Приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Проблемные вопросы совершенствования российского законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества вот уже полтора десятилетия находились и находятся в поле пристального внимания законодателей и ученых-цивилистов. Это в немалой степени связано с тем, что правовое регулирование приватизации представляет собой важнейший инструмент преобразования экономической, политической жизни российского общества, а так же соответствующих изменений в социальной сфере.

Содержание

Введение
1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1.1 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
1.2 Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
2. Субъекты и объекты приватизации государственного и муниципального имущества
2.1 Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
2.2 Объекты приватизации государственного и муниципального имущества
3. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

приватизация.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      3. Способы приватизации государственного и муниципального имущества.

      Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц41.

      В статье 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяются способы приватизации государственного и муниципального имущества и устанавливаются ограничения для использования отдельных способов. Так в законе закреплены следующие способы приватизации:

      - преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

      - продажа государственного или  муниципального имущества на аукционе;

      - продажа акций открытых акционерных  обществ на специализированном  аукционе;

      - продажа государственного или  муниципального имущества на  конкурсе;

      - продажа за пределами территории  РФ находящихся в государственной  собственности акций открытых  акционерных обществ;

      - продажа акций открытых акционерных  обществ через организатора торговли  на рынке ценных бумаг;

      - продажа государственного или  муниципального имущества посредством публичного предложения;

      - продажа государственного или  муниципального имущества без объявления цены;

      - внесение государственного или  муниципального имущества в качестве  вклада в уставные капиталы  открытых акционерных обществ;

      - продажа акций открытых акционерных  обществ по результатам доверительного  управления.

      По  сравнению с Федеральным законом  от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества» и Законом «Об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» устанавливается возможность применения следующих новых способов приватизации государственного и муниципального имущества: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления42.

      Приватизация  имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в  соответствии со ст. 11 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными Федеральным законом способами43.

      Приватизация  имущественных комплексов федеральных  унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ, может осуществляться:

      - путем преобразования унитарного  предприятия в открытое акционерное  общество;

      - на аукционе;

      - на специализированном аукционе;

      - посредством продажи за пределами  территории РФ находящихся в  государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

      - посредством внесения в соответствии  с нормативными правовыми актами  Президента РФ федерального имущества  в качестве вклада в уставный  капитал стратегического акционерного  общества.

      Приватизация  имущества, не соответствующего требованиям пункта 3 статьи 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», может осуществляться:

  1. путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. на аукционе;
  3. на специализированном аукционе;
  4. на конкурсе;
  5. посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

      В случае если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже  такого имущества были признаны не состоявшимися в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным п. 1 статьи 13 указанного закона.

      Приватизация  государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными комментируемым Федеральным законом44.

      В упомянутом законе перечисленные в  статье 13 способы приватизации государственного и муниципального имущества более  детально раскрыты в последующих  статьях.

      Соответствующими  статьями гл. IV Федерального Закона о приватизации государственного и муниципального имущества регулируется приватизация государственного и муниципального имущества способами, установленными в п. 1 ст. 13 Закона, за исключением первого из них - преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия установлены в ст. 37 Закона, особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, - в иных, нежели ст. 37, статьях гл. VII Закона.

      Глава IV Закона содержит девять статей, соответствующих  девяти способам приватизации государственного и муниципального имущества.

      Первые  из трех статей гл. IV - 18, 19 и 20 - устанавливают порядок продажи государственного или муниципального имущества соответственно на аукционе, на специализированном аукционе (только для акций открытых акционерных обществ) и на конкурсе45.

      Аукцион и конкурс согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ являются формами проведения торгов. Статья 447 ГК РФ содержит следующие положения о заключении договоров на торгах: договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1); в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени (п. 2); в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (п. 3). Следует отметить, что комментируемый Закон является одним из тех законов, о которых идет речь в п. 3 ст. 447 ГК РФ; торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (п. 4); аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися46.

      Общие положения об организации и порядке  проведения торгов содержатся в ст. 448 ГК РФ (положения п. 2 ст. 448 ГК РФ об извещении организатором торгов:

      - аукционы и конкурсы могут  быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели (п. 1);

      - если иное не предусмотрено  в законе или в извещении  о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов (п. 3);

      - участники торгов вносят задаток  в размере, сроки и порядке,  которые указаны в извещении  о проведении торгов. Если торги  не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору (п. 4)47;

      - лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (п. 5).

      Последствия нарушения правил проведения торгов определены в ст. 449 ГК РФ: торги, проведенные  с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги48.

      В случае, если аукцион по продаже  государственного или муниципального имущества был признан несостоявшимся, продажа этого имущества осуществляется посредством публичного предложения в порядке, предусмотренном ст. 23 ФЗ № 178. Если же не состоялась продажа государственного или муниципального имущества и посредством публичного предложения, то в порядке, определенном ст. 24 ФЗ № 178, осуществляется продажа этого имущества без объявления цены.

      Вывод: способы приватизации - это предусмотренные  законом правовые формы отчуждения государственного имущества  в частную собственность  физических и юридических  лиц.

      Федеральный закон «О приватизации государственного и  муниципального имущества» определяется способы приватизации государственного и муниципального имущества, и устанавливаются ограничения для использования отдельных способов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      Анализ  приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной  экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

      Первый  опыт приватизации в России показал, что отчуждение муниципальной собственности часто осуществлялось стихийно и непродуманно. Так, часто муниципальные образования, не успев стать собственником, по распоряжению сверху должны были произвести отчуждение своей собственности. Приватизация осуществлялась в условиях, когда невозможно было определить подлинную цену отчуждаемых объектов, что являлось неоправданным расточительством. Полученные от приватизации муниципальной собственности средства оказались недостаточными не только для долгосрочных инвестиций, но и для решения неотложных текущих социальных проблем. Таким образом, многие муниципальные образования оказались и без собственности, и без финансовых ресурсов.

      Говоря  о законодательстве приватизации государственного и нормативного имущества, то оно  отличалась противоречивостью нормативно-правовых актов. В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

Информация о работе Приватизация