Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:52, курсовая работа
В современном обществе проблема признания граждан безвестно отсутствующими или объявление их умершими достаточно актуальна, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Особенно число пропавших возрастает в экстремальных ситуациях. Растет количество преступлений против граждан, что вследствие может стать причиной их исчезновения. Немаловажным фактором, придающим актуальность данной проблеме, являются и конфликты, возникающие после распада СССР в России и ставших независимыми регионах, террористические акты, военные действия (такие как война в Чечне и других регионах). Так же часто приходится обращаться к институту безвестного отсутствия при возникновении каких-либо стихийных бедствий, которые уносят жизни сотен людей (землетрясения, сход снежных лавин в горах и т.д.)
Введение………………………………………………………………………..3
1. Признание гражданина безвестно отсутствующим……………………..6
1. Объявление гражданина умершим………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованный литературы………………………
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. Признание гражданина безвестно отсутствующим……………………..6
1. Объявление гражданина умершим………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Список использованный литературы………………………………………..28
Введение.
Регулирование всех гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях, но не всегда это является возможным. Периодически возникают такие ситуации, когда нет возможности связаться с гражданином, так как в месте его постоянного жительства нет никаких вестей о его пребывании на данный момент. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными, и поэтому появляется некая неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Например, возникает ряд трудностей у людей, которые должны получать от гражданина алименты, у его возможных наследников, кредиторов и т.д. Гражданин не может участвовать в этих правоотношениях, так как его невозможно найти, но в то же время он четко обозначен на конкретной жилплощади. Чтобы избежать подобной неопределенности, закон предусматривает определенные правила, которые в своей совокупности образуют институт безвестного отсутствия.
В современном обществе проблема признания граждан безвестно отсутствующими или объявление их умершими достаточно актуальна, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Особенно число пропавших возрастает в экстремальных ситуациях. Растет количество преступлений против граждан, что вследствие может стать причиной их исчезновения. Немаловажным фактором, придающим актуальность данной проблеме, являются и конфликты, возникающие после распада СССР в России и ставших независимыми регионах, террористические акты, военные действия (такие как война в Чечне и других регионах). Так же часто приходится обращаться к институту безвестного отсутствия при возникновении каких-либо стихийных бедствий, которые уносят жизни сотен людей (землетрясения, сход снежных лавин в горах и т.д.)
Безвестному отсутствию граждан уделялось много внимания в литературе и судебной практике, но вопрос так и остается дискуссионным. Одни авторы полагают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют лишь последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими или умершими. С этим мнением можно не согласиться, так как в задачу института безвестного отсутствия входит не регулирование последствий длительной неизвестности местопребывания лиц, а устранение неопределенности в отношении этих лиц. Определенные правовые последствия для безвестно отсутствующего гражданина и заинтересованных лиц и организаций могут наступить только после установления судом факта безвестного отсутствия.
Без вести в России люди пропадают по-разному. На сегодняшний день в розыскных списках МВД числится более ста тысяч человек, пятая часть из которых – дети и подростки.
Последние несколько лет количество человек, пропавших без вести, остается стабильным – около 70 тыс. человек в год. Вместе с ранее пропавшими, которых ищут от года до 15 лет, общая цифра колеблется в пределах 120 тыс.
Статистика выглядит примерно так: каждый второй пропавший – трудоспособный мужчина или женщина, каждый четвертый – несовершеннолетний, каждый десятый – пенсионер. Если смотреть по социальному положению, то в списках чаще оказываются рабочие, пенсионеры, бомжи и, как ни странно, бизнесмены.
Но ничего странного в этом нет. Бизнесменов похищают кредиторы или вымогатели, рабочие мигрируют в другие города или попадают в рабство, а бомжи гибнут в драках с собутыльниками, либо умирают от болезней.
Существует довольно устоявшееся мнение, что люди чаще всего пропадают по криминальным причинам, но на самом деле все обстоит совсем не так. Из 120 тыс. человек жертвами уголовных преступлений становятся менее тысячи.
Если верить статистике, милиционеры ежегодно находят около 50 тыс. человек. Залог успеха прост: чем раньше начинают искать, тем чаще находят. По горячим следам и в течение первого года розыска находятся до 80% пропавших взрослых и 90% детей.
Цель данной работы – рассмотреть вопросы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.
Для того, чтобы достигнуть этой цели, поставлены нижеперечисленные задачи:
Признание гражданина безвестно отсутствующим.
В юридической литературе представлены различные мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим. Если все согласны с тем, что в основе объявления гражданина умершим лежит предположение о его смерти, то в вопросе о безвестном отсутствии мнения разделились. Некоторые ученые предполагают, что в основе безвестного отсутствия так же лежит предположение о смерти гражданина, так как решение суда будет истинным только если гражданина нет в живых. Другие ученые поддерживают обратную теорию – что в основе все-таки лежит предположение о том, что гражданин жив, так как достаточных оснований, чтобы считать гражданина мертвым, нет. Третья позиция в этом вопросе представляется наиболее правильной. Она основана на том, что никакого предположения в решении суда о безвестном отсутствии нет. Суд лишь констатирует факт отсутствия лица и не берет за основу какие-либо предположения о жизни или смерти гражданина.
Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его постоянного пребывания. Обращение в суд в данном случае именуется не иском, а заявлением, а понятия «заинтересованного лица» в законе не дается. Заинтересованным лицом может быть как супруг, который заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке и лица, состоящие на иждивении отсутствующего гражданина, так и другие лица, если это им необходимо для защиты нарушенного или оспариваемого права (кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.).
Годичный срок исчисляется с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если невозможно точно определить день поступления сведений, то срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в который были получены последние сведения. А при невозможности установить месяц – с 1 января следующего года.
До рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался1.
Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства. При вынесении решения суд оценивает все факторы, которые как-либо могут повлиять на окончательное решение. Гражданские правоотношения рассчитаны на нормальное их развитие, и не предполагают, что кто-то будет специально прятаться, например для того, чтобы избежать уголовной ответственности. Поэтому если во время рассмотрения дела станут известны факты, что человек может намеренно скрываться, суд должен воздержаться от вынесения решения о безвестном отсутствии гражданина, так как этот вопрос может быть решен объявлением гражданина в розыск.
На основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу2. Из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых он обязан содержать, выплачиваются задолженности по другим его обязательствам. Наряду с этим могут возникнуть и другие правовые последствия. Например, если гражданин признан безвестно отсутствующим, то брак с ним расторгается в упрощенном варианте. Если у гражданина есть такое имущество, которое требует постоянного управления, то суд может назначить управляющего этим имуществом и до истечения годичного срока, но никаких выплат из имущества не производится до момента, пока не будет установлен факт безвестного отсутствия.
В случае явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим, либо в случае, когда становятся известны факты, указывающие на местонахождение гражданина, суд отменяет ранее принятое решение, и управление его имуществом, соответственно, прекращается. Так же прекращаются все юридические отношения, возникшие вследствие объявления гражданина безвестно отсутствующим.
Но все же на практике некоторые вопросы могут вызвать затруднение. Одним из таких вопросов является установление фактических обстоятельств безвестного отсутствия. В соответствии с законом к ним относятся:
Указанный перечень в основном охватывает совокупность фактических обстоятельств, подлежащих установлению в суде для признания гражданина безвестно отсутствующим.
Однако некоторые положения ст. 42 ГК РФ, кажется, нуждаются в дальнейшем исследовании. В данной норме указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, это положение закона имеет диспозитивный характер, то есть из него не следует, что суд обязан устанавливать обстоятельства, указанные в данной статье, и объявлять гражданина безвестно отсутствующим. Ведь если у суда имеются какие-либо данные, что гражданин нарочно скрывает сведения о своем местонахождения, например, в целях уклонения от уплаты алиментов, избежания уголовной или иной ответственности, то он не должен признавать гражданина безвестно отсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42 ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе.
Так же есть интересный факт. В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации усыновление детей, чьи родители были признаны безвестно отсутствующими, может происходить без согласия самих родителей. В данном случае можно сделать вывод, что у безвестно отсутствующего утрачиваются родительские права. Существенным является то, что в случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего, возможность восстановления родительских прав не предусмотрена. Это в равной степени относится и к возможности восстановления других прав, что вряд ли может быть признано правильным.
Но ст. 26 СК РФ предусмотрено, что в случае явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим, аннулированный брак может быть восстановлен органами ЗАГСа по совместному заявлению обоих супругов. Брак не может быть восстановлен в том случае, если один из супругов вступил в новый брак.
Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для самого безвестно отсутствующего. Можно даже сказать, что основная цель института безвестного отсутствия состоит в том, чтобы внести определенность в правоотношения, субъектом которых и является гражданин, признанный безвестно отсутствующим. Эта определенность, прежде всего, отвечает интересам других участников данных правоотношений и позволяет им распоряжаться своими имущественными и личными правами.
Объявление гражданина умершим.
Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывание в течение 5 лет. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, которые могли угрожать его жизни (авиакатастрофа, кораблекрушение, террористические акты и т.п.), или дающих основание предполагать гибель от несчастного случая (лавины в горах, оползни, землетрясение, наводнение), то срок сокращается до 6 месяцев.
Отдельной категорией лиц выступают военнослужащие. Согласно п. 2, ст. 45 ГК РФ: военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий3.
Гражданин может быть объявлен умершим независимо от того, был ли он до этого признан безвестно отсутствующим или нет. В основе принятого решения лежит предположение о гибели гражданина, которое юридически закрепляется судебным решением. Данное правовое положение гражданина связано с его правосубъектностью, реализация которой юридически приостановлена. Но при явке гражданина его дееспособность и правоспособность восстанавливается полностью. Именно поэтому стоит понимать разницу между объявлением лица умершим и собственно фактом смерти, и ограничивать эти два понятия друг от друга.
Прекращение правоспособности связано с биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен. Поэтому не следует связывать прекращение правоспособности с объявлением судом гражданина умершим, поскольку такое решение суда основано не на факте смерти, а на презумпции того, что человек умер. Возможность возвращения такого гражданина полностью исключить нельзя4.
Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим