Приобретение и прекращение российского гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Взаимосвязи, возникающие между государством и инди­видом, и взаимоотношения людей между собой зафиксированы государством юридически, в форме прав, свобод и обязанностей, составляющих правовой статус человека и гражда­нина. Это один из самых важных политико-юридических критериев, который тесно взаимосвязан с социальной структурой об­щества, качеством демократии, положением законности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1 Определение гражданства………………………………………………..
1.1 Понятие основ правового статуса человека и гражданина………...
1.2 Гражданство РФ……………………………………………………….

2 Приобретение и прекращение гражданства в РФ…………………….
2.Основания приобретения российского гражданства………………………………………
2.2 Прекращение гражданства России по действующему законодательству……………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Глоссарий…………………………………………………………………...

Список использованных источников………………………………….

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Молдова. Филиал Частного учебного учреждения «Современный гуманитарный институт» в г. Бельцы

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

«Приобретение и прекращение российского гражданства»

Фамилия студента

Граб

Имя студента

Анна

Отчество студента

Геннадьевна

№ контракта

02301090101077

Содержание

  Введение…………………………………………………………………….

 

  1       Определение гражданства………………………………………………..

           1.1   Понятие основ правового статуса человека и гражданина………...

1.2   Гражданство РФ……………………………………………………….  

                              

2        Приобретение и прекращение гражданства в РФ…………………….

  2.Основания приобретения российского гражданства………………………………………

  2.2  Прекращение гражданства России по действующему законодательству……………………………………….

 

Заключение………………………………………………………………….

 

Глоссарий…………………………………………………………………...

 

Список использованных источников………………………………….

 

           Приложения……………………………………………………………….

Введение

Основная часть

1 Определение гражданства.

 

 

1.1   Понятие основ правового статуса человека и гражданина.

 

Взаимосвязи, возникающие между государством и инди­видом, и взаимоотношения людей между собой зафиксированы государством юридически, в форме прав, свобод и обязанностей, составляющих правовой статус человека и гражда­нина. Это один из самых важных политико-юридических критериев, который тесно взаимосвязан с социальной структурой об­щества, качеством демократии, положением законности. В основании действий государства должны лежать права человека. Главной обязанностью государственной власти является признание, соблюдение, а так же защита прав и свобод, чести и достоинства человека. Поэтому правовые нормы, касающиеся человека и гражданина, определяющие его правовое положение, имеют особое значение.

Права и обязанности — главный исход­ный элемент права. Поэтому невозможно возразить  Г.В. Мальцеву, считающим права и обязанности человека наиболее важными в структуре права. Он утверждал: "Сис­тема прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем"'.

Помимо того, что в правах и обязанностях зафиксированы стандарты поведения, которые государство считает необходимыми и полезными для нормальной жизнедея­тельности человека в социальной среде, но и заключаются основные принципы, на которых построены взаимосвязи государства и личности.

Взаимоотношения между государством и гражданином требуют четкого  урегулирования и упорядоченности. Это необходимо для поддержания бытующего строя, для его нормального функционирования, чем и обуславливается важность взаимоотношений такого рода. В зависимости от того, является ли индивид гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, различается его правовой статус. Как сказано у П.И. Матузой, для основной части населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой облада­ния правами и обязанностями является гражданство как опре­деленное политико-правовое состояние человека2.

Малгщеа Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50.

2 См : Матузои П.И. Личность, права, демократия. Саратов, 1972. С. 72. (Подробно о понятии гражданства см. гл. IV.)

Для индивида гражданство есть юридическое основание пользоваться правами и свободами и следовать обязанностям, установленными законом, что и является основанием правового статуса гражданина.

Действительно, это главное значение правового положения человека и гражданина, но на него оказывают влияние следующие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Закрепление прав и обязанностей мы можем найти во многих отраслях права, но главное значение имеет конституционное (государственное) право, отражая положение человека в обществе. В первую очередь конституция заключает в себе основы правового статуса человека и гражданина. Данными основами: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), конституционные обязанности. Это наиболее важные компоненты правового положения человека. Основы правового статуса, играющие решающую роль в формировании положения человека в обществе, отражены в положениях гл. 2  Конституции РФ.

Правовое положение человека характеризуется не только данными элементами. Различные права и обязанности граждан, закрепляемые различными отраслями права, основываются на конституционных правах, свободах и обязанностях, вырабатывают и конкретизируют их. Конституция четко поясняет, что ,перечисленные ею основные права и свободы, не должны рассматриваться как отрицание или умаление остальных общеустановленных прав и свобод человека и гражданина.. Для положения индивида в обществе необходим принцип равенства перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Так же государство гарантирует соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности

Существует несколько способов определения правового статуса личности. Структура правового статуса определяется различными элементами.

Некоторые ученые считают гражданство непосредственным элементом правового статуса личности. Однако не все согласны с данным мнением, граж­данство — предпосылка, определяющая правовой статус человека без каких-либо изъятий. Ведь иностранцы и лица без гражданства, проживающие в данном государстве, не лишаются правового статуса, а лишь ограничиваются.

Во избежание неправильного толкования правового статуса, необходимо ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, четко характеризующими его структуру.

Так же встречается вопрос, о содержании пра­вового статуса: являются ли процессуальные права человека его составляющей, или это только способ обеспечения правового статуса? К. Штерн, считая, что процессуальные права невозможны без существования государственной правовой системы, в которой они себя в основном и проявляют, причисляет их к перечню основных прав. Такое утверждение подтвердил Фе­деральный конституционный суд Германии, указав, что по смыс­лу Основного закона конституционным и принципиально неотъемлемым является не только первичное процессуальное право человека, но и объективно-правовой принцип судопроиз­водства2.

Существует другое мнение, по которому включение в правовой статус человека принципов судопроизводства безосновно. Ведь правовой статус формируется из субъективных, а так же процессуальных, прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод любыми способами, не противоречащими закону, на обращение в суд, в межгосударствен­ные органы защиты и др. Но объективно-правовые прин­ципы данных процедур (административных, судебных, организа­ционных) не включены в  субъективные права, а зна­чит, и в понятие правового статуса, а являются гарантиями обеспечения данного статуса. Государство обязано создать систему органов по защите прав человека, основанных на определенных принципах. Система учреждений, защищающих права человека,

' См.: ВптрукН.В. Укал. соч. С. 25-34; Кучм/скин В.А. Указ. соч. С. 119-135. 2 Государственное право Германии. Т. 2. С   180.

Включает в себя судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, институт омбудсмана (уполномочен­ного по правам человека) и др., к тому же существуют кон­кретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. В каждой стране существует свой  набор процедур и механиз­мов защиты прав и свобод индивида, и определенной системой органов такой защиты. Правовое государство не должно ограничиваться только лишь юридической фиксацией прав граждан. Провозглашая права и свободы граждан, государство обязано обеспечить их реализацию всеми средствами: правовыми, экономическими, политическими и культурными. Государство юридически закрепляет естественные права человека, а также те права, которые обусловлены тем экономическим уровнем, на котором находится общество. Законодатель может закрепить только те права, осуществление которых возможно, с учетом образовавшихся социально-экономические и политические условий, выте­кающих из действительных общественных отношений. Права лично­сти не являются "даром" законодателя, это социальные возможности, гарантирующие человеку определенный уровень жизни. Законода­тель не может произвольно "занижать" или "завышать" объем прав и свобод; он обязан следовать принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимоотношений людей, экономическому развитию общества.

Вполне естественно, что ни один человек не может воспользоваться сразу
всеми субъективными права, включенных в его правовой статус. Правда
это не позволяет сделать вывод о различии правового статуса
или объема субъективных прав. Сущность любого субъективного права определяет его формы, способы и стадии претворения, системой перевода в реальное поведение людей, а также теми существующими условиями, которые закреплены законом.

Права личности (субъективные права) всегда должны соответствовать его интересам в материальной и духовной сфере. Поэтому движущей силой правовых взаимоотношений граждан является интерес, он устанавливает отношение людей к использованию прав. Основанная на данном интересе, активность индивида, является неотъемлемым условием развития демократического общества, поэтому общество и государство не может безразлично относится к реализации человеком, закрепленных в законодательстве возможностей.

Сейчас влияние международно-правовых актов по пра­вам человека все сильнее сказывается на законодательстве России. В пункте 1 ст. 17 Конституции РФ провозглашено: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с данной Конституцией". Данное положение Конституции позволяет понимать правовой статус человека и гражданина России как целостный комплекс внутригосударственных и междуна­родных норм, отражающих права и свободы индивидов.

Как уже было сказано, объем прав, заключающихся в едином пра­вовом статусе, в определенной степени зависит от того, выдвигается ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Таким образом, Конституция РФ разделяет основные права и свободы на

1 См.:   Карттикгт В.А.   Права человека в международном и внутригосу­дарственном праве. М., 1995. С. 33 — 35.

права и свободы человека и гражданина. Такой подход не свойственен нашему традиционному конституционному регулированию, в котором положение человека заключалось в его взаимоотношении с государством как гражданина, получившего свои права в "дар" от власти государства и полностью ей подчиненного. Вводя различия между человеком и граж­данином, новая Конституция РФ возвращает те общечело­веческие приоритеты, которые были ратифицированы в ходе буржуазных революций и были закреплены в законодатель­ных актах, впервые в истории человечества утвердивших равенство, свободу, право на счастье,  — в Декларации независимо­сти 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

Смысл данного разграничения вытекает непосредственно из различения гражданского об­щества и государства, преодолевает рассмотре­ние человека лишь в его взаимосвязи с государством, расширяя сферу его самоопределения. Индивиду как таковому предоставляется самостоятельное поле деятельности, в котором движущей силой являются его индивидуальные интересы. Реализация таких интересов происходит в гражданском обществе, основываясь на частной собственности, семье, сфере личной жизни в полной мере, опираясь на комплекс естественных прав человека, принадлежащих ему от рождения. Государство, воздерживается от вмешательства в данные отношения, поскольку призвано ограждать эти отношения, как от своего, так и от чьего-либо вмешательства. Данным образом, в гражданском обществе, основываясь на права человека, создаются условия для определения и реализации личности в обществе, осуществления ее автономий и независимости от произвольного незаконного вмешательства.

Информация о работе Приобретение и прекращение российского гражданства