Превышение должностных полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в условиях совершенствования деятельности госаппарата на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих правоведов. Так, еще в 1892 г. Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц «больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.2
1. Общие положения………………………………………………………….стр.4
1.1 Понятие должностного преступления……………………………..........стр.4
1.2 Содержание и признаки должностных преступлений………...….........стр.7
2. Превышений должностных полномочий …………………....................стр.12
3. Борьба с превышением должностных. Факторы должностной преступности………………………………………………………………...стр.15
Заключение……………….………………………………………………….стр.20
Список использованной литературы...……………………………………..стр.22

Работа содержит 1 файл

мой реферат.docx

— 43.13 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………стр.2

1. Общие положения………………………………………………………….стр.4                            

1.1 Понятие должностного  преступления……………………………..........стр.4

1.2 Содержание и признаки  должностных преступлений………...….........стр.7

2. Превышений должностных полномочий …………………....................стр.12

3. Борьба с превышением должностных. Факторы должностной преступности………………………………………………………………...стр.15

Заключение……………….………………………………………………….стр.20

Список использованной литературы...……………………………………..стр.22

 

Введение

 

Преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления в условиях совершенствования  деятельности госаппарата на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания многих правоведов. Так, еще в 1892 г. Н.И. Коркунов писал, что преступления должностных лиц «больше чем правонарушения частных лиц подрывают авторитет закона, колеблют прочность юридического порядка, они более непосредственно отзываются на интересы своего государства. Вместе с тем полномочия власти, которыми наделены должностные лица, дают им возможность с большей легкостью совершать правонарушения, делают их более опасными, ставят частных лиц в более беззащитное в отношении к ним положение. Наконец, пользуясь своей властью, должностные лица могут совершать и такого рода правонарушения, которые совершенно невозможны для частных лиц» 1.

Данное высказывание актуально и в современных  условиях. Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ подчеркивается: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению»2. Далее Президент отметил, что «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития – коррупцию».

Злоупотребление должностными полномочиями является общим составом преступления для всех преступлений против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Превышение же должностных полномочий представляет собой один из самых  распространенных и опасных его  видов.

В соответствии со ст. 8 Проекта  ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) – при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, относятся к коррупционным преступлениям3. Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства, так и на международном уровне.

В Указе Президента РФ от 4.04.92 г.4, в частности, подчеркивается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.

Сложившаяся ситуация свидетельствует  о своевременности и целесообразности дальнейшего изучения всего комплекса  вопросов, связанных с законодательным  описанием и квалификацией злоупотребления  и превышения должностных полномочий.

 

1. Общие положения.

1.1. Понятие должностного преступления

Приступая к уголовно-правовому  и криминологическому анализу должностных  преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности.

Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для  одного работника, определяющая его  место и роль в административной службе. Должность есть юридическое  описание социальной позиции лица, занимающего ее.

Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться  служебные действия.5

Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для  решения вопроса о возможности  привлечения к ответственности  работников за служебные правонарушения или преступления, в зависимости  от квалификации содеянного.

Понятие «должностное лицо»  многократно используется в Конституции  России. Так, в ст.41 говорится об ответственности  должностных лиц за сокрытие фактов,  создающих  угрозу  для  жизни  и здоровья людей. «Решения и действия (бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы в суд»,- сказано в ст.46 Конституции РФ.

К сожалению, единого понятия  «должностное лицо» ни в федеральном  законодательстве, ни в юридической  науке нет, хотя используется оно  и в конституционном, и в административном, ни в уголовном, и в других отраслях права.

Определим, кого уголовное  право считает должностным лицом? В ст.285 Уголовного кодекса РФ сказано: «Должностными лицами в статьях  настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции  представителя власти либо выполняющие  организационно-распорядительные, административно-хозяйственные  функции  в государственных органах, органах местного самоуправления, Государственных  корпорациях, государственных и  муниципальных учреждениях, а также  в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях  РФ…»

Это понятие должностного лица не используется при применение норм административного, финансового, экологического права.

В УК РФ имеется глава 23 «Преступления  против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст.201-204). На основании  статей этой главы за злоупотребления  полномочиями, за превышение полномочий, за коммерческий подкуп (аналог взятки) к ответственности могут привлекаться граждане, которых УК называет «лицами, выполняющими управленческие функции  в коммерческих или иных организациях».

Таким образом, законодатель создал новое понятие: «лица, выполняющие  управленческие функции». Во многих правовых актах понятие «должностное лицо»  имеет более широкое толкование, чем в УК РФ.

Исходя из определения  данного уголовным правом, в качестве должностных лиц следует рассматривать  должностных лиц, выполняющих управленческие функции в органах государственной  власти.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007)"О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 25.04.2003).

 Реестр государственных  должностей государственной службы  РФ утверждается Президентом.

Государственная служба –  профессиональная деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов. Последствия должностных  преступлений состоят в причинении существенного вреда государственным  или общественным интересам или  охраняемым законом правам и интересам  граждан.

В уголовном законе не содержится родового определения данной группы преступлений. Теоретически мы можем  определить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые  совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря  занимаемому или служебному положению  и вопреки интересам службы и  причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной  службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Говоря о должностных  преступлениях, мы довольно часто используем термин коррупция. Профессор С.В.Максимов, признанный эксперт в рассматриваемой  сфере, определяет коррупцию как  использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или  иных организаций (в том числе  международных) своего статуса для  незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в  том числе неимущественного характера) либо предоставление названным лицом  такого имущества, прав на него, услуг  или льгот (в том числе неимущественного характера).6

Таким образом, мы видим, что  понятие коррупции значительно  шире понятия «должностного преступления», так как под коррупцией понимается некое социальное явление, своего рода система, где в качестве основного  звена присутствует должностная  преступность. При этом общественное сознание любое проявление должностной  преступности чаще всего определяет как коррупцию, которая в последние годы приняла транснациональный характер.

Коррупционера  С.В.Максимов определяет как лицо, занимающее государственную  должность, служащий государственного или муниципального органа, учреждения или организации либо негосударственной (не являющейся муниципальной) организации, способный нести юридическую  ответственность за совершение акта коррупции, признанный виновным в совершении коррупционного правонарушения на основании  судебного решения или в ином установленном законом порядке.7

В целом можно констатировать, что коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет и иные законные интересы государственной власти, государственной  службы в органах местного самоуправления, в коммерческих и некоммерческих организациях, не являющимися органами государственной власти местного самоуправления, государственными организациями или  учреждениями, выражающихся в незаконном получении благ лицами, уполномоченными  на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам  таких благ, а также совокупность самих этих лиц.

1.2 Содержание и признаки должностных  преступлений

 

Выше мы уже рассматривали  понятия «должностное преступление»  и «коррупция». Теперь охарактеризуем данный вид преступлений более подробно.

Должностные преступления в  УК 1996 г. содержатся в главе 30 «Преступления  против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В соответствии с действующим ныне законодательством данную группу преступлений отличает то, что совершаются они специальные субъектами (должностными лицами) с использованием служебных полномочий.

Родовой объект данных преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. По существу об этом же говорилось и в УК 1960 г. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной  службы, на интересы государственной  службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных  актов и трудовых договоров с  государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых  не противоречит закону.8

Службой в системе органов  местного самоуправления следует считать  выполнение соответствующих должностных  и служебных функций.

Непосредственным объектом данной группы преступлений логично  считать нормальную деятельность органов  государственной власти или управления, интересы государственной службы и  службы в органах местного самоуправления.

Дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут  не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных  преступлений является их предмет: взятка (ст.290-291 УК), документы (ст.292).

Объективная сторона анализируемых  преступлений состоит в различных  формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти и управления.

Половина преступлений, предусмотренных  гл.30 УК, по своей законодательной  конструкции образуют формальные составы (ст.ст.287, 289, 290, 291, 292 УК), четыре преступления (ст.ст. 285, 286, 288 и 293 УК) имеют материальные составы. Для этой последней группы преступлений в число обязательных признаков объективной стороны  входят предусмотренные в указанных  статьях общественно опасные  последствия и причинная связь  между деянием и последствиями.

Субъективная сторона  всех преступлений, предусмотренных  гл.30 УК, характеризуется только умышленной виной (кроме халатности, являющейся неосторожным преступлением).

Обязательным признаком  отдельных из них являются корыстная  или иная личная заинтересованность (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской  деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).

В первую категорию субъектов  рассматриваемой категории преступлений закон включает:

А) лиц, осуществляющих функции  представителя власти;

Информация о работе Превышение должностных полномочий