Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 14:32, курсовая работа
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать оказываются безрезультатными. Возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.
Введение
Безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим
Объявление гражданина умершим
Заключение
Список литературы
Приложения.
В производстве судьи
- об установлении факта признания отцовства;
Судьей Чебоксарского районного суда ЧР Ярадаевым А.В. было рассмотрено гражданское дело №2-465/2006г. по заявлению Александровой Е.Н. об установлении факта признания отцовства. Решением судьи от 25.09.2006г. заявление было удовлетворено. Решение вступило в законную силу.
- о признании гражданина недееспособным;
Так, определением судьи Иванова С.В. от 29.03.2006г. прекращено производство по гражданскому делу № 2-27/2006г. по заявлению Филипповой Т.П. о признании гражданина недееспособным, в связи со смертью Филипповой Г.Ф.
Хотелось
бы заметить, что в 2006г. наметился рост
заявлений о признании гражданина недееспособным.
- о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Судьей
Чебоксарского районного
суда ЧР Ярадаевым А.В. 13.01.2006г.
вынесено решение по гражданскому
делу № 2-16/2006г. по заявлению
Уткина В.Н. о признании
сына Уткина Е.В. безвестно
отсутствующим. Однако
прокурором Чебоксарского
района ЧР 23.01.2006г. решение
Чебоксарского районного
суда ЧР было опротестовано
и определением судебной
коллегии по гражданским
делам Верховного суда
ЧР от 13.02.2006г. решение
суда было отменено
и возвращено на новое
рассмотрение. Судебная
коллегия по гражданским
делам Верховного суда
ЧР рекомендовала суду
провести оперативно-розыскные
мероприятия по установлению
места нахождения Уткина
Е.В. В дальнейшем, заявитель
Уткин В.С. просил признать
сына умершим. Решением
суда от 28.04.2006г. гражданин
Уткин Е.В. признан умершим.
Решение вступило в
силу.
- о совершении нотариальных действий или об отказе в их совершении;
Так, судьей Чебоксарского районного суда ЧР Ярадаевым А.В. 26.10.2006г. вынесено решение по гражданскому делу № 2-494/2006г. по заявлению Мамонтовой З.А. об обязании нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство. Данным решением суд обязал нотариуса Столярову Л.М. выдать Мамонтовой З.А. свидетельство о праве на наследство по закону. Решение суда нотариусом Столяровой Л.М. было обжаловано в Верховный суд ЧР, однако, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ЧР данное решение было оставлено в силе. Решение вступило в законную силу.
Анализ гражданских дел, рассмотренных Чебоксарским районным судом ЧР показал, что за исследуемый период в производстве Чебоксарского районного суда ЧР не имелось гражданских дел особого производства следующих категорий: об усыновлении(удочерении) ребенка; объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным(эмансипация); признании движимой вещи бесхозяйной и признании права на бесхозяйную недвижимую вещь; принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование.
Судья
Исп.:
помощник судьи
Приложение 4
5-В09-34
верховный суд
российской
федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Москва 26 мая 2009 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Кнышева В.П.
судей Пчелинцевой Л.М. и Горшкова В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 мая 2009 г. гражданское дело по заявлению Моршнева Владимира Вениаминовича о пересмотре решения Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2007г. об объявлении Зарвы Сергея Владимировича умершим по вновь открывшимся обстоятельствам
по надзорной жалобе Моршнева В.В. на определение Головинского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2008г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Моршнева В.В., поддержавшего доводы надзорной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшего, что надзорная жалоба Моршнева Владимира Вениаминовича не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, переданного с надзорной жалобой для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 20 апреля 2009 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
решением Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2007 г. Зарва Сергей Владимирович, 8 января 1959 года рождения, уроженец г. Москвы, зарегистрированный по адресу: г. Москва, ул. Беломорская, д. 20, кв. 67, объявлен умершим. Днем смерти Зарвы СВ. считается день вступления решения в законную силу. Моршнев В.В. просил суд пересмотреть данное судебное решение по вновь открывшимся обстоятельствам в части установления даты смерти Зарвы СВ. в связи с тем, что на день вынесения решения суда ему как заявителю не было известно то обстоятельство, что 25 октября 2001 г. по факту исчезновения Зарвы СВ. помощником Головинского межрайонного прокурора г. Москвы было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. В постановлении содержится вывод о том, что имеются основания полагать, что Зарва СВ. стал жертвой преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Определением Головинского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2008 г. в удовлетворении заявления Моршнева В.В. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2008 г. определение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2009 г. отказано в передаче надзорной жалобы Моршнева В.В. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе Моршневым В.В. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений как незаконных.
Заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаевым В.И. по результатам изучения доводов надзорной жалобы Моршнева В.В. 11 марта 2009 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и его же определением от 17 апреля 2009 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2009 г. отменено и надзорная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм процессуального права допущены судами первой и кассационной инстанции, которые выразились в следующем.
В соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2007 г. Зарва СВ., 08 января 1959 года рождения, объявлен умершим. Днем смерти Зарвы СВ. суд указал день вступления решения в законную силу (л.д. 69-71).
Отказывая в удовлетворении заявления Моршнева В.В. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2007 г., суд пришел к выводу о том, что обстоятельство, на которое ссылается заявитель в качестве основания для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, таковым не является, и не могло повлиять существенным образом на рассмотрение дела и принятое судом решение.
Суд кассационной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Между тем, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда, вступившего в законную силу, являются, в частности, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
Как следует из материалов дела постановлением помощника Головинского межрайонного прокурора г. Москвы от 25 октября 2001 г. по заявлению Зарва М.В. о пропавшем без вести Зарва СВ. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, то есть убийство (л.д. 76). В постановлении содержится вывод о том, что имеются основания полагать, что Зарва СВ. стал жертвой преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Из содержания решения Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2007 г. усматривается, что на момент рассмотрения дела об объявлении Зарвы СВ. умершим заявителем не представлено, а судом не добыто доказательств того, что Зарва СВ. пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Судом не исследовалось постановление помощника Головинского межрайонного прокурора г. Москвы от 25 октября 2001 г.
Между тем, указанное постановление содержит сведения о последних известных часах жизни Зарва СВ. и данным постановлением возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, что дает основания судить о характере обстоятельств, при которых последний раз видели Зарва СВ., поэтому оно имеет юридическое значение для правильного разрешения дела, поскольку могло повлиять на его исход, а именно на определение даты смерти Зарвы СВ. Названное постановление помощника Головинского межрайонного прокурора г. Москвы от 25 октября 2001 г. существовало в момент рассмотрения дела об объявлении Зарвы СВ. умершим, однако об этом не было известно Моршневу В.В., о чем он указывает в надзорной жалобе, и суду, в связи с чем не было учтено судом при вынесении решения.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления Моршнева В.В. о пересмотре решения Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2007 г. об объявлении Зарвы СВ. умершим по вновь открывшимся обстоятельствам судом допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Моршнева В.В., в связи с чем судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.