Приватизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Проблемные вопросы совершенствования российского законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества вот уже полтора десятилетия находились и находятся в поле пристального внимания законодателей и ученых-цивилистов. Это в немалой степени связано с тем, что правовое регулирование приватизации представляет собой важнейший инструмент преобразования экономической, политической жизни российского общества, а так же соответствующих изменений в социальной сфере.

Содержание

Введение
1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1.1 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
1.2 Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
2. Субъекты и объекты приватизации государственного и муниципального имущества
2.1 Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
2.2 Объекты приватизации государственного и муниципального имущества
3. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

приватизация.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      План 

Введение ………………………………………………………………..2 – 4

      1. Понятие и принципы приватизации  государственного и муниципального имущества …………………………………………..5

      1.1 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества ………………………………………………………………5 – 7

      1.2 Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества …………………………………………...8 – 13

      2. Субъекты и объекты приватизации  государственного и муниципального имущества …………………………………………...14

      2.1 Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества ……………………………………………………………….14 – 18

      2.2 Объекты приватизации государственного и муниципального имущества ……………………………………………………………….19 – 25

      3. Способы приватизации государственного и муниципального имущества ……………………………………………………………….26 – 32

Заключение ……………………………………………………………...33 – 34

Библиография …………………………………………………………...35 – 37  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Актуальность  курсового исследования. Проблемные вопросы совершенствования российского законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества вот уже полтора десятилетия находились и находятся в поле пристального внимания законодателей и ученых-цивилистов. Это в немалой степени связано с тем, что правовое регулирование приватизации представляет собой важнейший инструмент преобразования экономической, политической жизни российского общества, а так же соответствующих изменений в социальной сфере. Приватизация это не только отчуждение государственного и муниципального имущества, но и формирование новых экономических структур, создание для частных компаний возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в тех сферах экономики, которые ранее были закрыты для них. Приватизация позволяет решать проблемы демонополизации экономики, стимулирования конкуренции, пополнения государственного и местного бюджетов.

      Результаты  приватизации, ее успех в значительной степени зависят от того, насколько  совершенен механизм правового регулирование  отношений по отчуждению государственного и муниципального имущества в  собственность физических и юридических лиц.

      Объектом  курсовой работы являются общественные отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.

      Предмет исследования - способы приватизации государственного и муниципального имущества.

      Целью настоящей работы является всестороннее изучение способов приватизации государственного и муниципального имущества.

      Задачами  исследования являются:

      1) определить понятие приватизации государственного и муниципального имущества;

      2) рассмотреть принципы приватизации государственного и муниципального имущества;

      3) определить субъектов приватизации;

      4) рассмотреть объекты приватизации государственного и муниципального имущества;

      5) дать характеристику способам  приватизации государственного и муниципального имущества.

      Положения, выносимые на защиту.

      1. Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества

      2. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

      3. Принципы приватизации государственного и муниципального имущества: принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества; принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления; принцип возмездности; принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества.

      4. Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели - с другой.

      5. Объекты приватизации - это то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

      6. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяется способы приватизации государственного и муниципального имущества, и устанавливаются ограничения для использования отдельных способов.

      7. Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

      Методы  исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: статистического и логико-юридического.

      Структура работы определена исходя из целей и задач исследования и состоит из введения, трех глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие и принципы  приватизации государственного  и муниципального  имущества.

      1.1 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

      Статья 217 ГК РФ предусматривает, что имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности, может быть передано его собственником  в собственность граждан и  юридических лиц в порядке, предусмотренном  законами о приватизации государственного и муниципального имущества1.

      Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дает легальное определение приватизации государственного и муниципального имущества. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц2.

      С учетом данного определения можно  выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества:

  • объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • отчуждение имущества;
  • возмездность отчуждения;
  • покупателями являются физические и юридические лица;
  • имущество из публичной собственности переходит в частную собственность.

      Так как общего закона о приватизации не существует, то определение, закрепленное в указанной статье, относится только к государственному и муниципальному имуществу. На другие объекты, например земельные участки, жилье и иные объекты социального, научного и культурного назначения, данное определение не распространяется.

      Отчуждение  имущества основывается на праве  собственника по распоряжению своим  имуществом, закрепленном ст. 209 ГК РФ3.

      Возмездность  приватизации означает, что имущественному предоставлению со стороны государства  или муниципального образования, исполняющего свою обязанность, соответствует встречное имущественное предоставление покупателя.

      Приватизация  является специальным, особым способом прекращения и приобретения права  собственности. При этом прекращается собственность публичных образований (государства, субъекта РФ, муниципального образования) и приобретается частная собственность (физического или юридического лица).

      Для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество  в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%)4.

      От приватизации государственного и муниципального имущества следует отличать приватизацию жилых помещений, осуществляемую в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»5.

        Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

      Под принципом понимают общую исходную идею, руководящее начало.

      В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» можно выделить следующие принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества;
  2. принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления;
  3. принцип возмездности;
  4. принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества7.

      Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества базируется на основах гражданского законодательства, которые закрепляют равенство участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Покупатели имущества должны находиться в юридическом равенстве (с одинаковыми правами и обязанностями), не иметь служебной или иной юридической зависимости. При этом юридическое равенство не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов.

      В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 мая 2008 г. по делу № А82-7632/2007-45. В рамках данного спора истец обжалует положения договора о задатке, на основании которого он участвовал в аукционе, но не оспаривает порядка проведения аукциона и его результатов (ст. 449 ГК РФ). Суд указал, что «отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании ничтожным условия договора о задатке при отсутствии факта оспаривания порядка проведения и результатов этого аукциона, так как удовлетворение требования приведет к уменьшению стоимости затрат истца на покупку помещений и ущемлению прав других участников аукциона, которые на тех же условиях заключили договоры о задатке и торговались на аукционе, как и истец, с учетом этого положения договора»8.

      Принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при отчуждении государственного и муниципального имущества означает, что процедура приватизации предусматривает свободный доступ всех желающих к участию. Реализация данного принципа заключается в неукоснительном выполнении органами исполнительной власти положений Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, закрепляющего информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества.

Информация о работе Приватизация