Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе проблема признания граждан безвестно отсутствующими или объявление их умершими достаточно актуальна, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Особенно число пропавших возрастает в экстремальных ситуациях. Растет количество преступлений против граждан, что вследствие может стать причиной их исчезновения. Немаловажным фактором, придающим актуальность данной проблеме, являются и конфликты, возникающие после распада СССР в России и ставших независимыми регионах, террористические акты, военные действия (такие как война в Чечне и других регионах). Так же часто приходится обращаться к институту безвестного отсутствия при возникновении каких-либо стихийных бедствий, которые уносят жизни сотен людей (землетрясения, сход снежных лавин в горах и т.д.)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Признание гражданина безвестно отсутствующим……………………..6
1. Объявление гражданина умершим………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованный литературы………………………

Работа содержит 1 файл

оно.docx

— 55.02 Кб (Скачать)

       Очень важное правовое значение для реализации правовых отношений имеет момент смерти гражданина. При установлении юридического факта физической смерти гражданина днем прекращения его правосубъектности считается день ее фактического наступления. Если есть основания полагать, что смерть наступила в результате несчастного случая, либо при обстоятельствах, которые могли угрожать жизни гражданина, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. В таком случае днем смерти гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

       Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека5.

       Согласно статистике, дела об объявлении гражданина умершим составляют примерно 40% от всех дел о безвестном отсутствии или объявлении умершим. Целью объявления гражданина умершим обычно указывается получение пенсии по случаю утери кормильца (около 45%), для получения наследства (28%), для прекращения брака (23%) и прочие (составляют 4%)6.

       Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, дающих основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (военные действия, стихийные бедствия и т.п.).

       Необходимость судебного объявление гражданина умершим, так же, как и признание его безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительное отсутствие одного из субъектов правоотношения и неизвестность его местонахождения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

       Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего, однако последние являются более сложными по своей правовой характеристике. Ранее практиковалось двухстадийное рассмотрение дел об объявлении гражданина умершим: для начала требовалось объявление гражданина безвестно отсутствующим, и только после этого, в другом процессе, лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от подобного рассмотрения дел, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Однако более глубокий анализ правовой характеристики этих дел говорит о том, что в данном случае изменилась лишь форма. Сущность же осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия. Ведь безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных обстоятельствах, когда указываются обстоятельства, дающие основания предполагать что гражданина уже нет в живых, - сроки сокращены до шести месяцев. То есть, можно сделать вывод о том, что несмотря на изменение законодательства, все по-прежнему вытекает одно из другого. Тесная связь признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим обнаруживается так же и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (год, месяц и день), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2, ст. 42 ГК РФ: «При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года». Однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим.

       Несмотря на сходство правового состава данных дел, они имеют весьма существенное отличие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине (живом или мертвым) в течение года, то объявление гражданина умершим является самостоятельным правовым явлением, которое включает несколько фактических составов. В юридической литературе общепризнано, что объявление умершим, в отличие от признания безвестно отсутствующим, основано на презумпции смерти гражданина.

       Подробный анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав (объявление гражданина умершим) включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего. Кроме того, объявление гражданина умершим смеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем:  статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

       В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений7. Можно предположить, что в данном виде законодательство является не совершенным. Ведь, по сути, разница между безвестным отсутствием и объявлением гражданина умершим состоит лишь в продолжительности срока отсутствия гражданина. В таком случае, закон позволяет судам при безвестном отсутствии гражданина свыше пяти лет объявлять его  умершим со всеми дальнейшими правовыми последствиями.

   Например, известно  много случаев, когда суд объявлял  умершими граждан только на  том основании, что они, прекращая  какие-либо правоотношения (например, расторгая брак), больше не заявляли о себе в течение нескольких лет. И даже если заявитель более пяти лет не имел сведений об отсутствующем гражданине, едва ли решение суда об объявлении его умершим является правильным. Тем более что по подобным делам никто не объявляет розыск, а если адресные бюро выдают отрицательные ответы на все запросы суда – это вряд ли можно считать основанием для предположения о смерти гражданина.

       В данном  случае можно предположить, что  суд должен объявлять гражданина  умершим лишь в том случае, если есть какие-то предположения  о его гибели в указанный  период времени. Основанием для  таких предположений могут быть  какие-либо тяжелые формы заболеваний,  преклонный возраст и другие  обстоятельства. Ведь очень часто  случается и такое, что человек,  желая сменить окружающую его  обстановку, уезжают из родного города, и даже не подозревает о том, что его могут искать, и что в последствии его правосубъектность может быть приостановлена. В этом случае нет оснований объявлять гражданина умершим только лишь на том основании, что от него нет сведений, и поиски гражданина никаких результатов не дают.

       Но если  доказано, что исчезнувший человек  страдал какими-либо формами заболеваний  (например, при психическом расстройстве не раз пытался покончить жизнь самоубийством), или же исчез при таких обстоятельствах, когда можно со всей уверенностью предположить, что он мертв, тогда решения суда являются законными и обоснованными. Поскольку для всех судебных решений об объявлении гражданина умершим главным фактором является предположение о его смерти, можно полагать, что во всех случаях, даже при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд всегда должен устанавливать ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина.

       Сложность  подобных дел демонстрируется  так же в особенностях, которые  присущи делам об объявлении  гражданина умершим при сокращенных  сроках его безвестного отсутствия. Гражданин может быть объявлен умершим после шести месяцев его безвестного отсутствия. При этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются. В соответствии с данной статьей можно выделить:

  1. явления природы, таящие в себе угрозу жизни человека (стихийные бедствия);
  2. несчастный случай, могущий быть причиной гибели (авария, пожар).

       Таким  образом, если неизвестно, что  могло быть угрозой жизни гражданину, то есть не установлен факт  несчастного случая или стихийного  бедствия, действует общий пятилетний  срок безвестного отсутствия.

       Так  же фактический состав объявления  гражданина умершим при сокращенных  сроках должен включать в себя  еще несколько положений, помимо  указанных выше. Подобными моментами  являются:

  1. Причинная связь между безвестным отсутствием и обстоятельствами, которые могли угрожать ему смертью или предполагать его смерть от несчастного случая;
  2. Совпадение во времени и пространстве событий, угрожавших смертью или нахождение в месте, в котором произошел несчастный случай, либо в зоне стихийного бедствия.
  3. Невозможность в течение шести месяцев обнаружить гражданина живым или мертвым.

       Но вернемся к тому, что было сказано ранее – о специфике объявления умершим военнослужащего. Статья 45 ГК РФ указывает, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с какими-либо военными действиями, может быть признан умершим спустя два года после окончания военных действий.

       Особенность объявления умершим по этому основанию заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика данной проблемы заключается в том, что этими объективными обстоятельствами являются начало, продолжительность и окончание военных действий, а так же нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан. Но стоит полагать, что многие задаются таким вопросом, что же считать днем окончания военных действий? Официально объявленное прекращение состояния войны, прекращение огня, перемирие? Данный вопрос до сих пор не имеет однозначного решения. Допустим, если рассматривать войну в Чечне, то уже было объявлено ее официальное завершение, но локальные военные действия до сих пор ведутся с той же силой, туда по-прежнему посылают российских солдат, и они по-прежнему там погибают. Именно это и требует установление единого критерия, что же все-таки считать днем окончания военных действий.

       Вся  специфика объявления военнослужащего  или иного гражданина умершим  в связи с военными действиями  заключается в том, что суд  должен установить причинную  связь между военными действиями  и безвестным отсутствием гражданина, по поводу которого в суд  поступило заявление от заинтересованных  лиц об объявлении его умершим.  Если эта причинная связь не  обнаруживается, ситуацию можно  решить по-другому. Если доказано, что военнослужащий или иной  гражданин хоть и находился  в месте проведения военных  действий, но суд установил, что его безвестное отсутствие с ними не связано, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), которые могли угрожать его жизни, то суд объявляет его умершим по истечении шести месяцев. То есть в данном случае имеют место быть те же самые сокращенные сроки.

       Следовательно,  снова обращаясь к фактическому  составу такого сложного правового  явления как объявление гражданина  умершим, стоит отметить, что он  должен выглядеть следующим образом:

  1. Отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе;
  2. Невозможность для суда и заинтересованных лиц, участвующих в деле, устранить эту неопределенность;
  3. Отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания;
  4. Наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим;
  5. Установление судом обстоятельств, дающих основание резюмировать смерть безвестно отсутствующего.

       В данный фактический состав объявления умершим входит, помимо указанных выше обстоятельств, так же установление даты предполагаемой смерти. Если суд располагает данными о дне предполагаемой смерти, он должен об этом указать в резолютивной части решения. Если же такой день неизвестен, то днем смерти считается день вступления решения суда в законную силу. При этом суд обязан во всех случаях в резолютивной части решения указать конкретную календарную дату предполагаемой смерти этого гражданина, поскольку с этой датой связаны вопросы о времени открытия наследства, назначения пенсии и другие.

       Фактический состав и правовые основания объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

       Как уже отмечалось, объявление граждан умершими – это закрепление судебным решением предположения о смерти этого гражданина. Но это не является признанием факта смерти, это лишь констатация высокой вероятности смерти гражданина.

Установление факта смерти лица при определенных обстоятельствах  и в определенное время подчиняется  другим правилам и имеет другой фактический состав. Суд рассматривает в порядке особого производства дела об установлении факта смерти лица в определенное племя и при определенных обстоятельствах при отказе органов ЗАГСа в регистрации события смерти. Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал нижестоящим судам на необходимость правильного и единообразного рассмотрения дел об установлении факта смерти.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»8 государственная регистрация смерти осуществляется органами загса. Такая регистрация производится на основе медицинских документов установленной формы о факте смерти лица. При отказе органов ЗАГСа в регистрации события смерти факт смерти устанавливается в суде. Такая ситуация может иметь место, когда не обнаружено тело погибшего (во время пожара, взрыва жилого дома, авиакатастрофы и проч.

       Таким образом, предмет доказывания охватывает установление следующих фактов:

  1. смерть лица в определенное время и при определенных обстоятельствах;
  2. предварительное обращение в органы загса для регистрации этого факта;
  3. наличие отказа органа загса в регистрации факта смерти лица;
  4. правовая цель установления факта.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим