Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа
Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие гражданства………………………………………………………….5
2 Правовой статус гражданина РФ……………………………………………10
3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ……………………..15
4 Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ
законов о гражданстве 1991 и 2002 годов……………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……
2 Правовой статус гражданина РФ.
Граждане России, выступая в роли субъекта конституционного права, обладают соответствующим правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.
Правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.
Конституционно-правовой статус гражданина РФ определен Конституции РФ, международно-правовыми договорами.
В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.
1.
Принципы гражданства РФ и
правила, регулирующие вопросы
гражданства РФ, не могут содержать
положений, ограничивающих
2.
Гражданство РФ является
3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.
4.
Гражданин РФ не может быть
лишен гражданства РФ или
5.
Гражданин РФ не может быть
выслан за пределы РФ или
выдан иностранному
6.
РФ поощряет приобретение
7.
Наличие у лица гражданства
РФ либо факт наличия у лица
в прошлом гражданства СССР
определяется на основании
Заключение
или расторжение брака между
гражданином РФ и лицом, не имеющим
гражданства РФ, не влечет за собой
изменение гражданства
Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.5
Расторжение
брака также не влечет за собой
изменение гражданства
Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
1)
Президент Российской
2) МВД РФ и его территориальные органы;
3)
МИД РФ, дипломатические
В полномочия Президента России входит:
•
утверждение положений о
•
обеспечение согласованного функционирования
и взаимодействия полномочных органов,
ведающих делами о гражданстве России,
в связи с исполнением
• издание указов по вопросам гражданства России. МВД России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства России у лиц, проживающих на территории России;
б) принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления по вопросам гражданства России;
в)
проверяют факты и
г) направляют Президенту РФ документы и иные материалы по вопросам принятия гражданства;
д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства России;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства России, поданные лицами, проживающими на территории России, и принимают решения по вопросам приема в гражданство России в упрощенном порядке в соответствии с законом;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых приняты уполномоченным органом решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство России в соответствии с законом;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства России в случаях, определенных законом. Решения по вопросам гражданства России в общем порядке принимаются и рассматриваются Президентом РФ в срок до одного года.
Соотечественники - это лица, родившиеся в пределах одного государства, проживающие в настоящее время или в прошлом в нем, наделенные общностью языка, религии, культурного наследия, привязанностью к традициям и обычаям, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соответственно, под понятием «соотечественники за рубежом» Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» подразумевает четыре категории лиц: 1) граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ; 2) лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; 3) выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства либо имеющих вид на жительство, а равно ставших лицами без гражданства; 4) потомков лиц, принадлежавших к вышеуказанным трем группам, кроме потомков лиц титульных наций иностранных государств. По неофициальным данным, в результате распада СССР за пределами России оказалось от 25 до 30 млн наших соотечественников. Граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, постоянно проживающие за пределами РФ, признаются Законом соотечественниками в силу гражданской принадлежности (факт которой удостоверяется документом о принадлежности к гражданству РФ). Для лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков соотечественников признание своей принадлежности к соотечественникам является актом свободного выбора (п. 2 ст. 3 Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»). Выдачу документа (свидетельства) о принадлежности к соотечественникам осуществляют на территории РФ - органы внутренних дел по месту пребывания и письменному заявлению лица в месячный срок; за пределами РФ - дипломатические представительства, консульские учреждения. Факт признания - удостоверение статуса соотечественника - имеет правовые последствия.6
Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социально-экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, являющихся составной частью внутренней и внешней политики РФ и направленных на защиту основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам. Комплекс такого рода мер определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Согласно Закону (ст. 14) дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, где такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении наших соотечественников за рубежом является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ адекватных мер по защите интересов соотечественников (например, использование режима реторсий). С целью содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия государственные органы РФ обязываются законом оказывать помощь культурным центрам, библиотекам, архивам, музеям, театрам, творческим коллективам соотечественников, содействовать изучению ими культурного наследия РФ.
3 Основания
и порядок приобретения
гражданства РФ.
Приобретение гражданства - это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым этим законом. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» определял, что гражданство РФ приобретается:
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве РФ;
е) по иным обстоятельствам, предусмотренным законом.
Новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований приобретения российского гражданства не указывает те, которые перечислены в пунктах «а» и «в».
Приобретение гражданства по рождению. Гражданство по рождению (филиация - от лат. filius - сын) означает, что ребенок приобретает гражданство родителей либо по факту рождения на определенной территории.
Для определения гражданства по рождению применяются два принципа: а) принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и б) принцип «права почвы», означающий, что гражданство в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории независимо от гражданства родителей. Принцип «права крови» является приоритетным в странах Западной Европы, принцип «права почвы» - в США, некоторых других странах. Некоторые государства, в том числе Россия, применяют смешанную систему приобретения гражданства, при которой преобладающее «право крови» сочетается с влиянием «права почвы». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» следующим образом регулирует вопросы гражданства детей: 1) если оба родителя (или единственный родитель ребенка) являются гражданами РФ, то родившийся у них ребенок является гражданином РФ независимо от места его рождения; 2) при различном гражданстве родителей, при условии, что один из них является гражданином РФ: а) если другой родитель является лицом без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ, независимо от места рождения; б) если один из родителей - иностранец, то ребенок приобретает российское гражданство; 3) если оба родителя неизвестны, то находящийся на территории РФ ребенок признается гражданином РФ при условии, что его родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения; 4) если оба родителя состоят в гражданстве других государств, то ребенок признается гражданином РФ, если он родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ребенку своего гражданства (в этом находит отражение принцип сокращения безгражданства в РФ); 5) если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В соответствии с вышеупомянутым Законом гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет определяется соглашением родителей; если родители лишены родительских прав, то с изменением их гражданства гражданство детей не изменяется; если оба родителя или единственный родитель приобретает гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей.7
Натурализация (укоренение) как способ приобретения гражданства. Натурализация или укоренение (от лат. naturalis) есть прием в гражданство лица по его заявлению (ходатайству) при соблюдении необходимых для этого условий. Лиц, приобретающих таким способом гражданство государства, именуют натурализованными гражданами. Правовой статус таких лиц фактически не отличается от тех, кто приобретает гражданство по рождению. В то же время законодательство о гражданстве некоторых стран отдает последним некоторое преимущество (в частности, при занятии должностей в государственном аппарате, избрании депутатами и др.).8
Термин «натурализация» российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».
Федеральным
законом «О гражданстве РФ» (п. 1 ст.
13) право приобретения российского
гражданства в общем порядке
предоставлено дееспособным иностранным
гражданам и лицам без