Принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать необходимость реализации принципа в организации публичной власти государства и его практическое применение на разных этапах развития государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая по тгп.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

      Законодательная власть занимает первое место среди ветвей государственной власти, она обладает верховенством, так как устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

      Законодательные органы занимают главенствующее положение  в механизме правового государства. Это обуславливает высшую юридическую  силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

      Пределы действия законодательной власти ограничены принципами права, естественными правами  человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

      Осуществляет  законодательную власть прежде всего  общегосударственный представительный орган, который может иметь разные названия (национальное или народное собрание, конгресс и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент". Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным органом: законы могут издавать и другие органы.

      Что же такое парламент? Это высший орган  народного представительства, выражающий суверенную волю народа; призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов; осуществляющий контроль за  деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Он выполняет и ряд других функций, например: формирует другие высшие органы государства, назначает состав конституционного суда, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.

      Исполнительная  власть занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права и обязанности граждан и организаций. Сдерживание исполнительной власти достигается посредством ее подотчетности перед представительными органами государственной власти. В современных условиях по конституциям разных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, либо только правительству.

      Глава государства - это конституционный  орган и одновременно высшее должностное  лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. Он бывает единоличным (монарх или президент) и коллегиальным (постоянно действующий орган парламента, им избираемый). Глава государства формирует правительство, обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

      Правительство - это высший исполнительный орган  государственной власти в стране, который возглавляется главой государства (президентом) или премьер министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров). Оно имеет разные названия, например: совет министров, кабинет министров, государственный совет, административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. Под руководством правительства находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

      Отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную компетенцию в определенных сферах государственного управления, являются министерства (министерство обороны, иностранных дел, труда, финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т. д.) и ведомства (комитеты, департаменты, управления).

      "Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей".6

      Итак, мы познакомились с основным содержанием  принципа разделения властей, узнали о том, что каждая из них является самостоятельной ветвью власти. Но как я уже говорила, механизм реализации принципа разделения властей в каждой стране свой. Рассмотрим его подробнее на примере Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 

3.Реальное  осуществление принципа  разделения властей

3.1. Принцип разделения  властей, закрепленный  в конституции  Соединенных Штатов  Америки 1787 года 

      В 1787 году в Филадельфии собрался Конвент, в котором приняли участие 55 делегатов, представлявших 12 из 13 штатов. Председателем его был избран Дж. Вашингтон. На заседании Конвента было принято решение о создании новой конституции, которая вступила в силу 17 сентября 1787 года.

      Американская  конституция является одной из самых  старых и стабильных конституций в мире. Весь механизм государства, предусмотренный ею и созданный на ее основе, представляет непосредственное воплощение принципа разделения властей.

      По  замыслу разработчиков конституции  механизм разделения властей должен был в первую очередь служить ограждению свободы. Для этого необходимо было дополнить конституционный принцип особым механизмом его реализации. Им стал механизм сдержек и противовесов, при помощи которого каждая ветвь власти могла сдерживать другую. Такое построение не предотвращает сами разногласия между ветвями власти, но сдержки и противовесы не дают спорам перерасти в такое противостояние, которое бы угрожало самому осуществлению власти.

      Носителями  трех основных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) в США выступают конгресс, президент и федеральная система судов, возглавляемая Верховным судом США. В основу их деятельности и построения положена полная самостоятельность, независимость и строгое разграничение компетенций между носителями власти. На первое место учредители американской конституции поставили законодательную власть, представленную Конгрессом.

      Конгресс  США состоит из двух палат. Нижняя - палата представителей - состоит из 435 депутатов, которые избираются путем  всеобщих равных выборов, тайным голосованием. Выборы происходят каждые два года, причем обновляется весь состав палаты. Верхняя палата - Сенат - орган представителей штатов. В настоящее время в Сенате 100 депутатов от 50 штатов. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, обновление происходит по третям каждые два года.

      Конгресс  осуществляет традиционные для любого парламентского органа полномочия. К  ним относятся: законотворчество, принятие бюджета, контроль за деятельностью  администрации.

