Приобретение и прекращение российского гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Взаимосвязи, возникающие между государством и инди­видом, и взаимоотношения людей между собой зафиксированы государством юридически, в форме прав, свобод и обязанностей, составляющих правовой статус человека и гражда­нина. Это один из самых важных политико-юридических критериев, который тесно взаимосвязан с социальной структурой об­щества, качеством демократии, положением законности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1 Определение гражданства………………………………………………..
1.1 Понятие основ правового статуса человека и гражданина………...
1.2 Гражданство РФ……………………………………………………….

2 Приобретение и прекращение гражданства в РФ…………………….
2.Основания приобретения российского гражданства………………………………………
2.2 Прекращение гражданства России по действующему законодательству……………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Глоссарий…………………………………………………………………...

Список использованных источников………………………………….

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


Натурализация — предоставление гражданства лицу, не являющему гражданином страны по рождению, основанное на решении компетентного органа. Правом предоставления граж­данства обычно наделены высшие органы государственной власти. В Бельгии натурализация является компетенцией Ко­роля и Палаты представителей, в США — федеральных судов, в Италии и России — Президента Республики, в Турции и Франции — Правительства. В ряде стран данные вопросы от­носятся к ведению министерств юстиции (Япония), иностран­ных дел (Мексика) или внутренних дел (Израиль).

Натурализация носит персональный характер. Она производиться посредством личного выбора лица, желаю­щего изменить свое гражданство, либо в результате определенных обстоятельств (вступление в брак, усыновление, признание отцовства). Закрепление возможности натурализа­ции связано с признанием права на изменение гражданства, предусмотренного во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 15). Не смотря на то, что большинство государств признает это право, практически все они закрепляют четкие критерии, которые необходимо соблюдать всем претендентам на гражданство. На практике, возможность получить гражданство иностранного госу­дарства довольно мало, если индивид не связан с ним определенными обстоятельствами — происхождением, проживанием или рож­дением па его территории.

К натурализации иност­ранных граждан используются различные подходы. В некоротых странах она является сугу­бо дискреционным полномочием государства (Германия, Швей­цария, Япония). Претендент должен соответствовать определенным ус­ловиям, правда даже при выполнении соответствующих требований компетентный государственный орган вправе, решить соответствует ли интересам страны предоставление гражданства этому лицу. Отрицательное решение не обосновывается и не подле­жит обжалованию. Натурализация - привилегия, пре­доставляемая определенным лицам. При данной процедуре производится тщательное рассмотрение дела каждого из кандидатов, к тому же за натурализацию установлена довольно высокая плата.

В ряде других стран (США, Канада, Швеция) натурализуют­ся каждый кандидат, отвечающий установленным требованиям. Закрепленная процедура достаточно проста, формально требует сравнительно невысоких денежных сборов.

Во многих зарубежных странах установлены довольно жест­кие требования к кандидатам на гражданство. Практически везде им необходимо прожить определенный срок на террито­рии страны, гражданство которой они хотят приобрести (12 лет — Швейцария, 10 лет — Австрия, 5 лет — США, 2 года — Аргентина). К тому же они должны соответствовать материально-финансовым креирям(ФРГ — наличие жилища, Япония — достаточный капитал, возможность обеспечить самостоятельное существование), мо­рального (Аргентина — хорошее поведение) или уголовно-правового характера (Австрия — отсутствие судебных пригово­ров или преследования в уголовном порядке). В иных странах для получения гражданства нужно продемонстрировать знание языка (Эстония, Израиль), истории и основных положе­ний конституции страны (США, Латвия). Порой даже присяга верности данному государству  является условием на­турализации (Италия, Филиппины).

В Российской Федерации для потенциальных граждан введен лишь ценз оседлости. Для иностранных граждан и лиц без гражданства этот срок составляет 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев же установленные сроки сокращаются вдвое, правда либерализм в большинстве своем сводится на нет правоприменительной практи­кой и подзаконными актами в данной области.

В законодательстве многих стран предусмотрен упрощен­ный (регистрационный) порядок предоставления гражданства. Как правило, он распространяется на этнически близких инос­транцев (Германия, Болгария, Индия), а также лиц, заключив­ших брак с гражданами страны (Швейцария, Япония). В странах СНГ упрощенный порядок обычно распространяется на представителей титульной нации или выходцев из данной тер­ритории. Более широкие подходы законодательно закрепляют­ся только в России и Армении.

Конвенция об упрощенном порядке приобретения граж­данства государств — участников Содружества Независимых Государств была подписана 19 января 1996 г. Россией, Казах­станом и Таджикистаном. В соответствии с Конвенцией для приобретения и выхода из гражданства в упрощенном (регис­трационном) порядке (ст. 2) лицу необходимо представить ряд документов: копию свидетельства о рождении или другой до­кумент, удостоверяющий личность и место рождения гражда­нина, документы, подтверждающие то, чго заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из Договаривающихся Сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их террито­рии на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступле­ния в силу Конвенции, а также то, что он имеет близкого род­ственника, постоянно проживающего на территории страны при­обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Определенная группа оснований для приобретения граж­данства связана с территориальными изменениями или прекра­щением существования государств. К числу таких оснований можно отнести автоматическую перемену гражданства — транс­ферт. Примером может служить приобретение гражданами Российской Федерации нового статуса в результате распада СССР. Согласно Закону о гражданстве Российской Федера­ции гражданами России были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России (ч. 1 ст. 13).

В тех случаях, когда определенная часть территории одно­го государства переходит под суверенитет другого, использует­ся оптация — добровольный выбор государства гражданской принадлежности. Право выбора предоставляется населению, проживающему на территории, которая отходит к другому го­сударству. При этом, как правило, предполагается, что лицо, сде­лавшее выбор, будет жить па территории государства граждан­ской принадлежности. В отличие от оптации, которая носит персональный характер, обмен населением является массовым и двусторонним, происходит обычно по национальному при­знаку па основе принципа добровольности.

В ряде стран характер приобретения гражданства мо­жет оказывать воздействие на объем прав и свобод лица. Как правило, речь идет о занятии государственных должностей. В отдельных странах (Эстония, Болгария, США) их прези­дентом может стать только гражданин по рождению. На Фи­липпинах устанавливается очень широкий перечень ограни­чений в правах для натурализованных граждан. Так, только граждане по рождению могут занимать должности президен­та, вице-президента страны, членов парламента, Верховного Суда л нижестоящих судов, председателей и членов консти­туционных комиссий, омбудсмана и его заместителей, членов комиссии по правам человека. В Южной Корее натурализо­ванные не могут приниматься на дипломатическую службу, в Мексике — занимать должности начальника порта, коменданта аэродрома, лоцмана, служить на торговом, морском или воз­душном судне.

2.2  Прекращение гражданства РФ.

Выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных орга­нов. В ряде случаев государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение. Так, в Малайзии заявление о выходе из гражданства должно быть зарегистрировано. Статус гражданина утрачивается с момента регистрации. В том случае, если страна находится в состоянии войны, заявление может быть зарегистрировано только с согла­сия федерального правительства.

В Российской Федерации выход из гражданства не допус­кается после получения повестки о призыве на срочную воен­ную или альтернативную службу и до ее окончания, а также если претендент на выход из гражданства привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него име­ется вступивший в силу обвинительный приговор суда. Кроме того, ходатайство о выходе может быть отклонено, если лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо неиспол­ненные обязанности перед государством, а у Российской Феде­рации отсутствует договор о правовой помощи со страной, в которой проживает или намерен поселиться данный гражда­нин.

Основания для утраты гражданства зависят от специфики конкретного государства. Во многих странах она происходит автоматически в связи с добровольным приобретением иност­ранного гражданства, поступлением на гражданскую или воен­ную службу другого государства. В Индонезии аналогичные правила распространяются и на службу в международных орга­низациях, участницей которых страна не является, при условии, что лицо должно принести присягу при поступлении па служ-бу.

Во Франции лицо, имеющее гражданство этой страны, может быть его лишено в связи с осуждением за преступления против безопасности государства; за уклонение от обязанностей, нала­гаемых законом о воинской повинности; за действия, рассмат­риваемые по французскому закону как преступление, влекущее за собой осуждение на срок более 5 лет тюремного заключения (ст. 98 Кодекса о гражданстве). В последнем случае лишение гражданства возможно и в случае осуждения лица за грани­цей.

В ряде стран вводятся ограничения, связанные с лишением гражданства. Запрет применения данной процедуры может ка­саться всех граждан (ст. 16 Конституции Германии) или толь­ко граждан но рождению (ч. 2 ст. 11 Конституции Испании). В ряде случаев применение данной процедуры может быть ог­раничено определенным временем в отношении натурализован­ных граждан. Так, во Франции лишение гражданства допусти­мо в течение 10 лет после его получения.

В соответствии с международно-правовыми стандартами лишение гражданства не должно носить произвольный характер (ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека). Оно может осуществляться только в соответствии с предусмотренной законом процедурой, в рамках которой гражданину необходи­мо предоставить все необходимые гарантии. Кроме того, долж­но быть предусмотрено право обжалования в судебном поряд­ке принятого решения.

В законодательстве Советского Союза была закреплена возможность лишения гражданства по инициативе государства. В соответствии с Законом о гражданстве СССР 1938 г. (ст. 7) предусматривалось две процедуры лишения гражданства — но приговору суда и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР. Последующий Закон свел лишение гражданства

Заключение

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

В данной колонке разместите порядковые номера понятий глоссария.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее понятий. Пустых строк в таблице быть не должно.

 

В данной колонке разместите колонке понятия глоссария.

 

В данной колонке разместите определения понятий глоссария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

В данной колонке разместите порядковые номера использованных источников. Нумерация использованных источников должна быть сквозная.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее использованных источников. Пустых строк в таблице быть не должно.

В данной колонке разместите библиографические описания использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Приобретение и прекращение российского гражданства