Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:20, курсовая работа
Цель моей работы заключается в том, чтобы показать необходимость реализации принципа в организации публичной власти государства и его практическое применение на разных этапах развития государства.
Темой моей курсовой работы является: «Принцип разделения властей». Эта тема всегда была актуальной и до сих пор остается достаточно актуальной на современном этапе развития государства. Это связано прежде всего с тем, что принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную власть является одним из основных принципов правового государства, он в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Роль данного принципа в государстве очень велика, так как он необходим для полноценного функционирования государства, для соблюдения всех прав и свобод граждан, для построения настоящего, крепкого демократического государства.
Цель моей работы заключается в том, чтобы показать необходимость реализации принципа в организации публичной власти государства и его практическое применение на разных этапах развития государства.
Эта
тема привлекла мое внимание, потому
что принцип разделения властей
играет достаточно большую роль в развитии
нашей страны. В течение длительного времени
эта тема не находила своего отражения
в отечественной правовой концепции. Но
совсем недавно, а точнее, в середине 80-х
годов ХХ века Россия вступила в период
реформ, которые коснулись всех сфер жизни
общества. Распад единого государства
– Советского Союза – определил изменения
в конституционном строе РФ. Если ранее
она входила в состав единого государства
на основе подчинения централизованной
власти Совета, то после реформ Россия
провозгласила свою самостоятельность
и суверенитет. Она, отказавшись от тоталитарного
государственного строя, встала на путь
демократического развития, провозгласив
новые принципы и новые приоритеты государственной
и общественной жизни. Одним из таких
принципов как раз и является принцип
разделения властей, закрепленный в Конституции
Российской Федерации 1993 года. С принятия
конституции начинается новая эпоха в
развитии российской государственности
– эпоха построения правового государства.
Возникновение
и развитие теории
разделения властей.
Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Оно исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда вытекают два следствия: с одной стороны - это борьба за власть уже разделенных институтов и против ее разделения, с другой - стремление упорядочить отношения разделенных властей и избавить общество от столкновений между ними.
Проблемам формирования органов государственной власти, поискам наилучшей формы правления большое внимание уделяли известные античные философы: Аристотель, Платон, Сократ. Ими было написано много трудов, которые внесли большой вклад в развитие понимания политической жизни государств. Не малая часть этих трудов посвящена именно принципу разделения властей.
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - древнегреческий мыслитель - считал, что во главе государства должны были стоять 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей должен был быть от 50 до 70 лет, стоять у власти можно было не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего, "стражи законов". Значительной властью обладает выборный Совет, состоящий из 360 членов. Кроме этих органов государства Платон предлагал создать еще один, по существу, надгосударственный орган - особое "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства. Тем самым уже в платоновском государстве наблюдается разграничение власти.
Государственный строй Греции, отличался от платоновского. В стране существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточить власть в одних руках. Законодательной инициативой обладало Народное собрание. За ним следил суд Гелиэя, обладающий правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии - стратегов и архонтов. Контролировало все органы власти так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей.
Таково было положение в Древней Греции. В Римской республике оно было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме был Сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать «вето» на некоторые решения народного собрания. Из числа Сената выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т. д.). Не смотря на то, что Сенат не был судебным органом, он мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Вторым по значимости органом власти в Риме являлось Народное собрание, перед которым отвечали все государственные служащие (кроме диктаторов). Народное собрание избиралось коллегиями, которые осуществляли правительственную власть, и обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны, которые имели право запрещать исполнение любых приказов, кроме приказов диктаторов, налагать "вето" на постановления Сената, арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Судебные функции в Риме возлагались на восьмерых преторов, избираемых Сенатом. Проверкой списка Сената и исключением из него недостойных занимались два цензора, которые избирались каждые пять лет из бывших консулов сроком на 18 месяцев.
Во
времена средневековья
Ограничить власть правителя пытались и его подданные. Это привело к появлению в некоторых странах, например, в Англии, а затем и во Франции, сословно-представительных институтов (в Англии - парламент, во Франции - Генеральные Штаты). Таким образом, в этих странах, хотя и частично, присутствует принцип разделения властей. Об этом свидетельствует высказывание Генри Бректона в трактате "О законах и обычаях Англии" (ок. 1256г.): "…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету с согласия магнатов и с общего одобрения государства"1.
17 век - начало эпохи просвещения. Происходит развитие экономики, что приводит к появлению нового класса - буржуазии. Меняются политические, экономические и социальные взгляды людей. Люди понимают, что необходимо перестраивать государственную власть для дальнейшего развития государства. Таким образом, вновь встает вопрос о реализации принципа разделения властей.
Первой
научной работой, в которой
говорилось о разделении властей, можно
считать работу Джона Локка (1632 -
1704). Локк считал, что для поддержания
свободы в государстве
Непосредственно тем, кто продолжил и развил теорию разделения властей, которая лежит в основе самого принципа, до современного понимания был Шарль Луи Монтескье (1689 -1755). Он также считал, что основной целью разделения властей является избежание злоупотреблений этой власти. Этому свидетельствует его высказывание: "Если вся власть - законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или Сенат станет издавать такие тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с исполнительной властью, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три ветви власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц"2.
Еще одним представителем эпохи просвещения, затронувшим вопрос о разделении власти в государственных органах, был Жан Жак Руссо. Он отрицал как представительную форму власти (например, парламент), так и принцип разделения верховной суверенной власти государства на различные ветви. Законодательная власть, по мнению Руссо, должна осуществляться только самим народом - сувереном. Правительство (исполнительная власть) создается по решению суверена.
Вопрос о принципе разделения властей рассматривался не только английскими и французскими мыслителями. Так, например, профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант, почерпнув у Монтескье идею разделения властей в государстве, не стал ее толковать как идею равновесия властей. По его мнению, всякое государство имеет три власти: законодательную, принадлежащую только "воле народа"; исполнительную, подчиненную законодательной, верховной власти; судебную, которая назначается исполнительной властью. Согласие всех этих трех ветвей власти способно предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства. Он считал, что соединение исполнительной и законодательной властей приведет к деспотической форме правления народом, а их разграничение - к республиканской.
Все эти мыслители внесли неоценимый вклад в развитие политической науки и создали надежный "фундамент" для воплощения всех теорий на практике, в том числе и реализации принципа разделения властей.
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее четкой форме была выражена М. М. Сперанским (1772 - 1839) в "Проектах и записках". Законность форм осуществления власти он связывал с необходимостью разделения властей. "Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может ни уничтожить законов, ни обезобразить их, так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим "организмом", обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой, утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой"3. Другим российским деятелем, обратившим свое внимание на принцип разделения властей, был П. И. Пестель (1793 - 1826). В своем проекте "Русская правда" он предусматривал в качестве формы государственного правления республику - наиболее распространенную в настоящее время. Законодательная власть вручалась Народному Вече. Народное Вече - «однопалатный орган, избираемый сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием 1/5 его части, при этом "тот же самый может быть опять избран", "никто не может распустить Народное Вече", оно представляет волю в государстве, душу народа»4.
Исполнительная власть принадлежала Державной Думе, которая состояла из 5 человек, избираемых Народным Вече на 5 лет из числа кандидатов, предложенных губернскими народными собраниями. Державная Дума «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войну и не заключает мира. Все Министерства и вообще все правительственные места состоят под ведомством и начальством Державной Думы».5
Блюстительная власть принадлежала Верховному Собору, который состоял из 120 человек (бояр). Они назначались на всю жизнь и не участвовали ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Все законы направлялись на утверждение в Верховный Собор, который тщательно проверял соблюдение всех необходимых формальностей. Закон приобретал юридическую силу только после утверждения его Верховным Собором. Собор назначал главнокомандующих действующей армии, имел право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.
Проект, предложенный Пестелем, имел некоторый авторитарный оттенок, но несмотря на это он имел ряд положительных моментов, в том числе и реализацию принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и блюстительную. Что касается законодательной власти, то она представляет волю народа, чего тогда в Российской империи не было.
Немалый вклад в развитие отечественной теории разделения властей внесли Никита Муравьев, который разработал проект конституции, являющийся программой Северного общества, и Н. М. Коркунов («Указ и закон»).
Но все-таки, в России не было конкретного проекта, а принцип разделения властей удалось осуществить только в конце ХХ века.
Итак,
теория разделения властей, как мы успели
уже убедиться, зародилась еще в древних
государствах. Очень много политических
деятелей в разных странах занимались
разработкой данной теории. Они оставили
после себя научные труды, многие из которых
легли в основу формирования принципа
разделения властей на современном этапе
развития государства.
Основное
содержание принципа
разделения властей.
Существуют
разные варианты механизма осуществления
принципа разделения властей, который
является одним из основополагающих
принципов демократической
В основе данного принципа
лежит разделение власти на
законодательную,