Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

I. Статус Президента РФ. Выборы Президента РФ.
II. Компетенция Президента РФ. Акты Президента РФ.
III. Прекращение полномочий президента.
IV. Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

Статус Президента РФ.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Для освобождения от должности Председателя Правительства согласия Государственной  Думы не требуется. Президент РФ вправе в любое время отправить в отставку Правительство без какой-либо мотивации. В период с 1998-го по 1999-й г. первый Президент РФ Б.Н. Ельцин сменил шесть Председателей Правительства, и достаточно часто новое назначение происходило под угрозой роспуска Государственной Думы. Так было, например, в апреле 1998 г. при назначении Председателем Правительства С.В. Кириенко. Государственная Дума дважды отклоняла его кандидатуру и только после третьего представления дала согласие на назначение.

     Президент РФ активно участвует и в формировании состава Правительства РФ. Заместителей Председателя Правительства и министров РФ Президент назначает на должности и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства. При формировании нового Правительства Президент РФ издает указ о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. определяет виды органов различного статуса: министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти.

     Непосредственно Президенту РФ подчинены некоторые  министры (обороны, внутренних дел, иностранных  дел, юстиции и др.) и руководители отдельных ведомств (Федеральной  службы безопасности РФ, Федеральной  службы охраны РФ и др.). Кроме решения вопросов о составе Правительства Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство слагает свои полномочия и формируется заново.

     Президент принимает активное участие в законодательном процессе. Он обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, т.е. правом внесения законопроектов на рассмотрение нижней палатой парламента. Президент подписывает и обнародует закон, принятый палатами парламента. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы.

     Президент может воспользоваться правом вето и не подписать закон. При отклонении федерального закона глава государства  обязан возвратить его в парламент с сообщением мотивов принятого решения. Отклоненный федеральный закон возвращается в Государственную Думу, которая может:

          1) принять закон в редакции, предложенной  Президентом РФ;

          2) согласиться с мотивами решения  Президента РФ отклонить закон  и снять его с дальнейшего  рассмотрения;

          3) создать специальную комиссию  для преодоления разногласий  и предложить Президенту РФ  направить своих представителей  для работы в ней;

          4) одобрить закон в ранее принятой редакции, т.е. преодолеть вето Президента РФ.

     Конституция наделила Президента РФ отлагательным  вето, т.е. оно может быть преодолено путем повторного принятия закона квалифицированным  большинством голосов (две трети  состава палат). Если необходимое количество голосов получено, Президент обязан подписать закон и обнародовать его. Право вето Президента не распространяется на федеральные конституционные законы.

     Для взаимодействия с палатами Федерального Собрания Президент РФ назначает в эти органы своих полномочных представителей, которые представляют законопроекты на заседаниях палат, обосновывают позиции Президента при отклонении им федеральных законов, участвуют в согласительных процедурах. Президент РФ обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

     На  Президента возложен Конституцией и  ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом: распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией:

          1) после трехкратного отклонения  Государственной Думой кандидатур, предложенных Президентом на должность Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111);

          2) при повторном в течение трех  месяцев выражении Государственной  Думой недоверия Правительству  (ч. 3 ст. 117);

          3) при постановке Председателем  Правительства РФ вопроса о  доверии Правительству перед Государственной Думой и ее отказе в таком доверии (ч. 4 ст. 117).

     Однако  право Президента РФ распускать Государственную  Думу ограничено. Так, глава государства  не в праве объявить о роспуске палаты в течение одного года со дня ее избрания; за шесть месяцев до окончания полномочий Президента РФ; с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ; в период действия в России военного или чрезвычайного положения.

     Конституционный порядок назначения на должность  членов судебного корпуса можно рассматривать как признак независимости судебной власти. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Само же назначение на должность судей производится Советом Федерации. Кандидатуры предварительно обсуждаются верхней палатой парламента, а затем ставятся на голосование. Если представленная Президентом кандидатура не набрала большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, она отклоняется.

     Президент представляет кандидатуры судей  Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения председателей  этих судов. Всех остальных судей  других федеральных судов – республиканских, краевых, областных, автономной области  и автономных округов, районных, военных и специализированных – Президент назначает самостоятельно. Надо заметить, что установленный Конституцией РФ порядок назначения судей соответствует существующему порядку во многих демократических государствах.

     Президент представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ. Согласно Регламенту Совета Федерации представленная кандидатура рассматривается в течение 30 дней. Если кандидатура при голосовании не наберет большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, Президент в течение 30 дней представляет новую кандидатуру. Президент РФ вносит предложение в Совет Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Конституция не определила порядка рассмотрения подобного предложения.

