Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа
Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие гражданства………………………………………………………….5
2 Правовой статус гражданина РФ……………………………………………10
3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ……………………..15
4 Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ
законов о гражданстве 1991 и 2002 годов……………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……
Упрощенный
- это льготный порядок приобретения
российского гражданства, исключающий
в отношении определенной Законом
категории лиц требование о 5-летнем
сроке проживания на территории РФ.
Это право предоставляется
Восстановление
в российском гражданстве. Предусмотренный
законом порядок приобретения гражданства
лицом, которое состояло в гражданстве
данного государства, но по каким-то
причинам утратило его. Такой способ
приобретения гражданства РФ распространяется
на бывших граждан РФ, лишенных гражданства
или утративших его без их свободного
волеизъявления. По сравнению с ранее
действовавшим
Оптация как способ приобретения российского гражданства. Оптация (от лат. optatio - желание) означает добровольный выбор гражданства лицом, проживающим на территории, изменившей государственную принадлежность. Федеральный закон о гражданстве (ст. 17) устанавливает, что при изменении границы РФ в соответствии с международным договором, т.е. при включении какой-либо территории в состав РФ, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные соответствующим международным договором РФ. Приобретение гражданства таким способом осуществляется без специального личного обращения (обращение требуется от тех лиц, которые по тем или иным причинам не желают приобретать российское гражданство и делают на этот счет специальное заявление) с заявлением в полномочные органы государства. Юридически приобретение гражданства путем оптации выражается выдачей паспорта гражданина РФ.10
Как
отмечалось, Закон РФ от 28 ноября 1991
г. «О гражданстве» предусматривал приобретение
российского гражданства в
В соответствии с Законом приобретение гражданства РФ в порядке признания означало законодательное подтверждение статуса гражданина РФ за лицами, проживавшими на территории РФ и состоявшими в ее гражданстве на момент вступления в действие Закона о гражданстве, т.е. с 6 февраля 1992 г. Соответственно Закону (ст. 13) гражданами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона. Приобретение гражданства в порядке регистрации - это упрощенный порядок приобретения лицом российского гражданства, основанного на связях с РФ его родственников либо самого ходатайствующего. Правом приобретения гражданства РФ в порядке регистрации согласно Закону от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» обладали лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии являлся гражданином РФ либо на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ; граждане бывшего СССР, проживавшие на территории государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г. и др.
Новое
законодательство о гражданстве
исчерпывающе закрепляет основания
отклонения заявлений о приеме и
восстановлении в гражданстве РФ.
Закон от 31 мая 2002 г. (ст. 16) устанавливает,
что заявления могут быть отклонены в
отношении лиц, которые: а) выступают за
насильственное изменение основ конституционного
строя РФ, а равно иными действиями создают
угрозу безопасности РФ; б) в течение 5
лет до дня обращения с заявлениями выдворялись
за пределы РФ; в) использовали подложные
документы или сообщили заведомо ложные
сведения; г) состоят на военной службе,
службе в органах безопасности или в правоохранительных
органах иностранного государства; д)
имеют неснятую или непогашенную судимость
за совершение умышленных преступлений
на территории РФ или за ее пределами;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными
органами РФ или иностранного государства
за преступления, признаваемые таковыми
российским законодательством; ж) осуждены
и отбывают наказание в виде лишения свободы
за действия, преследуемые уголовным законом
РФ; з) не имеют законного источника средств
к существованию.
4 Прекращение
гражданства РФ: сравнительный
анализ законов о гражданстве 1991
и 2002 годов
В
предусмотренных законом
а) вследствие выхода из гражданства;
б) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором РФ. Очевидно, к таким основаниям можно отнести отмену решения о приеме в гражданство, выбора гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории РФ.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вступил в силу 1 июля 2002 г. Он заменил действовавший более десяти лет Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I "О гражданстве Российской Федерации". Законодательство о гражданстве характеризуется относительной стабильностью, серьезные изменения здесь происходят достаточно редко. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России. В связи с этим интересен сравнительный анализ положений нового Закона и ранее действующего, касающихся прекращения гражданства РФ.
С принятием Закона 2002 г. изменений в перечне возможных форм прекращения российского гражданства не произошло. Как и в Законе 1991 г., предусматриваются выход из гражданства РФ, формы его прекращения (которые прямо не названы), но предполагаются утрата и лишение гражданства, а также иные формы прекращения гражданства, которые возможны на основании международных договоров Российской Федерации (например, оптация).
Выход из гражданства (экспатриация) - это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних). В законах о гражданстве 1991 и 2002 гг. реализован разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя. Этот вид выхода из гражданства отличается от свободной экспатриации, представляющей собой односторонний декларативный отказ лица от гражданства и не нуждающийся в каком-либо санкционировании со стороны государства. Так, в соответствии с законодательством Соединенных Штатов Америки гражданин США может выйти из гражданства путем подачи официального отказа от гражданства перед дипломатическим или консульским чиновником Соединенных Штатов в иностранном государстве.
С принятием Закона 2002 г. несколько изменился перечень обстоятельств, при наличии которых выход из гражданства РФ не допускается. Свобода выхода из российского гражданства РФ в настоящее время ограничена в следующих случаях.
Во-первых, если заявитель имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом. При этом конкретного или примерного перечня обязанностей гражданина перед Российской Федерацией в Законе нет. Из анализа действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что имеются в виду прежде всего такие конституционные обязанности гражданина РФ, как обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)*(5), а также обязанность по несению военной службы (ст. 59 Конституции РФ). В частности, это вытекает из Положения "О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ," утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, где установлено, что при выходе из гражданства РФ обязательно представляется документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов, а обязательным пунктом заявления о выходе из гражданства РФ являются сведения об отношении к военной службе.
В
Законе 1991 г. неисполнение обязанности
по несению военной службы также
рассматривалось как
Что же касается других обязанностей лица перед Российской Федерацией, неисполнение которых является препятствием к выходу из гражданства РФ, то о них при отсутствии прямых указаний на этот счет в Законе 2002 г. судить достаточно сложно, так как правоотношения с участием государства, в которых гражданин выступает обязанной стороной, не так уж и распространены.11
Вторым основанием отказа в экспатриации ст. 20 Закона 2002 г. называет случай, когда лицо привлечено компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Аналогичная норма предусматривалась и в Законе 1991 г. Указанные условия в новом Законе были сохранены, и, как кажется, справедливо, несмотря на позицию, выраженную в Европейской конвенции о гражданстве от 7 ноября 1997 г., согласно которой уголовное судебное разбирательство не имеет никакого отношения к гражданству и, как правило, может вестись даже в случае если лицо отказывается от своего гражданства происхождения.
Наконец, в выходе из гражданства РФ будет отказано, если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. В Законе 1991 г. подобное требование не содержалось. Однако с учетом международных стандартов это условие экспатриации в настоящее время является обязательным. Европейская конвенция о гражданстве от 7 ноября 1997 г. строго установила, что каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.
Следует
также обратить внимание, что в
настоящее время намерение
Существует общий и упрощенный порядок выхода из гражданства РФ, который заменяет ранее существовавшие процедуры выхода из гражданства по ходатайству и в порядке регистрации. При этом Законом 2002 г. установлено, что в общем порядке осуществляется выход из гражданства РФ лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и несовершеннолетних при их усыновлении иностранными гражданами, а упрощенный порядок предусмотрен для лиц, проживающих на территории иностранного государства, а также относится к случаям выхода из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином.