Прекращение гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие гражданства………………………………………………………….5
2 Правовой статус гражданина РФ……………………………………………10
3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ……………………..15
4 Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ
законов о гражданстве 1991 и 2002 годов……………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Гражданство РФ.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

     Упрощенный - это льготный порядок приобретения российского гражданства, исключающий  в отношении определенной Законом  категории лиц требование о 5-летнем сроке проживания на территории РФ. Это право предоставляется Законом (ст. 14) лицам, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ; имели гражданство  СССР, проживали и проживают в  государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без  гражданства. Без соблюдения всех условий, предусмотренных Законом (ч. 1 ст. 13), в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются являющиеся иностранными гражданами (лицами без  гражданства) ребенок и недееспособное лицо, если: один из родителей ребенка - гражданин РФ; единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ; опекуны или попечители ребенка  или недееспособного лица являются гражданами РФ. Для приобретения в  указанном порядке гражданства  РФ во всех этих случаях родитель ребенка (являющийся гражданином РФ), опекун, попечитель ребенка или недееспособного  должен обратиться с заявлением в  соответствующий орган.9

     Восстановление  в российском гражданстве. Предусмотренный  законом порядок приобретения гражданства  лицом, которое состояло в гражданстве  данного государства, но по каким-то причинам утратило его. Такой способ приобретения гражданства РФ распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства  или утративших его без их свободного волеизъявления. По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  о гражданстве такой порядок  представляется несколько более  жестким. В соответствии с Федеральным  законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве  РФ» (ст. 15) иностранные граждане и  лица без гражданства могут быть восстановлены в российском гражданстве  в общем порядке приема в гражданство  РФ. При этом срок проживания для  такой категории лиц на территории РФ сокращается до 3 лет. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что лица, проживавшие за рубежом и лишенные гражданства РСФСР, Российской Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ, если они не заявят о своем нежелании признать это решение.

     Оптация как способ приобретения российского  гражданства. Оптация (от лат. optatio - желание) означает добровольный выбор гражданства лицом, проживающим на территории, изменившей государственную принадлежность. Федеральный закон о гражданстве (ст. 17) устанавливает, что при изменении границы РФ в соответствии с международным договором, т.е. при включении какой-либо территории в состав РФ, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные соответствующим международным договором РФ. Приобретение гражданства таким способом осуществляется без специального личного обращения (обращение требуется от тех лиц, которые по тем или иным причинам не желают приобретать российское гражданство и делают на этот счет специальное заявление) с заявлением в полномочные органы государства. Юридически приобретение гражданства путем оптации выражается выдачей паспорта гражданина РФ.10

     Как отмечалось, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» предусматривал приобретение российского гражданства в порядке  признания и путем регистрации, что не характерно для действующего Закона о гражданстве. Изменившиеся за последнее десятилетие условия делают излишними закрепление указанных обстоятельств в качестве оснований предоставления российского гражданства.

     В соответствии с Законом приобретение гражданства РФ в порядке признания  означало законодательное подтверждение  статуса гражданина РФ за лицами, проживавшими на территории РФ и состоявшими в  ее гражданстве на момент вступления в действие Закона о гражданстве, т.е. с 6 февраля 1992 г. Соответственно Закону (ст. 13) гражданами РФ признавались все  граждане бывшего СССР, постоянно  проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона. Приобретение гражданства в порядке регистрации - это упрощенный порядок приобретения лицом российского гражданства, основанного на связях с РФ его родственников либо самого ходатайствующего. Правом приобретения гражданства РФ в порядке регистрации согласно Закону от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» обладали лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии являлся гражданином РФ либо на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ; граждане бывшего СССР, проживавшие на территории государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г. и др.

     Новое законодательство о гражданстве  исчерпывающе закрепляет основания  отклонения заявлений о приеме и  восстановлении в гражданстве РФ. Закон от 31 мая 2002 г. (ст. 16) устанавливает, что заявления могут быть отклонены в отношении лиц, которые: а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, а равно иными действиями создают угрозу безопасности РФ; б) в течение 5 лет до дня обращения с заявлениями выдворялись за пределы РФ; в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; г) состоят на военной службе, службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами; е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранного государства за преступления, признаваемые таковыми российским законодательством; ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые уголовным законом РФ; з) не имеют законного источника средств к существованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов 

     В предусмотренных законом случаях  отношения гражданства могут  быть добровольно прекращены. Федеральный  закон о гражданстве (ст. 18) устанавливает, что гражданство РФ прекращается:

     а) вследствие выхода из гражданства;

     б) по иным основаниям, предусмотренным  данным Законом или международным  договором РФ. Очевидно, к таким  основаниям можно отнести отмену решения о приеме в гражданство, выбора гражданства (оптация) при изменении  государственной принадлежности территории РФ.

     Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вступил в силу 1 июля 2002 г. Он заменил действовавший более десяти лет Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I "О гражданстве Российской Федерации". Законодательство о гражданстве характеризуется относительной стабильностью, серьезные изменения здесь происходят достаточно редко. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России. В связи с этим интересен сравнительный анализ положений нового Закона и ранее действующего, касающихся прекращения гражданства РФ.

     С принятием Закона 2002 г. изменений  в перечне возможных форм прекращения  российского гражданства не произошло. Как и в Законе 1991 г., предусматриваются  выход из гражданства РФ, формы  его прекращения (которые прямо  не названы), но предполагаются утрата и лишение гражданства, а также  иные формы прекращения гражданства, которые возможны на основании международных  договоров Российской Федерации (например, оптация).

     Выход из гражданства (экспатриация) - это  прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для  несовершеннолетних). В законах о  гражданстве 1991 и 2002 гг. реализован разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя. Этот вид выхода из гражданства отличается от свободной экспатриации, представляющей собой односторонний декларативный отказ лица от гражданства и не нуждающийся в каком-либо санкционировании со стороны государства. Так, в соответствии с законодательством Соединенных Штатов Америки гражданин США может выйти из гражданства путем подачи официального отказа от гражданства перед дипломатическим или консульским чиновником Соединенных Штатов в иностранном государстве.

     С принятием Закона 2002 г. несколько  изменился перечень обстоятельств, при наличии которых выход  из гражданства РФ не допускается. Свобода  выхода из российского гражданства  РФ в настоящее время ограничена в следующих случаях.

     Во-первых, если заявитель имеет не выполненное  перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом. При этом конкретного или примерного перечня обязанностей гражданина перед Российской Федерацией в Законе нет. Из анализа действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что имеются в виду прежде всего такие конституционные обязанности гражданина РФ, как обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)*(5), а также обязанность по несению военной службы (ст. 59 Конституции РФ). В частности, это вытекает из Положения "О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ," утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, где установлено, что при выходе из гражданства РФ обязательно представляется документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов, а обязательным пунктом заявления о выходе из гражданства РФ являются сведения об отношении к военной службе.

     В Законе 1991 г. неисполнение обязанности  по несению военной службы также  рассматривалось как обстоятельство, исключающее выход из гражданства РФ, и было выделено отдельно. Правда, для этого была выбрана достаточно неудачная формулировка: "Выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания". Ошибочность ее заключалась в том, что получение повестки отнюдь не отражает обязанность лица по несению военной службы (например, в случае его освобождения от призыва на военную службу) и, наоборот, неполучение лицом повестки не свидетельствует о том, что такая обязанность отсутствует. В ныне действующем российском Законе о гражданстве эта формулировка была исключена, поэтому факт наличия у лица неисполненной обязанности по несению военной службы определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а при ее замене на альтернативную - Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданкой службе".

     Что же касается других обязанностей лица перед Российской Федерацией, неисполнение которых является препятствием к  выходу из гражданства РФ, то о них  при отсутствии прямых указаний на этот счет в Законе 2002 г. судить достаточно сложно, так как правоотношения с  участием государства, в которых  гражданин выступает обязанной  стороной, не так уж и распространены.11

     Вторым  основанием отказа в экспатриации ст. 20 Закона 2002 г. называет случай, когда  лицо привлечено компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Аналогичная норма предусматривалась и в Законе 1991 г. Указанные условия в новом Законе были сохранены, и, как кажется, справедливо, несмотря на позицию, выраженную в Европейской конвенции о гражданстве от 7 ноября 1997 г., согласно которой уголовное судебное разбирательство не имеет никакого отношения к гражданству и, как правило, может вестись даже в случае если лицо отказывается от своего гражданства происхождения.

     Наконец, в выходе из гражданства РФ будет  отказано, если лицо не имеет иного  гражданства и гарантий его приобретения. В Законе 1991 г. подобное требование не содержалось. Однако с учетом международных стандартов это условие экспатриации в настоящее время является обязательным. Европейская конвенция о гражданстве от 7 ноября 1997 г. строго установила, что каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

     Следует также обратить внимание, что в  настоящее время намерение лица, которое имеет имущественные  обязательства перед физическими  или юридическими лицами - резидентами  Российской Федерации, поселиться в  стране, не связанной с Россией  договорными обязательствами о  правовой помощи препятствием выхода из гражданства РФ вообще более не является. Думается, что исключение законодателем этого положения  вполне оправданно. Здесь требования Европейской конвенции от 7 ноября 1997 г. о недопустимости лишения гражданина права отказаться от гражданства  лишь на том основании, что против него в стране происхождения может  быть возбуждено гражданское разбирательство, в отличие от аналогичных требований применительно к уголовному судопроизводству, следует признать разумными. Для  эффективной защиты имущественных  прав юридических и физических лиц  гражданство или место проживания должника не имеет существенного  значения. Более важным является место  нахождения его имущества. К тому же в настоящее время признание  и исполнение решений российских судов по гражданским делам часто  имеет место даже в государствах, не имеющих с Российской Федерацией соглашений о правовой помощи.12

     Существует  общий и упрощенный порядок выхода из гражданства РФ, который заменяет ранее существовавшие процедуры  выхода из гражданства по ходатайству  и в порядке регистрации. При этом Законом 2002 г. установлено, что в общем порядке осуществляется выход из гражданства РФ лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и несовершеннолетних при их усыновлении иностранными гражданами, а упрощенный порядок предусмотрен для лиц, проживающих на территории иностранного государства, а также относится к случаям выхода из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином.

Информация о работе Прекращение гражданства РФ