     Обеспечения правового статуса личности традиционны для глав многих государств. Они не нуждаются в специальной регламентации и вытекают из самого статуса главы государства. Одними из основных можно назвать полномочия Президента по вопросам гражданства. Президент РФ принимает решения о приеме в гражданство, восстановлении в гражданстве иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство Российской Федерации, выходе из гражданства Российской Федерации, отменяет решения о приеме в гражданство. При Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства, которая готовит для главы государства предложения по вопросам гражданства, рассматривает поступающие заявления заинтересованных лиц.

     Полномочия  Президента РФ, связанные с федеративным устройством России вытекают из положения, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Перед Президентом РФ ставится задача обеспечивать устойчивость государства, его суверенитет и государственную целостность. Президент РФ представляет в законодательные органы субъектов РФ кандидатуру для назначения на должности Главы региона. Само же назначение на должность производится самими  законодательными органы субъектов.

     В области обороны страны и обеспечения ее безопасности Президент РФ обладает значительными полномочиями. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. Президенту РФ подчиняются министр обороны, министр внутренних дел, министр по чрезвычайным ситуациям, директор Федеральной службы безопасности и другие руководители силовых структур.

     В соответствии с Конституцией РФ Президент  РФ утверждает военную доктрину страны.

     На  основании Конституции РФ на Президента возложено руководство внешней  политикой, т.е. он разрабатывает внешнеполитический курс страны и руководит его выполнением. Глава государства является высшим представителем своей страны в сфере внешних сношений. Ему предоставлено право вести международные переговоры с главами государств и правительств других стран, посещать с официальными и неофициальными визитами зарубежные страны, участвовать в совещаниях и встречах глав государств. Президент в праве от имени Российской Федерации подписывать международные договоры и соглашения. Президент РФ может уполномочить вести переговоры и подписывать договоры другие лица.

     Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ. Кандидатура  на должность предварительно рассматривается  на заседании Комитета Государственной  Думы по бюджету и налогам, заключение которого выносится на заседание палаты.

     Президент РФ назначает и освобождает своих  полномочных представителей Государственной  Думе, Совете Федерации, федеральных  округах, субъектах Федерации, Конституционном  Суде РФ.

     Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента, что закреплено на конституционном уровне (ст. 83 п. «и»). Во главе Администрации стоит Руководитель Администрации.

     Администрация не представляет собой органа государственной власти. В ее функции входит создание всех необходимых организационных, информационных, материально-технических и других многосторонних условий,  без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

     В ее состав входит Руководитель Администрации, его заместители, полномочные представители  Президента в Совете Федерации, Государственной  Думе, Конституционном Суде, федеральных округах, заведующий канцелярией Президента, руководитель протокола, помощники, советники, референты и пресс-секретарь Президента. Помимо этого, в состав Администрации входят самостоятельные структурные подразделения: Главное территориальное управление, Главное управление внутренней политики, аппарат Совета Безопасности, Главное контрольное управление, Главное государственно-правовое управление, Управление кадров, Экономическое управление, Управление по вопросам гражданства и др.

     Согласно  Конституции РФ для исполнения своих полномочий Президент издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть нормативными и ненормативными.

     Нормативные акты главы государства содержат общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления. Ненормативные (индивидуальные) акты Президента РФ направлены на конкретные субъекты правоотношений и рассчитаны на одноразовое применение. Помимо этого, в форме указов издаются также решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти, гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении званий, чинов и другие решения индивидуального характера.

     Президент РФ принимает указы по широкому кругу  политических, экономических и социальных вопросов. Для восполнения пробелов в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, Президент РФ в праве принимать указы нормативного характера. Эти указы Президента носят временный характер и по мере принятия соответствующих законов они теряют юридическую силу.

     Указы Президента не могут приниматься  по вопросам, уже регламентированным федеральными законами, а также по вопросам, в отношении которых в статьях Конституции РФ содержится прямое указание о том, что они должны быть урегулированы федеральным законом. Указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что акты главы государства являются подзаконными. Соответствие указов Президента Конституции и федеральным законам может быть установлено Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд приходит к выводу о неконституционности какого-либо акта, тот утрачивает силу и не подлежит применению.

     В форме распоряжений Президента принимаются  решения по оперативным организационным  вопросам, а также по вопросам деятельности Администрации Президента. Распоряжения носят, как правило, индивидуальный характер.

     Акты  Президента подлежат обязательному  опубликованию в «Российской  газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Они вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования, если только в самом указе не установлен иной срок его вступления в силу. 

Информация о работе Президент РФ