Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:14, контрольная работа
Действующее российское законодательство не содержит определения терминов "претензия", "претензионный порядок", или "претензионное производство". Кроме того, законодатель нередко использует также словосочетание "досудебный порядок урегулирования спора", не разъясняя его смысл.
Для понимания соотношения данных понятий необходимо обратиться к категории «претензионное производство».
Если истец не представит доказательства соблюдения обязательного претензионного порядка, суд оставляет исковое заявление без движения (ст. 136 ГПК РФ, ст. 128 АПК РФ), с последующим возвращением искового заявления истцу (ст. 136 ГПК РФ, ст. 129 АПК РФ).
Если это выяснилось уже после принятия искового заявления к производству и возбуждения дела, иск подлежит оставлению без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ; ст. 148 АПК РФ).
Важность соблюдения досудебного
порядка урегулирования споров подтверждается
и тем, что в соответствии с
ч.1 ст.111 АПК РФ в случае, когда
спор возник вследствие нарушения лицом,
участвующим в деле, претензионного
или иного досудебного порядка
урегулирования спора, предусмотренного
федеральным законом или
Исходя из основных названных в законодательных актах черт, характеризующих данный способ урегулирования правового конфликта, претензионный порядок, или претензионное производство, можно определить как установленную федеральным законом или соглашением сторон разновидность предварительного внесудебного (чаще - досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском.
Претензионное производство как досудебный способ урегулирования правовых конфликтов, как форма альтернативной юрисдикции имеет большое значение:
Во-первых, оно увеличивает возможности спорящих сторон самостоятельно урегулировать возникший между ними спор, не доводя его до суда;
Во-вторых, оно порождено стремлением законодателя (в случаях, когда такой порядок предусмотрен соответствующим федеральным законом) освободить суды от таких гражданских дел, в которых отсутствует необходимость государственного правоприменения;
В-третьих, будучи установленным самими спорящими сторонами, претензионный порядок, несомненно, дисциплинирует стороны в соблюдении договорной дисциплины, ориентирует их на ответственный подход к исполнению обязательств перед контрагентами;
В-четвертых, использование претензионного порядка практически ничего не стоит сторонам в буквальном смысле слова, экономит их денежные средства.
Непосредственными задачами претензионного производства
являются:
а) восстановление нарушенных прав и защита
законных интересов;
б) выявление причин и условий, влекущих
невыполнение договорных обязательств,
выпуск продукции и товаров ненадлежащего
качества и др. нарушения;
в) предупреждение нарушений договорной
дисциплины, предусмотренной действующим
законодательством;
г) улучшение экономических показателей
хозяйственной деятельности организаций;
д) возмещение причиненного ущерба
за счет виновных лиц.
Претензионный порядок (производство)
урегулирования спора включает в
себя направление претензии
Претензией называется письменное требование, адресованное должнику, об устранении нарушений исполнения обязательств.
Содержание претензии - это те требования
заявителя, обстоятельства, на которых
основываются требование, цена претензии,
а также указание на нарушение
норм законодательства стороной, к
которой предъявляется
Аналогичная позиция изложена и в Определении ВАС РФ от 20.01.2010 N А45-4424/2009, что говорит о том, что такой на первый взгляд очевидный вопрос вызывает на практике споры.
Поскольку утвержденной формы претензии не существует, она оформляется в произвольной обязательно письменной форме с соблюдением правил делопроизводства, т.е. на бланке, за подписью руководителя организации, с указанием даты и исходящего номера. В претензии, как правило, указывается обязательство, по которому возник спор, нарушение, допущенное контрагентом, какие нормы права нарушены, а также заявляется требование об устранении допущенных нарушений. В случае, если требование имеет стоимостное выражение, указывается его стоимость.
В претензии целесообразно
указать срок, в течение которого
предлагается дать ответ на нее (такой
срок не может быть меньше, чем предусмотрено
законом или договором), и предупредить
контрагента о последствиях отказа
в удовлетворении претензии, либо оставлении
ее без ответа, т.е. о своем намерении
передавать неразрешенный в добровольном
порядке спор в судебные органы.
К претензии могут быть приложены
копии документов, обосновывающих заявленные
требования. Копии уже имеющихся
у противоположной стороны
Претензия может быть направлена заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручена контрагенту под роспись.
Квитанции об отсылке
заказного почтового
Как и сама претензия, ответ на претензию подлежит отправлению заявителю любым способом, который бы обеспечивал его фиксированное отправление, либо вручается под расписку.
Ответ на претензию составляется, как правило, в той же форме, что и сама претензия. Следовательно, многие требования из тех, что предъявляются к форме и реквизитам претензии, применимы и к ответу на претензию:
По содержанию текст ответа
на претензию существенно
Ответ на претензию при согласии нарушителя с предъявленными требованиями
Согласие с претензией означает готовность получателя претензии удовлетворить все требования заявителя, изложенные в претензии, в полном объеме. При согласии с требованиями претензии в ответе необходимо указать следующее:
Во-первых, заявление о полном (либо частичном) согласии получателя претензии с предъявленными к нему требованиями.
Пример формулировки согласия с предъявленными требованиями
«ЗАО "Витязь" не отрицает и соглашается с фактом наличия перед ООО "Ромашка" задолженности по арендной плате в размере 60 000 руб. по договору аренды от 1 июня 2010 г.».
Во-вторых, информацию о порядке и сроках удовлетворения требований, изложенных в претензии.
Пример сообщения о порядке и сроках удовлетворения требований
«Задолженность по арендной плате в размере 60 000 руб. будет погашена ЗАО "Витязь" в полном объеме в срок до 1 октября 2012 г.».
Если в ответе на претензию содержится просьба об отсрочке, необходимо указать, в течение какого срока планируется исполнение обязательства в полном объеме.
Пример формулировки просьбы об отсрочке в ответе на претензию
«ЗАО "Витязь" не имеет в настоящее время возможностей для погашения имеющейся перед ООО "Ромашка" задолженности в размере 60 000 руб. В связи с этим ЗАО "Витязь" просит предоставить отсрочку исполнения обязательства, связанного с погашением задолженности по арендной плате в размере 60 000 руб., сроком до 1 декабря 2012 г.».
Если нарушитель просит рассрочку исполнения своих обязательств, к ответу необходимо приложить предполагаемый план выполнения своих обязательств, например, график погашения задолженности.
Пример
графика погашения
«ЗАО "Витязь" не имеет
в настоящее время возможностей
для полного погашения
Если к моменту написания претензии требования отправителя претензии уже были выполнены, то об этом необходимо прямо указать в ответе на претензию.
Пример указания на выполненные требования
«Задолженность по арендной плате в размере 60 000 руб. была погашена ООО "Ромашка" в полном объеме сразу по получении претензии, что подтверждается платежным поручением от 1 июля 2011 г. с отметкой банка об исполнении (копия платежного поручения прилагается к настоящему ответу)».
Ответ на претензию при несогласии нарушителя с предъявленными требованиями
Если получатель претензии не согласен выполнить требования, указанные в претензии, по каким-либо основаниям, то он в ответе на претензию должен изложить свою правовую позицию по каждому из требований, то есть привести свои возражения в связи с адресованной к нему претензией.
Возражения бывают разного рода, но условно их можно классифицировать следующим образом:
Во-первых, отрицание фактических
обстоятельств либо правовых доводов,
изложенных в претензии. В данном
случае адресат претензии
Пример формулировки отрицания доводов претензии
«ЗАО "Витязь" в настоящее время не имеет перед ООО "Ромашка" задолженности по арендной плате».
Или:
«Требование к ЗАО "Витязь" о погашении задолженности по арендной плате перед ООО "Ромашка" необоснованно, поскольку в подтверждение указанного требования ООО "Ромашка" ссылается на акт сверки взаиморасчетов, не подписанный ЗАО "Витязь"».
Во-вторых, аргументированные возражения против фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии. В данном случае возражения получателя претензии подтверждаются соответствующими доказательствами, ссылками на правовые нормы и условия договора.
В свою очередь, подобные возражения могут быть двух видов:
1). Возражения, которые прямо опровергают фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии.
Пример возражений, опровергающих фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии
«Требование, изложенное в претензии, о погашении задолженности по арендной плате необоснованно, поскольку задолженность по арендной плате была погашена еще три месяца назад, что подтверждается соответствующими платежными поручениями (копии прилагаются к настоящему ответу)».