      Представители исполнительной власти не имеют права посещения палат Конгресса, но исполнительная власть все же может влиять на законодательную. Так законопроект, принятый палатами Конгресса, передается на подпись президенту государства, который может его одобрить, после чего закон вступает в силу, или в течение 10 дней, отведенных ему на подписание, вернуть законопроект на доработку (это действие называется отлагательным вето).

      Палаты  американского Конгресса имеют  право ставить и решать вопрос об ответственности президента и  иных должностных лиц в случае совершения ими деяний, квалифицированных в качестве тяжких правонарушений или посягательств на конституцию. Таким образом, Конгресс является одним из важнейших элементов триады разделения властей.

      Исполнительная  власть осуществляется президентом Соединенных Штатов Америки. Он занимает высшее место в системе государственных органов США. Президент является единоличным носителем исполнительной власти, главой вооруженных сил и высшим руководителем федерального административного аппарата. Президент избирается путем всеобщих выборов. В США установлена постоянная дата выборов (первый вторник ноября каждого високосного года), что позволяет избежать специального назначения даты выборов со стороны каких-либо органов и, в то же время, весьма точно определяет срок президентских полномочий - 4 года.

        Президент обладает большими  полномочиями, которые по характеру  их осуществления можно подразделить  на несколько групп:

  1. Полномочия, связанные с верховным представительством страны. Президент - высшее должностное лицо страны, который представляет государство во всех актах внутриполитической и международной жизни. При этом он не нуждается в особом уполномочии.
  2. Полномочия президента США по управлению страной. Президент возглавляет весь федеральный государственный аппарат, который включает в себя и гражданскую службу, и вооруженные силы. Также президент  назначает с согласия сената всех министров, ставит все вопросы на повестку дня, производит назначение на высшие военные и гражданские должности.
  3. Военные и внешнеполитические полномочия президента, который является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Президент США остается руководителем внешней политики американского государства, но ратификация международных договоров, дипломатические назначения требуют согласия Сената.

     Не смотря на то, что президенту  принадлежит важная роль в  управлении государством, он не  является всесильным правителем  и обязан действовать на основе  и в рамках закона. Любая попытка  президента выйти за рамки  действующего права может быть пресечена судебными органами, обладающими правом конституционного надзора.

     Судебную власть в США представляют  Верховный суд и низшие суды, учреждаемые конгрессом. Судебная  система США представляет трехзвенную  систему судов, которая состоит из окружных судов, апелляционных судов и Верховного суда США, возглавляющего американскую судебную систему.

      Верховный суд в качестве первой инстанции  рассматривает сравнительно немногочисленные дела: споры между штатами; иски, в которых одной из сторон является иностранное государство, и некоторые другие. Он вправе принять к своему рассмотрению жалобу на решение любого нижестоящего федерального суда или суда штата, если затронут "федеральный вопрос" или если оно ставит вопрос о неконституционности закона штата или акта конгресса. Решения Верховного суда носят окончательный характер и обжалованию не подлежат. Верховный суд также дает разъяснения по вопросам права и толкование законов, которое носит обязательный характер.

      В состав Верховного суда входят 9 судей, которые назначаются президентом "с совета и согласия сената". К любому судье может быть применена процедура импичмента, результатом которого может стать отрешение от должности.

    Итак, судебная власть, являясь одним из важнейших слагаемых системы разделения властей, выступает в роли гаранта личной свободы, предупреждая или наказывая за ее нарушение. Она содействует тому, чтобы законодательная и исполнительная власти следовали общим предписаниям права, изложенным в основном законе страны. 

3.2. Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках. 

    Существенные  особенности свойственны системе  разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и  парламентарных монархиях.

    В странах с такой формой правления главными институтами, образующими конституционный механизм власти, являются: глава государства, парламент, правительство, высшие судебные органы. Орган законодательной власти осуществляет полномочия, связанные с разработкой и принятием законов. Правительство управляет государственными делами и обеспечивает исполнение законов. Суд осуществляет правоприменительную деятельность, на него возложена защита прав и интересов каждого человека от любых преступных посягательств.

Информация о работе Принцип разделения властей