Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:39, контрольная работа
I. Статус Президента РФ. Выборы Президента РФ.
II. Компетенция Президента РФ. Акты Президента РФ.
III. Прекращение полномочий президента.
IV. Использованная литература.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИ.
1. Статус Президента РФ. Выборы Президента РФ.
Название «президент» происходит от латинского слова «praesidens», что в буквальном смысле означает «сидящий впереди». В современном понимании так называется выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Родиной института президентства считаются США, где в 1787 г. Конституция страны учредила пост президента. В настоящее время пост президента как главы государства существует более чем в 150 странах мира.
Институт президентства впервые появляется в СССР в 1990 г., а в России в 1991 г. Первоначально в референдуме 17 марта 1991 г. большинство россиян высказалось за введение поста Президента в РСФСР, затем на выборах 12 июня 1991 г. был избран первый Президент России - Б.Н. Ельцин.
Конституция РФ 1993 г. определяет правовой статус Президента. Он является главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Роль Президента – обеспечить единство и взаимодействие государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Как глава государства, он призван выполнять функции, связанные с руководством страной. Президент представляет Российское государство в международных отношениях.
Основой характеристики правового статуса любого учреждаемого Конституцией государственного органа являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функциональное назначение, и 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции Российской Федерации концепция построения системы государственной власти.
Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции Российской Федерации и место главы, посвященной Президенту Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации.
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.
Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. В частности, такая форма применялась к определению статуса Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран СНГ.
Принципиально
новая дефиниция статуса
Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее.1 Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признания не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента Российской Федерации на основе решения Конституционного Суда Российской Федерации и др.
Итак, Конституция РФ, предоставляя Президенту РФ широкие полномочия, предполагает и необходимые ограничения, которые препятствуют превращению президентской власти в авторитарное правление. В Конституции содержится система «сдержек и противовесов», устанавливающая определенный баланс взаимодействия властей. В числе элементов этой системы:
1) ограничение деятельности
2) недопустимость занятия поста
Президента РФ более двух
3) избрание Президента РФ
4) подзаконный характер актов Президента РФ;
5) возможность обжалования актов
Президента РФ в
6) возможность отрешения его от должности.
Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция в ст. 80 конкретизирует в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются важнейших основ жизнедеятельности государства и общества — незыблемости конституционного строя, независимости и целостности государства, определения основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
Президент обеспечивает суверенитет и государственную целостность. Он создает условия для деятельности органов власти и должностных лиц в нормальном конституционном режиме. Для сохранения безопасности государства Президент наделен правом введения военного или чрезвычайного положения.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В этих целях он обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, где провозглашает собственное понимание государственных приоритетов и политических направлений развития страны.
В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что главу государства нельзя привлечь к административной ответственности, в том числе налагаемой в судебном порядке, арестовать, подвергнуть обыску, допросу, личному досмотру. В то же время неприкосновенность Президента не означает отсутствие у него всякой ответственности. В случае совершения им преступления Президент может быть отрешен от должности и лишен неприкосновенности.
12 февраля 2001 г. был принят Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», который предусматривает неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочного прекращения в случае отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Закон определяет, что Президент, прекративший свои полномочия по указанным выше основаниям, не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения своих полномочий.
Президент РФ в осуществлении своих функций может действовать только в рамках Конституции РФ. Ему запрещается занимать должности в общественных объединениях, коммерческих организациях. Президент РФ на срок осуществления своих полномочий приостанавливает членство в политической партии, он должен исходить в своей деятельности только из интересов народа и государства.
Порядок выборов Президента РФ. Выборы Президента РФ являются одним из главных политических событий в жизни Российского государства. Правовой базой проведения выборов является Закон об основных гарантиях избирательных прав и Закон о выборах Президента РФ.
Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании путем свободного волеизъявления.
Конституционные требования к кандидату на пост Президента минимальны: наличие гражданства, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание на территории России не менее 10 лет. При этом сказано, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд.
Началом
официальной избирательной
Выборы Президента РФ признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей. Выборы Президента РФ признаются недействительными, если допущенные при проведении голосования нарушения федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
В
случае признания выборов Президента
РФ несостоявшимися или
Избранный Президент РФ вступает в должность с момента принесения присяги, которая проходит в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда РФ, высших должностных лиц, руководителей общественных объединений, деятелей различных конфессий. Эта процедура называется инаугурацией. Избранный Президент РФ вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность предыдущего Президента, а при проведении досрочных или повторных выборов на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих полномочий.
2. Компетенция Президента РФ. Акты Президента России.
Как уже указывалось, Президент РФ наделен Конституцией РФ широким кругом полномочий. В зависимости от правовой специфики можно выделить полномочия:
1) связанные с исполнительной властью;
2) связанные с законодательной властью;
3) связанные с судебной властью;
4) в сфере правового статуса личности;
5) связанные с федеративным
6) в области обороны страны и обеспечения ее безопасности;
7) в области внешней политики;
8) иные специальные.
Полномочия Президента РФ, связанные с организацией работы исполнительной власти. Конституция определила систему деятельности государственных органов по принципу разделения ветвей власти. Президент не входит ни в одну из традиционных ветвей государственной власти, но оказывает непосредственное влияние на каждую. Особенно тесная связь существует между Президентом и Правительством.
Не являясь главой исполнительной власти, Президент формирует Правительство. Президент с согласия Государственной Думы назначает главу Правительства. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства Президент в течение недели со дня отклонения представленной кандидатуры вносит на утверждение новую кандидатуру или повторно ранее отклоненную. За Президентом остается право либо менять свой выбор, либо трижды представлять одну и ту же кандидатуру. При троекратном отклонении Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Президент распускает нижнюю палату, объявляет новые выборы в Государственную Думу и назначает Председателя Правительства.