаи употребления данного понятия в различных нормативных актах, то можно сделать вывод, что под расчетами понимается передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств, а также перечисление денежных средств их "владельцами" на другие свои счета.
При этом в данном случае понятие "обязательство" употребляется в значении любого (а не только гражданско-правового) правоотношения, предметом которого являются денежные средства. В таком значении это понятие используется и в Бюджетном кодексе РФ, и в Налоговом кодексе РФ.
Действия по передаче (перечислению) денежных средств могут обозначаться терминами "осуществление расчетов" или "осуществление платежа".

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1. Общие положения о расчётах ………………………………….4
1.1 Понятие и виды расчетов …………………………………………….4
1.2 Способы расчетов ………………………………………………….....5
1.3 Расчетные правоотношения ……………………………………...…..5
1.4 Субъекты (участники) расчетных правоотношений ………..……...7
1.5 Понятие средства платежа (денег) …………………………..………8
1.6 Особенности правового регулирования расчетов…………………..10
Глава 2. Операции с наличными деньгами ……………………………..13
2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами …………13
2.2 Кассовые операции и операции инкассации………………………..14
2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ………………………...18
Глава 3. Общие положения о безналичных расчётах ………………….20
3.1 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов …..…20
3.2 Сроки исполнения обязательств кредитными организациями при безналичных расчетах…………………………………………………………...22
3.4 Порядок безналичных расчетов…………………………………...…23
Заключение ……………………………………………………………….23
Список используемой литературы ……………………………………...28

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование расчетных отношений.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Основные  правила ведения кассовых операций заключаются в следующем.

     Все юридические лица обязаны хранить  свободные денежные средства на банковских счетах в кредитных организациях.

     Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое юридическое лицо (в  том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег - вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача - по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежаще оформленным другим документам. В частности, оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

     Каждое  юридическое лицо может иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающей его кредитной организацией по согласованию с руководством этого юридического лица (для кредитных организаций такой лимит устанавливается Банком России). Денежная наличность сверх установленных пределов подлежит сдаче в кредитную организацию для зачисления на счет юридического лица. В этом случае деньги вносятся в кассу кредитной организации.

     Лимит остатка наличных денег в кассе, а также сроки сдачи наличных денег в кредитную организацию  устанавливаются ежегодно на основании  расчета по установленной форме, представляемого юридическим лицом  в кредитную организацию.

     При наличии у юридического лица нескольких счетов в различных кредитных организациях оно обращается в одну из них по своему выбору. По юридическим лицам, не представившим расчета на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одну из обслуживающих их кредитную организацию, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в кредитную организацию наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по мотивированному ходатайству юридического лица.

     Предприятия обязаны сдавать в банк всю  денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

     Наличные  деньги могут быть сданы в дневные  и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при  предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

     Разрешается хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов  только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не свыше трех дней (для районов Крайнего Севера - пяти дней, предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

     Кроме того, юридическим лицам, не имеющим задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с обслуживающими их банками расходовать поступающую в их кассы денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, а также принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. В частности, такими целями являются выдача заработной платы и выплаты социального характера, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, оплата командировочных расходов и т.п..

     Предусмотрена также возможность выдачи наличных денег работникам под отчет (например, для оплаты командировочных расходов, горючесмазочных материалов и т.п.). Такая выдача не подпадает под понятие расчетов, поскольку в этом случае речь идет не о выплате доходов работнику, а о предоставлении ему права оплатить определенные расходы самого юридического лица. По израсходованным суммам работник должен будет отчитаться перед бухгалтерией, а неизрасходованные суммы сдать обратно в кассу.

     Получать  наличные деньги со своих счетов в кредитных организациях (через кассы этих кредитных организаций) юридические лица также могут только на цели, установленные нормативными актами (в частности, это касается выдачи заработной платы и выплат социального характера и стипендий и т.п.). Выдача денег кредитной организацией в таких случаях осуществляется на основании чека.

     Получение наличных денег может производится и с использованием банковских карт.

     Осуществление приема и выдачи наличных денег кредитными организациями в качестве предоставления услуг своим клиентам называется кассовым обслуживанием.

     Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией, в рамках которой совершаются  расчетные сделки. В результате совершения этих сделок осуществляется исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот. Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что кассовые операции являются разновидностью расчетных операций со специальным порядком правового регулирования.

