Прекращение гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие гражданства………………………………………………………….5
2 Правовой статус гражданина РФ……………………………………………10
3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ……………………..15
4 Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ
законов о гражданстве 1991 и 2002 годов……………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Гражданство РФ.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

     Закон 1991 г. содержал практически аналогичные  положения, за исключением того, что  более либерально относился к  случаям выхода из гражданства РФ лиц, проживающих на территории РФ, допуская выход из гражданства РФ в порядке регистрации для  тех из них, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство. Ограничение права на упрощенную экспатриацию для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и его распространение только на несовершеннолетних детей вполне разумно. Для совершеннолетнего гражданина РФ, проживающего на территории России, более вероятно обнаружение затрудняющих выход из гражданства обстоятельств. Поэтому строгий общий порядок выхода из гражданства здесь необходим вне зависимости от того, имеет ли совершеннолетний заявитель родителя, ребенка или супруга - граждан иного государства.

     Вместе  с тем непредоставление в Законе 2002 г. права на упрощенный выход из гражданства для детей, оба родителя которых являются иностранными гражданами, нельзя назвать правильным. В таких случаях упрощенная экспатриации более целесообразна, даже чем в предусмотренном законе случае, когда один из родителей ребенка является иностранным гражданином, а другой - гражданином РФ.

     Для этих целей ч. 3 ст. 19 Закона 2002 г. будет  более правильно изложить в следующей  редакции:

     "Выход  из гражданства Российской Федерации  ребенка, один из родителей  которого является иностранным  гражданином либо единственный  родитель которого является иностранным  гражданином, осуществляется в  упрощенном порядке по заявлению  обоих родителей либо по заявлению  единственного родителя".

     Закон 1991 г. содержал, по сути, аналогичные  положения, предусматривая в дополнение возможность прекращения гражданства  недееспособного лица при изменении  гражданства опекуна.13

     Лишение гражданства. Законодательные акты о гражданстве 1991 и 2002 гг. напрямую не называют лишение гражданства в  качестве одной из форм прекращения  гражданства РФ. Наоборот, руководствуясь демократическими идеями, Закон 1991 г., а затем уже и ст. 6 Конституции  РФ установили, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Из этого же исходит и Закон 2002 г.

     Вышесказанное, однако, не означает, что такая форма  прекращения устойчивой правовой связи  физического лица и государства, как лишение гражданства в  отечественном законодательстве в  настоящее время отсутствует. Под  понятие "лишение гражданства  РФ" полностью подпадают предусмотренные  в обоих законах случаи отмены решения о приеме в гражданство. В соответствии со ст. 22 Закона 2002 г. решение о приобретении лицом  гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение  принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. В данном случае имеет место именно лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина.

     На  самом же деле лишение гражданства  не противоречит демократическим принципам. Недопустимо только произвольное, т.е. не основанное на законе, общепризнанных принципах международного права  и безосновательное лишение гражданства. В частности, это подчеркивается в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где провозглашено, что "никто не может быть произвольно  лишен своего гражданства".

     Закон 1991 г. устанавливал предельный срок для  отмены решения о предоставлении лицу гражданства РФ - пять лет. По прошествии этого срока российское гражданство, полученное даже на основе фальсификации, не могло уже быть отменено. В настоящее время подобных норм в законодательстве не содержится. Кроме того, Законом 1991 г. был установлен принцип индивидуальной ответственности, и отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространялась на детей лица, получившего российское гражданство обманным путем. Исключение составлял случай, когда в судебном порядке была доказана осведомленность супруга и (или) детей о том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Закон 2002 г. ничего не говорит о характере влияния отмены решения о приобретении гражданства РФ на гражданство детей лица, лишаемого российского гражданства, если гражданство РФ ими было приобретено одновременно с ним. Учитывая данный факт, а также то, что в случае отмены решения по вопросам гражданства оно считается недействительным со дня его принятия, можно заключить, что по общему правилу отмена решения о приобретении лицом гражданства РФ влечет за собой и прекращение российского гражданства его детей.

     Правда, и здесь есть ряд изъятий, как  кажется, вполне разумных. Во-первых, гражданство  РФ ребенка не может быть прекращено даже по такому основанию, если в результате ребенок станет лицом без гражданства. Кроме того, дети не могут быть лишены гражданства РФ, если российское гражданство  сохраняет хотя бы один из их родителей. Последнее правило закреплено в  Европейской конвенции от 7 ноября 1997 г., а также вытекает из смысла Закона 2002 г.

     Проведя сравнительный анализ Законов о  гражданстве РФ 1991 и 2002 гг. в разрезе  вопросов прекращения гражданства, можно сделать следующий вывод.

     Закон 2002 г. принимался в новых историко-политических условиях, характеризующихся окончанием переходного периода российской государственности, в отличие от ранее действующего Закона 1991 г., который  принимался в период распада союзного государства и образовании на его территории новых независимых  государств. Эти факторы объясняют  многие концептуальные различия в регулировании  рассматриваемыми нормативными актами вопросов прекращения гражданства  РФ.14

     Кроме того, если Закон 1991 г., учитывая общественно-политическую обстановку, разрабатывался и принимался наспех, то у разработчиков нового Закона о гражданстве было время  на четкую проработку норм права, учет международных принципов гражданства, изложенных, в частности, в Европейской  конвенции о гражданстве. Последнее, к сожалению, не помогло избежать многих неточностей и пробелов, однако в целом позволяет сделать  вывод: новый Закон о гражданстве  более совершенен как с точки  зрения содержания, так и с точки  зрения законодательной техники  его изложения. 
 

Заключение

     Итак, мы рассмотрели основные положения, касающиеся гражданства Российской Федерации. Конечно, в рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот  огромный массив информации, имеющий  отношение к данной теме, но такая  задача и не ставилась.

     Подводя краткий итог своей курсовой работы, хочется дать краткое определение  понятию «гражданство» Российской Федерации. Так что же такое гражданство? Исходя из выше изложенного можно  сделать вывод о том, что гражданство  это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. То есть лицо, обладающее гражданством, имеет право на все права и свободы, признаваемые законом. Лицо защищено государством не только внутри страны, но и за ее пределами. 15

     Необходимо  отметить и такое достоинство  российского Закона, как широкие  основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет  исправить допущенные советской  властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч  российских граждан, составляющих честь  и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.

     Так же хочется подчеркнуть и то, что  прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей  и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в  связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.

     Специальную главу (гл.5) Закон о гражданстве  посвящает регулированию гражданства  детей при изменении гражданства  родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно  учитывая интересы ребенка в возможных  жизненных ситуациях. Исходным принципом  при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание  детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

     1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

     Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

     3 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.  - ISBN 978-5-468-00078-6

     4 Головистикова, А.Н.  Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов / А.Н. Головистикова // Законодательство и экономика. – 2005. - № 5. – С. 79

     5 Травина, О.В. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) в России "Законы России: опыт, анализ, практика. – 2006. - № 2

     6 Овчинникова А.Н. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства. / под ред.  Г.Ю. Малумов - "Деловой двор", 2009 г. - ISBN 978-5-468-00078-6

     7 Авакьян, С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы / С.А.  Авакьян // Законодательство. - 1997. - № 6. – С. 96

     8 Туманов, Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (постатейный). - ЮРКОМПАНИ, 2010 г.

     Енгибарян, Р.В. Конституционное право. - Учебник М: Юристъ. - 2000. – 492 с. - ISBN 5-7975-0274-7

     10 Перевалов, В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв ред. д. ю. н. проф. В.Д. Перевалов.- 3-е изм., и перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2005. – С. 496. – ISBN 5-89123-785-7. 

Информация о работе Прекращение гражданства РФ