Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:38, курсовая работа
Взаимосвязи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей между собой зафиксированы государством юридически, в форме прав, свобод и обязанностей, составляющих правовой статус человека и гражданина. Это один из самых важных политико-юридических критериев, который тесно взаимосвязан с социальной структурой общества, качеством демократии, положением законности
Введение…………………………………………………………………….
1 Определение гражданства………………………………………………..
1.1 Понятие основ правового статуса человека и гражданина………...
1.2 Гражданство РФ……………………………………………………….
2 Приобретение и прекращение гражданства в РФ…………………….
2.Основания приобретения российского гражданства………………………………………
2.2 Прекращение гражданства России по действующему законодательству……………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий…………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….
Натурализация — предоставление гражданства лицу, не являющему гражданином страны по рождению, основанное на решении компетентного органа. Правом предоставления гражданства обычно наделены высшие органы государственной власти. В Бельгии натурализация является компетенцией Короля и Палаты представителей, в США — федеральных судов, в Италии и России — Президента Республики, в Турции и Франции — Правительства. В ряде стран данные вопросы относятся к ведению министерств юстиции (Япония), иностранных дел (Мексика) или внутренних дел (Израиль).
Натурализация носит персональный характер. Она производиться посредством личного выбора лица, желающего изменить свое гражданство, либо в результате определенных обстоятельств (вступление в брак, усыновление, признание отцовства). Закрепление возможности натурализации связано с признанием права на изменение гражданства, предусмотренного во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 15). Не смотря на то, что большинство государств признает это право, практически все они закрепляют четкие критерии, которые необходимо соблюдать всем претендентам на гражданство. На практике, возможность получить гражданство иностранного государства довольно мало, если индивид не связан с ним определенными обстоятельствами — происхождением, проживанием или рождением па его территории.
К натурализации иностранных граждан используются различные подходы. В некоротых странах она является сугубо дискреционным полномочием государства (Германия, Швейцария, Япония). Претендент должен соответствовать определенным условиям, правда даже при выполнении соответствующих требований компетентный государственный орган вправе, решить соответствует ли интересам страны предоставление гражданства этому лицу. Отрицательное решение не обосновывается и не подлежит обжалованию. Натурализация - привилегия, предоставляемая определенным лицам. При данной процедуре производится тщательное рассмотрение дела каждого из кандидатов, к тому же за натурализацию установлена довольно высокая плата.
В ряде других стран (США, Канада, Швеция) натурализуются каждый кандидат, отвечающий установленным требованиям. Закрепленная процедура достаточно проста, формально требует сравнительно невысоких денежных сборов.
Во многих зарубежных странах установлены довольно жесткие требования к кандидатам на гражданство. Практически везде им необходимо прожить определенный срок на территории страны, гражданство которой они хотят приобрести (12 лет — Швейцария, 10 лет — Австрия, 5 лет — США, 2 года — Аргентина). К тому же они должны соответствовать материально-финансовым креирям(ФРГ — наличие жилища, Япония — достаточный капитал, возможность обеспечить самостоятельное существование), морального (Аргентина — хорошее поведение) или уголовно-правового характера (Австрия — отсутствие судебных приговоров или преследования в уголовном порядке). В иных странах для получения гражданства нужно продемонстрировать знание языка (Эстония, Израиль), истории и основных положений конституции страны (США, Латвия). Порой даже присяга верности данному государству является условием натурализации (Италия, Филиппины).
В Российской Федерации для потенциальных граждан введен лишь ценз оседлости. Для иностранных граждан и лиц без гражданства этот срок составляет 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев же установленные сроки сокращаются вдвое, правда либерализм в большинстве своем сводится на нет правоприменительной практикой и подзаконными актами в данной области.
В законодательстве многих стран предусмотрен упрощенный (регистрационный) порядок предоставления гражданства. Как правило, он распространяется на этнически близких иностранцев (Германия, Болгария, Индия), а также лиц, заключивших брак с гражданами страны (Швейцария, Япония). В странах СНГ упрощенный порядок обычно распространяется на представителей титульной нации или выходцев из данной территории. Более широкие подходы законодательно закрепляются только в России и Армении.
Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства государств — участников Содружества Независимых Государств была подписана 19 января 1996 г. Россией, Казахстаном и Таджикистаном. В соответствии с Конвенцией для приобретения и выхода из гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке (ст. 2) лицу необходимо представить ряд документов: копию свидетельства о рождении или другой документ, удостоверяющий личность и место рождения гражданина, документы, подтверждающие то, чго заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из Договаривающихся Сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территории на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции, а также то, что он имеет близкого родственника, постоянно проживающего на территории страны приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.
Определенная группа оснований для приобретения гражданства связана с территориальными изменениями или прекращением существования государств. К числу таких оснований можно отнести автоматическую перемену гражданства — трансферт. Примером может служить приобретение гражданами Российской Федерации нового статуса в результате распада СССР. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации гражданами России были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России (ч. 1 ст. 13).
В тех случаях, когда определенная часть территории одного государства переходит под суверенитет другого, используется оптация — добровольный выбор государства гражданской принадлежности. Право выбора предоставляется населению, проживающему на территории, которая отходит к другому государству. При этом, как правило, предполагается, что лицо, сделавшее выбор, будет жить па территории государства гражданской принадлежности. В отличие от оптации, которая носит персональный характер, обмен населением является массовым и двусторонним, происходит обычно по национальному признаку па основе принципа добровольности.
В ряде стран характер приобретения гражданства может оказывать воздействие на объем прав и свобод лица. Как правило, речь идет о занятии государственных должностей. В отдельных странах (Эстония, Болгария, США) их президентом может стать только гражданин по рождению. На Филиппинах устанавливается очень широкий перечень ограничений в правах для натурализованных граждан. Так, только граждане по рождению могут занимать должности президента, вице-президента страны, членов парламента, Верховного Суда л нижестоящих судов, председателей и членов конституционных комиссий, омбудсмана и его заместителей, членов комиссии по правам человека. В Южной Корее натурализованные не могут приниматься на дипломатическую службу, в Мексике — занимать должности начальника порта, коменданта аэродрома, лоцмана, служить на торговом, морском или воздушном судне.
2.2 Прекращение гражданства РФ.
Выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов. В ряде случаев государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение. Так, в Малайзии заявление о выходе из гражданства должно быть зарегистрировано. Статус гражданина утрачивается с момента регистрации. В том случае, если страна находится в состоянии войны, заявление может быть зарегистрировано только с согласия федерального правительства.
В Российской Федерации выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также если претендент на выход из гражданства привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда. Кроме того, ходатайство о выходе может быть отклонено, если лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо неисполненные обязанности перед государством, а у Российской Федерации отсутствует договор о правовой помощи со страной, в которой проживает или намерен поселиться данный гражданин.
Основания для утраты гражданства зависят от специфики конкретного государства. Во многих странах она происходит автоматически в связи с добровольным приобретением иностранного гражданства, поступлением на гражданскую или военную службу другого государства. В Индонезии аналогичные правила распространяются и на службу в международных организациях, участницей которых страна не является, при условии, что лицо должно принести присягу при поступлении па служ-бу.
Во Франции лицо, имеющее гражданство этой страны, может быть его лишено в связи с осуждением за преступления против безопасности государства; за уклонение от обязанностей, налагаемых законом о воинской повинности; за действия, рассматриваемые по французскому закону как преступление, влекущее за собой осуждение на срок более 5 лет тюремного заключения (ст. 98 Кодекса о гражданстве). В последнем случае лишение гражданства возможно и в случае осуждения лица за границей.
В ряде стран вводятся ограничения, связанные с лишением гражданства. Запрет применения данной процедуры может касаться всех граждан (ст. 16 Конституции Германии) или только граждан но рождению (ч. 2 ст. 11 Конституции Испании). В ряде случаев применение данной процедуры может быть ограничено определенным временем в отношении натурализованных граждан. Так, во Франции лишение гражданства допустимо в течение 10 лет после его получения.
В соответствии с международно-правовыми стандартами лишение гражданства не должно носить произвольный характер (ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека). Оно может осуществляться только в соответствии с предусмотренной законом процедурой, в рамках которой гражданину необходимо предоставить все необходимые гарантии. Кроме того, должно быть предусмотрено право обжалования в судебном порядке принятого решения.
В законодательстве Советского Союза была закреплена возможность лишения гражданства по инициативе государства. В соответствии с Законом о гражданстве СССР 1938 г. (ст. 7) предусматривалось две процедуры лишения гражданства — но приговору суда и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. Последующий Закон свел лишение гражданства
№ п/п | Понятие | Определение |
В данной колонке разместите порядковые номера понятий глоссария. Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически. Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее понятий. Пустых строк в таблице быть не должно.
| В данной колонке разместите колонке понятия глоссария.
| В данной колонке разместите определения понятий глоссария.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В данной колонке разместите порядковые номера использованных источников. Нумерация использованных источников должна быть сквозная. Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически. Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее использованных источников. Пустых строк в таблице быть не должно. | В данной колонке разместите библиографические описания использованных источников.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Приобретение и прекращение российского гражданства