     Инкассация  также является банковской операцией. Данные операции могут осуществлять банки и расчетные небанковские кредитные организации, а также небанковские кредитные организации инкассации, зарегистрированные и получившие лицензию до 2 марта 2004 г. (с этой даты утратили силу указания Банка России от 1 июня 1998 г. N 244-У "О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности").

     2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

     В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

     Проверки  соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью  осуществляют кредитные организации  не реже одного раза в два года.

     За  невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций на должностных лиц кредитных организаций налагается административный штраф в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

     Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1 и 15.2 Кодекса  РФ об административных правонарушениях, рассматривают налоговые органы.

     Причем  за осуществление расчетов наличными  деньгами сверх установленных пределов штраф должен налагаться на юридическое  лицо - плательщика (и соответственно, на его должностных лиц).

     За  нарушение порядка расчетов наличными  деньгами между юридическими лицами (т.е. при внесении юридическим лицом  наличных денег в кредитную организацию  для их зачисления (перечисления) на счет получателя) административного  штрафа не установлено. В этом случае возможно применение к кредитной организации, принявшей наличные деньги от плательщика, со стороны Банка России мер воздействия, предусмотренных ст. 74 ФЗ "О Центральном Банке (Банке России)".

           Порядок осуществления расчетов наличными деньгами, помимо существа денежного обязательства (частноправовое или публично-правовое), во исполнение которого производятся расчеты, зависит также и от субъективного состава расчетного правоотношения. Если получателем денег является гражданин, платеж во всех случаях может осуществляться путем личного вручения. При осуществлении расчетов по обязательствам с участием физических лиц наличные деньги возможно перечислить получателю через предприятие связи. Если наличные расчеты осуществляются между юридическими лицами, то деньги должны вноситься непосредственно в кассу юридического лица - получателя средств или в строго ограниченных законом случаях - в депозит нотариуса или суда (ст. 327 ГК).

 

     Глава 3. Общие положения о безналичных расчётах

     3.1 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов

     Под правовыми принципами понимаются исходные (определяющие) начала, наиболее общие  руководящие положения, предопределяющие правовое регулирование.

     К наиболее важным правовым принципам  осуществления безналичных расчетов можно отнести следующие положения.

     1. Кредитная организация может  использовать имеющиеся на счете  клиента денежные средства, гарантируя  при этом право клиента беспрепятственно  распоряжаться этими средствами  в любое время. Для этого  кредитная организация обязана обеспечить наличие необходимого количества средств на своих корреспондентских счетах и в кассе.

     2. При проведении расчетов поручения  (требования) кредитным организациям  даются через использование специально  установленных форм расчетных  документов с указанием обязательных реквизитов. Требования к оформлению расчетных документов установлены п. п. 2.1 - 2.13 ч. I Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". К расчетным документам на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей предъявляются дополнительные требования.

     Расчетные документы действительны к предъявлению в кредитную организацию в  течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

     При осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.

     Расчетные документы, оформленные клиентом с  нарушением установленных требований, приему не подлежат.

     Понятие платежный документ является более  широким, им охватываются как расчетные, так и иные документы, используемые при осуществлении расчетов.

     3. Плательщики вправе отозвать  свои платежные поручения, а  получатели средств (взыскатели) - расчетные документы, принятые  банком в порядке расчетов  по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента или на корреспондентском счете кредитной организации и помещенные в соответствующую картотеку.

     Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, подписанного лицами, имеющими право подписи расчетных документов, и заверенного оттиском печати.

     Отзыв расчетных документов возможен до момента  списания денежных средств с корреспондентского счета банка плательщика. Законодательно закрепленным основанием для таких действий является п. 2 ст. 405 ГК РФ.

     4. Кредитная организация не вправе  определять и контролировать  направления использования средств  клиента и устанавливать другие  не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

     Это означает, что при осуществлении  расчетных операций кредитные организации  не должны вникать в сущность отношений  между плательщиком и получателем средств. Их контроль касается только формальных моментов, связанных с предоставлением документов и правильностью их оформления.

     В качестве примеров правомерного отказа кредитной организации в проведении расчетной операции можно привести следующие случаи:

     - несоответствие платежного поручения  требованиям банковских правил  и не устранение клиентом этих несоответствий;

     - отсутствие документальных оснований  для проведения валютной операции;

     - отсутствие платежного поручения  и достаточных денежных средств для уплаты налога на добавленную стоимость за иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, при перечислении денежных средств таким налогоплательщикам налоговыми агентами.

Информация о работе Расчёты в банковской сфере и их правовое регулирование