Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:38, курсовая работа
Взаимосвязи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей между собой зафиксированы государством юридически, в форме прав, свобод и обязанностей, составляющих правовой статус человека и гражданина. Это один из самых важных политико-юридических критериев, который тесно взаимосвязан с социальной структурой общества, качеством демократии, положением законности
Введение…………………………………………………………………….
1 Определение гражданства………………………………………………..
1.1 Понятие основ правового статуса человека и гражданина………...
1.2 Гражданство РФ……………………………………………………….
2 Приобретение и прекращение гражданства в РФ…………………….
2.Основания приобретения российского гражданства………………………………………
2.2 Прекращение гражданства России по действующему законодательству……………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Глоссарий…………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………….
Приняв на себя обязательства по осуществлению прав человека, государство обладает правом требовать от индивида поведения, которое отвечало бы эталонам, закрепленным в юридических нормах. Поэтому государство создает свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливая меры юридической ответственности за их преступление. Государство как обладатель политической власти располагает определенными механизмами по обеспечению прав человека и выполнению им своих обязанностей.
Обязанность — это объективно необходимое, определенное поведение человека. Следует так же отметить, что данная объективная необходимость должного поведения не всегда субъективно соблюдается индивидом, вследствие чего возможно отступление от требований норм. Государство в системе обязанностей утверждает целесообразный, полезный и необходимый вариант поведения для социального общества. Часть обязанностей как фрагмент правового статуса распространяется на всех лиц, находящихся и проживающих на территории государства. Так, Конституция РФ закрепляет обязанность каждого платить, установленные законом, налоги и сборы (ст. 57); не загрязнять природу и окружающую среду, беречь природным богатствам (ст. 58). Обязанность, закрепленная в ст. 59, четко закрепляет, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина Российской Федерации.
Обязанность, как составная часть правового статуса индивида, не нарушает принципов свободы и правового государства, ведь права одних лиц, не обеспеченные обязанностями других, реализованы быть не могут.
Правовой статус включает в себя все многообразие прав, касающихся самых различных сторон деятельности индивида. В соответствии с тем, какова сфера деятельности индивида, определяется структуру и характер прав, формирующие его правовой статус. Такая структура следует из Всеобщей декларации прав человека, а особенно из международных пактов по нравам человека. В нее входят гражданские (личные) права, политические права, социальные и экономические права, культурные права.
Права гражданина определяют сферу отношений человека с государством, в которой он полагает получить не только ограждение своих прав от любого вмешательства, но и активную помощь государства в их осуществлении. Статус гражданина формируется из особой правовой связи с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
1.2 Гражданство Российской Федерации.
Население каждого современного государства не является однородным. В его составе формируются различные группы, зависящие от пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жительства, профессиональной принадлежности. Чтобы определить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства.
В юридической литературе гражданство рассматривают либо как устойчивую правовую связь человека с государством, правоотношение, зарождающееся, изменяющееся или прекращающееся в зависимости от определенных юридических факторов (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение человека в определенной стране. В последнем значении гражданство — это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.
Статус гражданина является гарантом, на основе которого, ему предоставляются политические права, доступ к государственной службе, условия свободного выезда за границу и беспрепятственного возвращения на родину. Во многих государствах социальные и экономические программы ориентированы именно на интересы граждан, а так же на область труда и социального обеспечения. По международному праву лишь граждане страны могут обладать правовой защитой как представители национальных или этнических меньшинств.
Гражданство порождает взаимные обязательства между страной и человеком. Государство рассчитывает на получение особой лояльности от своих граждан. (Именно поэтому, измена государству или Родине может быть вменена лишь гражданам страны.) Граждане же рассчитывают на защиту и покровительство страны, в том случае, когда возможны проблемы с властями или частными лицами за границей. Эти взаимные обязательства являются носителями персонального и экстерриториального характера, они не могут прекратиться на основе долгого отсутствия гражданина на территории государства или проживания за его пределами. В ситуации с иностранцами и лицами без гражданства, власть государства распространяется на них только при нахождении их на территории данного государства. Эти отношения являются более формальными, обычно не создают устойчивых взаимных обязательств.
