Принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать необходимость реализации принципа в организации публичной власти государства и его практическое применение на разных этапах развития государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая по тгп.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    На  практике осуществление принципа разделения властей в государствах с такой формой правления выглядит намного сложнее. Взаимопереплетение функций и компетенций законодательной и исполнительной власти иногда столь значительно, что позволяет порой усомниться в реальности осуществления этого принципа.

    Во  всех странах с парламентской  формой правления, как правило, во главе  государства стоит монарх или  президент, положение которых обычно описывается формулой: «Царствует, но не управляет». Глава государства  формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти, его полномочия осуществляют другие государственные органы (в основном правительство). Но, не смотря на это, глава государства пользуется большим авторитетом.

    Правительство в странах с такой формой правления  хотя и обладает широкими полномочиями, но остается под контролем парламента и несет ответственность перед ним. Парламент может отправить правительство в отставку. 

3.3. Принцип разделения  властей, закрепленный  в конституции  Российской Федерации  1993 года. 

    В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию  РСФСР, но нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис, который разразился в 1993 году. В марте 1993 года конфликт между законодательной и исполнительной властью, которая была представлена в лице президента РФ (в России впервые был учрежден институт президентства), дошел до того, что президент Б. Н. Ельцин сделал попытку ввести особый чрезвычайный порядок управления государством, однако, тогда не удалось найти компромисс избежать открытого столкновения. Летом 1993 года Конституционное совещание, которое было созвано по инициативе Ельцина, одобрило президентский проект конституции, основанной на идее смешанной президентско-парламентской республики. Однако, руководство Верховного Совета отказалось поддержать этот документ. Решающие события развернулись 3 – 4 октября, в Москве пролилась кровь, страна была на грани гражданской войны. 4 октября порядок в столице был восстановлен, а 12 декабря была принята конституция РФ (президентский проект), в которой был заложен принцип разделения властей.

    Принятие  на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако положения о полномочиях различных органов не дают основания утверждать, что принцип «сдержек и противовесов» полностью реализуются в статьях «Нового закона». Новая конституция закрепила новую систему государственных органов и, конечно же, по-новому распределила функции государства между различными ветвями власти. Система «сдержек и противовесов», представленная в Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов взаимодействия государственных органов, которые существовали до принятия этого документа, однако она является результатом тех изменений, которые произошли в России за время реформ.

    В статье 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»7.  

    Реализуется же данный принцип в последующих  статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Особое внимание следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти, поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном процессе, а закон (нормативный акт) в нашем государстве – основной источник права. Следовательно, структура отношений между представительными и исполнительными органами играет решающую роль в государственном регулировании жизни общества.

    В соответствии с Конституцией 1993 года главой нашего государства является Президент, к ведению которого относятся:

  • Назначение выборов Государственной Думы (нижней палаты парламента);
  • Роспуск Государственной Думы (в трех случаях, предусмотренных Конституцией);
  • Обладание правом законодательной инициативы, т.е. правом вносить законопроекты в Государственную Думу;
  • Подписание и обнародование Федеральных законов;
  • Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • Осуществление деятельности верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ.

   Исполнительным  органом власти в РФ является правительство  РФ, к ведению которого относятся:

  • Разработка федерального бюджета;
  • Проведение финансовой и денежной политики;
  • Осуществление управления федеральной собственностью;
  • Обеспечение обороны страны.

      Высшим  представительным и законодательным  органом власти является Федеральное  Собрание РФ, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

   В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти). Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четыре года. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Члены Совета Федерации и Государственной Думы обладают независимостью.

   К ведению Совета Федерации относятся:

  • Утверждение изменения границ РФ;
  • Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения;
  • Решение вопроса о возможности участия Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;
  • Назначение выборов президента РФ;
  • Отрешение президента РФ от должности;
  • Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Назначение на должность и отрешение от должности Генерального прокурора, председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению  Государственной Думы относятся:

  • Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • Назначение на должность и отрешение от нее Председателя Центрального Банка РФ;
  • Назначение на должность и освобождение от нее Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • Назначение на должность и освобождение от нее уполномоченного по правам человека;
  • Объявление амнистии;
  • Выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

   Конституционный суд РФ осуществляет контроль за деятельностью  Федерального Собрания и Президента РФ. Президент осуществляет контроль за деятельностью Федерального Собрания. В свою очередь и Федеральное Собрание контролирует деятельность Президента. Президент и Правительство РФ несут ответственность друг перед другом.

