Приобретение и прекращение российского гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Взаимосвязи, возникающие между государством и инди­видом, и взаимоотношения людей между собой зафиксированы государством юридически, в форме прав, свобод и обязанностей, составляющих правовой статус человека и гражда­нина. Это один из самых важных политико-юридических критериев, который тесно взаимосвязан с социальной структурой об­щества, качеством демократии, положением законности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1 Определение гражданства………………………………………………..
1.1 Понятие основ правового статуса человека и гражданина………...
1.2 Гражданство РФ……………………………………………………….

2 Приобретение и прекращение гражданства в РФ…………………….
2.Основания приобретения российского гражданства………………………………………
2.2 Прекращение гражданства России по действующему законодательству……………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Глоссарий…………………………………………………………………...

Список использованных источников………………………………….

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Приняв на себя обязательства по осуществлению прав че­ловека, государство обладает правом требовать от индивида поведения, которое отвечало бы эталонам, закрепленным в юри­дических нормах. Поэтому государство создает свои тре­бования к гражданам в системе обязанностей, устанавливая меры юридической ответственности за их преступление. Госу­дарство как обладатель политической власти располагает определенными механизмами по обеспечению прав человека и выполне­нию им своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, определенное поведение человека. Следует так же отметить, что данная объективная необходимость должного поведения не всегда субъективно соблюдается индивидом, вследствие  чего возможно от­ступление от требований норм. Государство в системе обязанностей утверждает целесообразный, полезный и необходимый вариант поведения для социального общества. Часть обязанностей как фрагмент правового статуса распространяется на всех лиц, находящихся и проживающих на территории государства. Так, Конституция РФ закрепляет обязанность каждого платить, установленные законом, на­логи и сборы (ст. 57); не загрязнять природу и окружающую сре­ду, беречь природным богатствам (ст. 58). Обязанность, закрепленная в ст. 59, четко закрепляет, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Обязанность, как составная часть правового статуса индивида, не нарушает принципов свободы и правового государства, ведь права одних лиц, не обеспеченные обязанностями других, реализованы быть не могут.

Правовой статус включает в себя все многообразие прав, касающихся самых различных сторон деятельности индиви­да. В соответствии с тем, какова сфера деятельности индивида, определяется структуру и характер прав, формирующие его правовой ста­тус. Такая структура следует из Всеобщей декларации прав человека, а особенно из международных пактов по нравам че­ловека. В нее входят гражданские (личные) права, политичес­кие права, социальные и экономические права,  культурные права.

Права гражданина определяют сферу отношений человека с государством, в которой он полагает получить не только ограждение своих прав от любого вмешательства, но и  активную помощь государства в их осуществлении. Статус гражданина формируется из особой правовой связи с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Гражданство Российской Федерации.

 

Население каждого современного государства не является однородным. В его составе формируются различные группы, зависящие от пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жи­тельства, профессиональной принадлежности. Чтобы определить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством прожи­вания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

В юридической литературе гражданство рассматривают либо как устойчивую правовую связь человека с государством, правоотношение, зарождающееся, изменяющееся или прекращаю­щееся в зависимости от определенных юридических факторов (рож­дение на территории страны, обращение с просьбой о натурали­зации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение человека в определенной стране. В последнем значении гражданство — это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязаннос­тей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Статус гражданина является гарантом, на основе которого, ему предоставляются политические права, доступ к государственной службе, усло­вия свободного выезда за границу и беспрепятствен­ного возвращения на родину. Во многих государствах социальные и экономические программы ориентированы имен­но на интересы граждан, а так же на область труда и социального обеспечения. По междуна­родному праву лишь граждане страны могут обладать правовой защитой как представители национальных или этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства между страной и человеком. Государство рассчитывает на получение особой лояльно­сти от своих граждан. (Именно поэтому, измена государству или Родине может быть вменена лишь гражданам страны.) Граждане же рассчитывают на защиту и покровительство страны, в том случае, когда возможны проблемы с властями или частными лицами за границей. Эти взаимные обязательства являются носителями персонального и экс­территориального характера, они не могут прекратиться на основе долгого отсутствия гражданина на территории государства или проживания за его пределами. В ситуации с иностранцами и лицами без гражданства,  власть госу­дарства распространяется на них только при нахождении их на территории данного государства. Эти отношения являются более формальными, обычно не создают устойчивых взаимных обязательств.

Исторически гражданство является порождением Фран­цузской революции. В качестве протеста подданству как полной зависимости от монарха, зародившейся в эпоху абсолю­тизма, были предложены концепции гражданина как лица, активно участвующего в политической жизни страны, а народа как единства равноправных граждан. По примеру Франции и другие страны Европы начали использовать в своем законо­дательстве понятие "гражданство" вместо "подданства". Од­нако в России данный термин начал фигурировать в нормативно-правовых актах лишь в начале XX в. А позже общее для всех наименование — гражданин Российской Республики было введено декретом ВЦИК и СПК от 10 ноября 1917 г. "Об унич­тожении сословий и гражданских чинов"1.

Более широкое значение термин "гражданство" приобрел после второй мировой войны. Его трактовали как особый статус, основанный на принадлежности лица к союзу государств, обладающих общей историей, культурой и тради­циями, — гражданство Европейского Союза, Содружества на­ций. Данный статус автоматически прикреплялся гражданам данного государства— членам дан­ного объединения. Каких-либо определенных правил приобретения или прекращения гражданства союза не существует. Какие-либо изменения в гражданстве государства-члена, порож­дают определенные последствия и для правового положения лица в рамках сообщества. Таким образом, утрата гражданства страны влечет и утрату гражданства союза при условии, что лицо не приобретает также гражданство другого государства-члена.

Статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, определяет определенный набор прав только на территории государств — членов сообщества. Выезд за пре­делы страны своей государственной принадлежности способствует реализации предоставленных прав. Естествен­но, на территории государства происхождения человек выступает в роли гражданина страны.

Объем прав гражданина союза крайне ограничен, по сравнению с его правовым статусом в конкретной стране.

Как институт внутреннего права каждой страны гражданство — это совокупность правовых норм, регламентирующих критерии, которые определяют принадлежность лица к дан­ному государству; способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; особенности правового наложения, обус­ловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного (множественного) гражданства.

В Декларации Хельсинкской встречи па высшем уровне 1992 г. провозглашалась необходимость законодательной рег­ламентации всех аспектов гражданства. Данный подход широко используется в конституциях различных государств (ст. 34 Польши, ст. 25 Болгарии, ст. 8 Эстонии). В некоторых странах (Бельгия, Алжир, Франция) действуют специальные Кодексы гражданства. В некоторых государствах вопросы гражданства находятся под регулировкой органических законов (Румыния, Испания) или законов, требующих специального большинства (2/3 присутствующих депутатов — Венгрия).

Нормы, являющиеся основой гражданства, зависят от исто­рических, культурных и правовых традиций конкретного госу­дарства. Критерии, устанавливающие определение реальных или потенциальных граждан, достаточно отражают идеи, лежащие в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения должно быть у иност­ранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории страны. Одни страны исходят из широкой, государственно-цен­тристской трактовки гражданства. Например, во Франции и Португа­лии лица, рожденные на территории страны, т. е. иммигранты второго поколения, автоматически становятся ее гражданами. Иные основываются на этнокультурных принципах в определении гражданства. Например, приобретение германского граж­данства упрощенно для немцев, но довольно сложно для им­мигрантов, других этнических групп1.

1 Законопроект, внесенный правительством ФРГ в ноябре 1998 г., предусматривает возможность приобретения немецкого гражданства детьми иностранцев, родившимися в Германии, если хотя бы один ил их родителем! родился в Германии или приехал в страну в возрасте до 14 лет.

Российская Федерация как правопреемник СССР сохра­няет определенные обязательства по отношению к бывшим граж­данам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии.

Определенной спецификой обладает проблема гражданства в федеративных государствах. Как правило, при таких обстоя­тельствах индивид является гражданином стра­ны и субъекта Федерации, в котором он проживает, одновременно. По отношению федерально­го и регионального гражданства существуют различные подходы. Например, в США гражданство страны является первичным, а гражданство штата является второстепенным, допускается принятие в гражданство иностранцев, прожи­вающих за границей. Российское федеральное законодательство о гражданстве основывается на тех же принципах, что и американ­ское. Так же существует и некоторая специфика. Лишь республики обладают соб­ственным гражданством, в отличие от всех субъектов Федерации.

Особое преломление проблема гражданства приобретает в разделенных странах. За время существования двух немецких государств гражданство ГДР действовало с 1967 по 1990 г. Не соглашаясь с данным разделением, власти Западной Гер­мании требовали введения единого немецкого граж­данства. По объединению Германии в 1990 г. непосредственно не­мецкое гражданство предоставило каждому гражданину ГДР возможность по­лучить право на въезд, проживание и работу в Западной Германии1.

1 См . Российское гражданство в стране п ла рубежом // Независимая га.юта. 1996. 26 февр.

Схожие подходы, о признании еди­ного гражданства или распространения собственного граж­данства на бывших граждан единой страны, можно встретить в нынешнее время в законодательстве Южной и Северной Кореи2.

Законы, связанные с гражданством любой страны, сохраняет свою законную силу  в других государствах, если они не противоречат международным кон­венциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права1.

Важным составным элементом института, закрепляющим фундамент правового статуса личности, является комплекс правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Обладание гражданством - предпосылка распространения всех прав и свобод, признаваемых законом,  на данное лицо в полной мере, защиты человека государством как внутри страны, так и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и Законом "О гражданстве Российской Федерации" (от 1 июля 2002 г.).

2        Приобретение и прекращение гражданства РФ.

2.1  Приобретение гражданства РФ.

В соответствии с международно-правовыми нормами каждый человек обладает правом иметь гражданство (ч. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека). Не смотря на это, в законодательстве современных государств фигурируют различные критерии, из них самыми распространёнными основаниями являются приобретение гражданства по рождению или путем натурализации.

В любых странах законодатель закрепляет возможность предоставления гражданства по рождению, не смотря на то, что в столь малом возрасте человек не способен определиться в своих предпочтениях. Этот подход базируется на презумпции членства, из которой следует, что существует высокая степень вероятности того, что,  родившийся на территория государства, человек впоследствии проявит лояльность по отношению к родной стране. Предоставление гражданства по рождению основано на двух принципах. Первый принцип - "право крови", когда родители или один из родителей являются гражданами конкретной страны. А второй принцип - "право почвы"- приобретение гражданства по рождению на территории определенной страны. Государства, желающие сохранить этнокультурное единство народа, отдают предпочтение "праву крови", например Германия, Швейцария. В государствах иммиграции, таких как США и Канада, считают, что "право почвы" способствует формированию новой куль­турно-государственной общности, таким образом рассматривая граж­данство как территориальное понятие.

Законодательство большинства стран закрепляют­ смешанные подходы — сочетание в различной форме "права крови" и "права почвы". В Российской Федерации возможно приобретение гражданства по рождению детьми, если один из его родителей является гражданином России, и детьми, родившимися на территории нашей страны, если их родители не известны пли являются лицами без гражданства. Так же, возможно предоставление российского граждан­ства детям иностранцев, если государство, гражданами которого являются родители, не предоставляет детям свое гражданство.

Почти во всех европейских странах законодательство позволяет ребенку унаследовать гражданство в равной мере,  как от отца, так и от матери. Правда в некоторых государствах правовой статус ребенка все еще определяется по отцу (Таиланд, Индия, Бангладеш). Согласно законодательству данных стран ребенок может получить гражданство матери только в том случае, если отец является лицом без гражданства или неиз­вестен.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических нравах (ч. 3 ст. 24) каждый ребенок обладает правом на приобретение гражданства. Ведь в законода­тельстве различных государств встречаются нормы, в которых прописано предоставление гражданства детям, которые были найдены на территории стра­ны, если их родители не известны. Однако если в российском законодательстве не имеет никакого значения, каков возраст ребенка, в зару­бежных странах порой вводятся возрастные ограничения (дети до 5 лет — США, до 6 месяцев — Австрия)

Информация о работе Приобретение и прекращение российского гражданства