Исторически гражданство является порождением Французской революции. В качестве протеста подданству как полной зависимости от монарха, зародившейся в эпоху абсолютизма, были предложены концепции гражданина как лица, активно участвующего в политической жизни страны, а народа как единства равноправных граждан. По примеру Франции и другие страны Европы начали использовать в своем законодательстве понятие "гражданство" вместо "подданства". Однако в России данный термин начал фигурировать в нормативно-правовых актах лишь в начале XX в. А позже общее для всех наименование — гражданин Российской Республики было введено декретом ВЦИК и СПК от 10 ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов"1.
Более широкое значение термин "гражданство" приобрел после второй мировой войны. Его трактовали как особый статус, основанный на принадлежности лица к союзу государств, обладающих общей историей, культурой и традициями, — гражданство Европейского Союза, Содружества наций. Данный статус автоматически прикреплялся гражданам данного государства— членам данного объединения. Каких-либо определенных правил приобретения или прекращения гражданства союза не существует. Какие-либо изменения в гражданстве государства-члена, порождают определенные последствия и для правового положения лица в рамках сообщества. Таким образом, утрата гражданства страны влечет и утрату гражданства союза при условии, что лицо не приобретает также гражданство другого государства-члена.
Статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, определяет определенный набор прав только на территории государств — членов сообщества. Выезд за пределы страны своей государственной принадлежности способствует реализации предоставленных прав. Естественно, на территории государства происхождения человек выступает в роли гражданина страны.
Объем прав гражданина союза крайне ограничен, по сравнению с его правовым статусом в конкретной стране.
Как институт внутреннего права каждой страны гражданство — это совокупность правовых норм, регламентирующих критерии, которые определяют принадлежность лица к данному государству; способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; особенности правового наложения, обусловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного (множественного) гражданства.
В Декларации Хельсинкской встречи па высшем уровне 1992 г. провозглашалась необходимость законодательной регламентации всех аспектов гражданства. Данный подход широко используется в конституциях различных государств (ст. 34 Польши, ст. 25 Болгарии, ст. 8 Эстонии). В некоторых странах (Бельгия, Алжир, Франция) действуют специальные Кодексы гражданства. В некоторых государствах вопросы гражданства находятся под регулировкой органических законов (Румыния, Испания) или законов, требующих специального большинства (2/3 присутствующих депутатов — Венгрия).
Нормы, являющиеся основой гражданства, зависят от исторических, культурных и правовых традиций конкретного государства. Критерии, устанавливающие определение реальных или потенциальных граждан, достаточно отражают идеи, лежащие в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения должно быть у иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории страны. Одни страны исходят из широкой, государственно-центристской трактовки гражданства. Например, во Франции и Португалии лица, рожденные на территории страны, т. е. иммигранты второго поколения, автоматически становятся ее гражданами. Иные основываются на этнокультурных принципах в определении гражданства. Например, приобретение германского гражданства упрощенно для немцев, но довольно сложно для иммигрантов, других этнических групп1.
1 Законопроект, внесенный правительством ФРГ в ноябре 1998 г., предусматривает возможность приобретения немецкого гражданства детьми иностранцев, родившимися в Германии, если хотя бы один ил их родителем! родился в Германии или приехал в страну в возрасте до 14 лет.
Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии.
Определенной спецификой обладает проблема гражданства в федеративных государствах. Как правило, при таких обстоятельствах индивид является гражданином страны и субъекта Федерации, в котором он проживает, одновременно. По отношению федерального и регионального гражданства существуют различные подходы. Например, в США гражданство страны является первичным, а гражданство штата является второстепенным, допускается принятие в гражданство иностранцев, проживающих за границей. Российское федеральное законодательство о гражданстве основывается на тех же принципах, что и американское. Так же существует и некоторая специфика. Лишь республики обладают собственным гражданством, в отличие от всех субъектов Федерации.
Особое преломление проблема гражданства приобретает в разделенных странах. За время существования двух немецких государств гражданство ГДР действовало с 1967 по 1990 г. Не соглашаясь с данным разделением, власти Западной Германии требовали введения единого немецкого гражданства. По объединению Германии в 1990 г. непосредственно немецкое гражданство предоставило каждому гражданину ГДР возможность получить право на въезд, проживание и работу в Западной Германии1.
1 См . Российское гражданство в стране п ла рубежом // Независимая га.юта. 1996. 26 февр.
Схожие подходы, о признании единого гражданства или распространения собственного гражданства на бывших граждан единой страны, можно встретить в нынешнее время в законодательстве Южной и Северной Кореи2.
Законы, связанные с гражданством любой страны, сохраняет свою законную силу в других государствах, если они не противоречат международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права1.
Важным составным элементом института, закрепляющим фундамент правового статуса личности, является комплекс правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданством - предпосылка распространения всех прав и свобод, признаваемых законом, на данное лицо в полной мере, защиты человека государством как внутри страны, так и за ее пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и Законом "О гражданстве Российской Федерации" (от 1 июля 2002 г.).
2.1 Приобретение гражданства РФ.
В соответствии с международно-правовыми нормами каждый человек обладает правом иметь гражданство (ч. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека). Не смотря на это, в законодательстве современных государств фигурируют различные критерии, из них самыми распространёнными основаниями являются приобретение гражданства по рождению или путем натурализации.
В любых странах законодатель закрепляет возможность предоставления гражданства по рождению, не смотря на то, что в столь малом возрасте человек не способен определиться в своих предпочтениях. Этот подход базируется на презумпции членства, из которой следует, что существует высокая степень вероятности того, что, родившийся на территория государства, человек впоследствии проявит лояльность по отношению к родной стране. Предоставление гражданства по рождению основано на двух принципах. Первый принцип - "право крови", когда родители или один из родителей являются гражданами конкретной страны. А второй принцип - "право почвы"- приобретение гражданства по рождению на территории определенной страны. Государства, желающие сохранить этнокультурное единство народа, отдают предпочтение "праву крови", например Германия, Швейцария. В государствах иммиграции, таких как США и Канада, считают, что "право почвы" способствует формированию новой культурно-государственной общности, таким образом рассматривая гражданство как территориальное понятие.
Законодательство большинства стран закрепляют смешанные подходы — сочетание в различной форме "права крови" и "права почвы". В Российской Федерации возможно приобретение гражданства по рождению детьми, если один из его родителей является гражданином России, и детьми, родившимися на территории нашей страны, если их родители не известны пли являются лицами без гражданства. Так же, возможно предоставление российского гражданства детям иностранцев, если государство, гражданами которого являются родители, не предоставляет детям свое гражданство.
Почти во всех европейских странах законодательство позволяет ребенку унаследовать гражданство в равной мере, как от отца, так и от матери. Правда в некоторых государствах правовой статус ребенка все еще определяется по отцу (Таиланд, Индия, Бангладеш). Согласно законодательству данных стран ребенок может получить гражданство матери только в том случае, если отец является лицом без гражданства или неизвестен.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических нравах (ч. 3 ст. 24) каждый ребенок обладает правом на приобретение гражданства. Ведь в законодательстве различных государств встречаются нормы, в которых прописано предоставление гражданства детям, которые были найдены на территории страны, если их родители не известны. Однако если в российском законодательстве не имеет никакого значения, каков возраст ребенка, в зарубежных странах порой вводятся возрастные ограничения (дети до 5 лет — США, до 6 месяцев — Австрия)
Информация о работе Приобретение и прекращение российского гражданства