   В законодательном процессе палаты Федерального Собрания занимают очень важное место, однако, мы не можем сказать, что  они играют в нем решающую роль. Законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись Президенту; однако, законодательный процесс, установленный в Конституции, имеет массу недостатков: если вето Совета Федерации Государственная Дума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть очень сложно, так как закон не действует, пока он не подписан президентом и не опубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не согласен, могут быть им не подписаны неограниченное количество время (т.е. не действовать), поскольку за неисполнение обязанности подписать закон в течение семи дней (после преодоления президентского вето) не предусмотрено никаких санкций со стороны других государственных органов. На самом деле, за подобные действия Президента единственно возможными санкциями являются реакция средств массовой информации, уменьшение шансов на победу на следующих выборах Президента и т.д., но это все не всегда способно заставить Президента соблюдать Конституцию.

      Одним из действенных рычагов системы «сдержек и противовесов» должна являться процедура импичмента (отрешения от должности), но в ныне действующей Конституции и этот институт имеет массу изъянов. По Конституции РФ 1993 года отрешение президента от должности становится практически невозможным. Нужно получить заключение Верховного Суда, Конституционного Суда, специальной комиссии Государственной Думы, а также по две трети голосов в каждой палате Федерального собрания (ст.93). Причем две трети голосов в Совете Федерации собрать практически невозможно, ибо половина его членов находятся под влиянием Президента как работники органов исполнительной власти субъектов Федерации.

    Судебная  власть в РФ,  как и в США, является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный Суд РФ (решает гражданские, уголовные, административные и иные дела), Высший Арбитражный Суд (высший судебный орган по разрешению экономических споров) и Конституционный суд РФ.

      В Конституции РФ говорится о том, что правосудие в РФ осуществляется только судами, судьи которых независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

    Особое  значение в системе «сдержек и  противовесов» имеет судебный конституционный  контроль. В правовом государстве  судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль (судебные органы можно назвать самыми беспристрастными).

      Конституция 1993 года наделяет Конституционный Суд такими полномочиями, как разрешение споров о соответствии конституции важнейших нормативных актов государственных органов, вынесение заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Особое  положение среди государственных  органов занимает Прокуратура, которую  очень трудно отнести к той  или иной ветви власти, хотя авторы конституции РФ помещают статью о  Прокуратуре в главу «Судебная  власть». Этот орган, не входя в систему разделения властей, как мне кажется, тем не менее, служит достижению целей, которые ставит перед собой данная концепция – обеспечение свобод. Прокуратура, будучи независимой от других органов государственной власти, способствует укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами.

      Так выглядит принцип разделения властей  в Российской федерации, закрепленный в Конституции 1993 года. 
 
 
 

                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, принцип разделения властей является одним из основных принципов правового  государства. Роль его в государстве  очень велика, так как этот принцип  необходим для полноценного функционирования государства, для соблюдения всех прав и свобод граждан, для построения настоящего, крепкого демократического государства.

    Реализация  принципа разделения властей в формировании органов государственной власти необходима для избежания узурпации  всей власти в руках одного человека или органа, что непременно привело бы к диктатуре и тирании. Можно вспомнить слова Монтескье, который говорил о том, что если все три ветви власти будут соединены  в одном лице, то свободы не будет, потому что монарх или Сенат станут издавать тиранические законы для того, чтобы тиранически их применять.

    Плодотворность  принципа разделения властей определяется многими факторами:

  • Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к «разделению труда» между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности, создаются условия для роста профессионализма их работников;
  • Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждается сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры;
  • В-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
 
 
 

В ходе своей работы я познакомилась с разной научной литературой,

постаралась получить из нее самую важную информацию, касающуюся темы моей курсовой работы, целью которой было показать необходимость  реализации принципа разделения властей  в организации публичной власти государства и ее практическое применение на разных этапах развития государства.   
 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принцип разделения властей