Расчёты в банковской сфере и их правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Если проанализировать случаи употребления данного понятия в различных нормативных актах, то можно сделать вывод, что под расчетами понимается передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств, а также перечисление денежных средств их "владельцами" на другие свои счета.
При этом в данном случае понятие "обязательство" употребляется в значении любого (а не только гражданско-правового) правоотношения, предметом которого являются денежные средства. В таком значении это понятие используется и в Бюджетном кодексе РФ, и в Налоговом кодексе РФ.
Действия по передаче (перечислению) денежных средств могут обозначаться терминами "осуществление расчетов" или "осуществление платежа".

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1. Общие положения о расчётах ………………………………….4
1.1 Понятие и виды расчетов …………………………………………….4
1.2 Способы расчетов ………………………………………………….....5
1.3 Расчетные правоотношения ……………………………………...…..5
1.4 Субъекты (участники) расчетных правоотношений ………..……...7
1.5 Понятие средства платежа (денег) …………………………..………8
1.6 Особенности правового регулирования расчетов…………………..10
Глава 2. Операции с наличными деньгами ……………………………..13
2.1 Правовое регулирование расчетов наличными деньгами …………13
2.2 Кассовые операции и операции инкассации………………………..14
2.3 Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ………………………...18
Глава 3. Общие положения о безналичных расчётах ………………….20
3.1 Правовые принципы осуществления безналичных расчетов …..…20
3.2 Сроки исполнения обязательств кредитными организациями при безналичных расчетах…………………………………………………………...22
3.4 Порядок безналичных расчетов…………………………………...…23
Заключение ……………………………………………………………….23
Список используемой литературы ……………………………………...28

Работа содержит 1 файл

правовое регулирование расчетных отношений.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Виды  имущества, которые могут использоваться в обороте в качестве средства платежа, признаются деньгами.

     Однако  здесь следует отметить несовпадение понятия "денег" с экономической и юридической точек зрения.

     Экономисты  считают деньгами любые виды ликвидных  активов (например, ценные бумаги), которые  используются в качестве средства обращения.

     С юридической точки зрения ценные бумаги являются самостоятельным объектом прав и не могут рассматриваться в качестве средства платежа. Это обусловлено двумя объективными факторами:

     - во-первых, использование для погашения  обязательства денежного характера  ценных бумаг допустимо только с согласия кредитора, для чего при расчетах по гражданско-правовым обязательствам требуется достижение соглашения сторон, а по публичным - прямое указание в законодательстве;

     - во-вторых, получение ценных бумаг  кредитором не означает автоматического  прекращения обязательства денежного характера. Вместе с тем получение денежных средств кредитором (получателем) означает прекращение денежного обязательства, а при расчетах по публичным обязательствам в безналичном порядке таким моментом по общему правилу признается момент списания средств со счета должника.

     Проявление  этих двух факторов также хорошо видно  на следующих примерах.

     Получение одних ценных бумаг против предоставления других является сделкой мены, а  не купли-продажи.

     Передача  в качестве погашения обязательства векселя требует заключения соглашения об этом между сторонами этого обязательства. К такому соглашению применяются правила об отступном (если это вексель третьего лица) или о новации (если это вексель должника). В противном случае первоначальное обязательство и вексельное обязательство между собой связаны не будут.

     Поэтому с юридической точки зрения понятие "деньги" более узкое.

     В соответствии с действующим законодательством  РФ в качестве средств платежа (денег) может выступать следующее имущество:

     - рубли в наличной форме, т.е.  в виде банкнот и монет Банка  России, или в безналичной форме,  т.е. в виде записи на банковском  счете1;

     - в установленных законом случаях  иностранная валюта в безналичной  форме2.

     Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ3.

     Введение  на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются4.

     Наличная  иностранная валюта выступает в  обороте в качестве предмета сделки (товара).

     Даже  в отношении рублей в наличной или безналичной форме необходимое  условие их использования в качестве средства платежа (денег) заключается  в том, чтобы это допускалось  законодательством применительно  к конкретной ситуации. В связи  с этим необходимо различать понятия "валюта обязательства" и "валюта платежа". "Валюта обязательства" является более широким понятием, поскольку любое обязательство может быть выражено не только в рублях, но и в иностранной валюте и в условных единицах. Однако это не означает, что в этих же единицах могут производится расчеты.

     Причем  следует отметить, что тенденцией развития современного законодательства о расчетах является сужение сферы  использования наличных денег.

     Не  являются средством платежа (деньгами) банковские (платежные) карты. Такие карты рассматриваются как инструмент безналичных расчетов.

     1.6 Особенности правового регулирования расчетов

     Основополагающее  значение при правовом регулировании  расчетов на законодательном уровне имеют нормы, содержащиеся в главах 45 и 46 ГК РФ.

     Исходя  из этого, необходимо учитывать следующие  особенности правового регулирования  расчетов:

     1) при правовом регулировании расчетов  объективно преобладает публично-правовое  регулирование.

     Это связано с тем, что основные обязанности  участников расчетов являются публично-правовыми, поскольку возникают перед государством в целом, охраняющим интересы всех субъектов расчетных отношений (т.е. с точки зрения критерия охраняемого интереса), и вне зависимости от воли и усмотрения участников расчетов (т.е. с точки зрения метода правового регулирования).

     Соответственно, большинство норм, регулирующих расчеты, в том числе норм ГК РФ, являются нормами публичного права.

     Например, обязанности кредитных организаций  в части соблюдения очередности  платежей при осуществлении расчетно-кассового обслуживания счетов своих клиентов, предусмотренные ст. 855 ГК РФ, возникают перед государством в целом и не зависят от воли и усмотрения кредитной организации. Эти обязанности она несет вне зависимости от субъектного состава участников расчетов. Именно поэтому исполнение данных обязанностей кредитных организаций применительно к конкретным платежам обеспечивается мерами ответственности административного характера.

     Это, в свою очередь, означает, что правовое регулирование расчетных отношений не строится в полном объеме на принципах профилирующих отраслей права (т.е. выделяемых с использованием критерия метода правового регулирования).

     В соответствии со ст. ст. 4, 29 и 80 ФЗ "О  Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России осуществляет такие функции, как организация обращения наличных денег и установление правил расчетов. Необходимо также учитывать, что согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, а также осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам относятся к банковским операциям. Соответственно, на основании ст. 57 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России может устанавливать обязательные для банков правила осуществления этих банковских операций. Естественно, при этом акты Банка России должны соответствовать федеральным законам как актам более высокой юридической силы.

     Вместе  с тем в силу ч. 2 ст. 1 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     С точки зрения правового регулирования  расчетов это означает, что вопросы  их осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств  и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одобрения Банка России.

     По  смежным вопросам правового регулирования  могут либо издаваться совместные акты (например, акты Банка России и Государственного таможенного комитета РФ) либо осуществляться издание Банком России порядка применения конкретных актов (например, указов Президента РФ).

     Акты  Банка России обозначаются в ГК РФ как банковские правила.

     Завершая  рассмотрение вопросов правового регулирования  расчетных отношений, хотелось бы предложить следующее определение. Расчетные правоотношения - это отношения, включающие в себя фактические и юридически значимые действия, как правило, в виде сделок, направленные на исполнение денежного обязательства (погашение денежного долга) в наличной и безналичной формах, которые регулируются частно - правовыми и публично-правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, международных договорах и обычаях.

 

     Глава 2. Операции с наличными деньгами

     2.1 Правовое регулирование  расчетов наличными  деньгами

     В соответствии с п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений.

     На  основании ст. ст. 4 и 29 ФЗ "О Центральном  банке РФ (Банке России)" Банк России установил следующие ограничения  для расчетов наличными между  юридическими лицами:

     1) по размеру - в виде предельного  размера расчетов по одному договору в сумме 100 тыс. руб.

     2) по порядку расчетов - в виде  обязательности внесения наличных  средств в кассу юридического  лица - получателя, а не в обслуживающий  его банк для зачисления на  банковский счет.

     В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т.е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисление (перечисления) на счет получателя, что является самостоятельной банковской операцией.

     Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ предусматривает  возможность введения подобных ограничений  и в отношении них, Банк России таких ограничений не устанавливает. Это связано с тем, что имущество  граждан-предпринимателей не разграничивается на то, которое они используют для осуществления предпринимательской деятельности, и на то, которое они используют для личного потребления. Соответственно, юридически разграничить их платежи на личные и предпринимательские в большинстве случаев невозможно.

     Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской  деятельности граждан применяются  правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку  речь идет не о нормах ГК РФ, а о  публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.

     Перечисление  налогов и сборов через банки  без открытия в них банковских счетов могут производить только физические лица. Юридические лица такой операции производить не вправе5.

     Уплату  налогов и сборов наличными деньгами, т.е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему НК РФ могут производить только физические лица и только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такой возможности соответственно, в законах субъектов РФ или в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58).

     2.2 Кассовые операции и операции инкассации

     Помимо  собственно расчетов наличными деньгами, к вопросам организации наличного  денежного обращения в соответствии со ст. 34 ФЗ "О Центральном банке  РФ (Банке России)" относятся такие  вопросы, как определение порядка  ведения кассовых операций, т.е. работы с денежной наличностью, а также порядка осуществления инкассации, т.е. приема, доставки и сдачи в кредитную организацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

     Правовое  регулирование по данным вопросам осуществляется Банком России.

     По  первому вопросу в отношении  юридических лиц, не являющимися  кредитными организациями, действуют  Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и Положение Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации", а в отношении кредитных организаций - Положение Банка России от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".

     При этом кредитные организации, у которых  отозваны лицензии на осуществление  банковских операций, при совершении кассовых операций руководствуются  актами для обычных юридических  лиц.

Информация о работе Расчёты в банковской сфере и их правовое регулирование