Приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Проблемные вопросы совершенствования российского законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества вот уже полтора десятилетия находились и находятся в поле пристального внимания законодателей и ученых-цивилистов. Это в немалой степени связано с тем, что правовое регулирование приватизации представляет собой важнейший инструмент преобразования экономической, политической жизни российского общества, а так же соответствующих изменений в социальной сфере.

Содержание

Введение
1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1.1 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
1.2 Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
2. Субъекты и объекты приватизации государственного и муниципального имущества
2.1 Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
2.2 Объекты приватизации государственного и муниципального имущества
3. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

приватизация.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      Так, отсутствие надлежащего информирования населения о продаже муниципального имущества лишает предполагаемых покупателей права реализовать свои возможности на приобретение приватизируемого недвижимого имущества9.

      Кроме того, основанием для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления может являться неопубликование решения о продаже муниципального имущества путем проведения аукциона10.

      Принцип возмездности. По своей сути приватизация является договором, в котором одна сторона - орган исполнительной власти или местного самоуправления - отчуждает государственное (муниципальное) имущество, а другая сторона - покупатель - это имущество приобретает. При этом понятие «покупатель», характерное для договора купли-продажи подразумевает, что сторона оплачивает приобретаемое имущество11.

      В соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороны контрагента, исполняющего свою обязанность, соответствует встречное имущественное предоставление другого контрагента12.

      Разграничение договоров на возмездные и безвозмездные  имеет несомненное практическое значение, в частности при решении вопроса об имущественной ответственности сторон. В некоторых случаях ответственность лица, не извлекающего из договора материальной выгоды, менее строгая, чем лица, заключающего договор в своем интересе. В данной ситуации можно сравнить возмездную приватизацию в соответствии с комментируемым Законом и безвозмездную приватизацию жилья.

      При оспаривании результатов безвозмездной  приватизации жилья будут действовать  нормы ст. 167 ГК РФ, когда стороны  возвращают все полученное по сделке. Признание недействительным договора приватизации жилья влечет возврат имущества в муниципальную собственность, муниципальные власти приобретателю жилья ничего не должны (напр.: решение Советского районного суда г. Владивостока от 4 мая 2006 г. по делу N 2-78).

      Возмездность приватизации в нашем случае выражается в отчуждении имущества за плату.

      Так, основанием для признания недействительной сделки по передаче муниципального имущества  является его дарение как безвозмездная  сделка13;

      - в передаче в государственную  или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

      Например, при приватизации через аукцион  или по конкурсу возмездность выражается в получении собственником имущества его стоимости. А при внесении имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества необходимо определить не только рыночную стоимость вносимого муниципалитетом имущества, но и доли (количества) приобретаемых им акций, что влечет необходимость оценки в таком же порядке вклада других учредителей, создающих вместе с муниципалитетом (органом государственной власти) открытое акционерное общество14.

      Принцип самостоятельности  органов местного самоуправления при  отчуждении муниципального имущества. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью15.

      В собственности муниципальных образований  может находиться:

  1. имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;
  2. имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в установленном порядке;
  3. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
  4. имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения16.

      В собственности муниципальных образований  могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. Кроме того, в собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами17.

      При этом п. 5 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусматривает перепрофилирование (изменение целевого назначения имущества) либо отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности, не предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. При этом муниципальные образования до 1 января 2012 г. осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 г., не соответствующего требованиям ст. 50 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества и не переданного в федеральную собственность18.

      Органы  местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений  об условиях приватизации муниципального имущества. Доходы от продажи муниципального имущества поступают в местные 

      Вывод: под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

      Принципы  приватизации государственного и муниципального имущества: принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества; принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления; принцип возмездности; принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества. 
 
 
 
 
 
 

      2. Субъекты и объекты  приватизации государственного  и муниципального  имущества.

      2.1 Субъекты приватизации  государственного  и муниципального  имущества.

      Субъектами  приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели - с другой. Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности - федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ)19.

      По  правилам, установленным для приватизации государственных предприятий, приватизируются  и муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований.

      Право собственности от имени РФ, субъектов  РФ осуществляют органы власти, действующие  в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в  области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 69120.

      Сравним: если своим имуществом распоряжается физическое или юридическое лицо, право собственности осуществляется гражданско-правовыми способами, путем совершения сделок с имуществом.

      Государство сочетает законодательную и исполнительную власть, являясь в то же время  собственником. Это накладывает отпечаток на осуществление им права собственности.

      Сначала государство непосредственно в  законе устанавливает порядок, способы  приватизации. Наиболее важные объекты, такие как предприятия федерального железнодорожного транспорта, могут  быть приватизированы на основе специального закона.

      На  основе Закона о приватизации государственного и муниципального имущества Правительство РФ принимает постановления - подзаконные акты в целях реализации Закона21.

      В порядке, предусмотренном законом, органы государственной власти принимают решения о приватизации. По смыслу Закона о приватизации сделки по распоряжению объектами собственности, подпадающими под сферу регулирования Законом, без предварительно принятых решений органов государственной власти являются ничтожными сделками.

      Покупателями, могут быть любые физические и  юридические лица, кроме унитарных  предприятий, государственных и  муниципальных учреждений, а также  организаций с долей государства, муниципальных образований в  уставном капитале более 25 процентов.

      Исключение  из числа покупателей унитарных  предприятий понятно - в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.

      Вместе  с тем запрет приобретать предприятия  как имущественные комплексы  акционерным обществам с долей  государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на наш взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество22.

      Закон о приватизации государственного и муниципального имущества не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества. Работники могут на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

      Однако  согласно ст. 43 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества (она называется «Переходные положения»), если работники, реализуя свои льготы по старым законам, без конкурса и аукциона подписались на акции по закрытой подписке до вступления в силу Закона о приватизации и если им направлены соответствующие извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся им по закрытой подписке, то правила нового Закона к закрытой подписке не применяются23.

      На  покупателей Закон о приватизации государственного и муниципального имущества возлагает обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. Так, имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан не любому физическому лицу, а только индивидуальному предпринимателю (п. 1 ст. 27 Закона).

      В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в  РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.

      В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранный инвестор может участвовать в приватизации на условиях и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации о приватизации24.

      Закон о приватизации государственного и муниципального имущества непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном регулировании по вопросу о документах, представляемых претендентами - нерезидентами РФ: требования к документам определяются специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле25.

      Специфично положение самого приватизируемого унитарного предприятия. С одной стороны, это имущественный комплекс, объект приватизации. С другой - до его продажи в целом как единого объекта или до преобразования в открытое акционерное общество оно сохраняет статус субъекта - государственного предприятия как юридического лица.

Информация о работе Приватизация