Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:00, курсовая работа
Для того чтобы лучше понять откуда же возникли и каким образом развивались полномочия депутата в России необходимо определиться с основными понятиями, изучить основные нормативные правовые акты, регламентирующие данные вопросы, а также обратиться к историческим этапам развития статуса депутата. Особую актуальность, тема прекращения, и особенно досрочного прекращения, депутатских полномочий приобрела в наше время. Вокруг деятельности некоторых народных избранников возникают активные дискуссии по поводу лишения их депутатского мандата по различным основаниям. Все эти факторы очень интересны, их анализ и более подробное изучение поможет лучше определиться не только с процедурой возникновения и прекращения самих депутатских полномочий, но с их сутью.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты статуса депутата в России………………….4
1.1.Правовой статус депутата первой Государственной Думы России…………………………………………………………………………………6
1.2.Ретроспективный анализ статуса депутата в Советский период……………………………………………………………………...…………..10
Глава 2. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы ФС РФ…………………………………………………………………………….14
2.1.Полномочия и срок полномочий депутатов…………………………..……16
2.2.Основания и процедура прекращения полномочий депутатов…………………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..…….27
Заявление о намерении прекратить полномочия депутата Государственной Думы направляется его инициатором в адрес председателя Государственной Думы, который принимает отставку. Закон не предусматривает какого-либо срока для представления кандидатуры на замещение такого субъекта. В случае отставки депутата Государственной Думы, его замещение, как правило, производится путем введения в состав Думы других членов партийных списков.
2)избрание депутата
Указанные ограничения по занятию отдельных должностей государственной службы направлены на предотвращение столкновения интересов различных государственных структур, осуществляющих государственные функции;
3)осуществление депутатом
Государственной Думы
4)утрата депутатом
5)вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Государственной Думы;
6)вступление в законную
силу решения суда об
Профессиональная деятельность
депутатов Государственной Думы
связана с принятием решений,
обязательных в масштабе государства
для всех субъектов, что предполагает
и особую ответственность за последствия
их принятия. В этой связи законом
устанавливаются специальные
7)признание депутата
На практике в большинстве случаев объявлению гражданина умершим предшествует признание его безвестно отсутствующим, что само по себе является достаточным основанием для прекращения полномочий депутата в составе Федерального Собрания РФ;
8) смерть депутата
Данное основание является юридическим фактом, не зависящим от воли самого субъекта, связанным с полной утратой жизнеспособности, что указывает на физическую невозможность продолжения профессиональной деятельности. В этой связи смерть гражданина является безоговорочным основанием для прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
9)роспуск Государственной Думы, предусмотренный статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 111 Конституции РФ роспуск Государственной Думы допускается в случае трехкратного отказа от утверждения кандидатуры председателя Правительства, предложенной Президентом РФ. Указанная правовая норма рассматривает данное основание в качестве права Президента РФ, которое может быть и не реализовано, а произведена замена кандидатуры председателя Правительства.29
Еще одним основанием прекращения полномочий всех депутатов Государственной Думы является выражение вотума недоверия Правительству РФ. Роспуск Думы в данном случае может быть произведен при соблюдении нескольких условий: Президент РФ не согласен с решением Думы о недоверии Правительству, повторное выражение недоверия Думой в течение трехмесячного срока. При соблюдении указанных условий Президент либо принимает решение об отставке Правительства, либо распускает Думу, иной модели поведения Конституция РФ не допускает, устанавливая тем самым необходимость выбора между органами власти, состав которых Президент решит оставить неизменным.
Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Такое постановление Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а если это основание появилось в период между сессиями - не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы.
Подробно проанализировав
основания прекращения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, можно сказать, что цель работы была достигнута. Были даны основные понятия, проанализированы основные нормативные правовые акты, учтен исторический опыт.
Рассмотрев статус депутата, стоит отметить, что он развивался и возник, что вполне логично, вместе с развитием парламентаризма в нашей стране. Появление законодательного (представительного) органа явилось итогом длительного и зачастую противоречивого развития института народного представительства в России.
На разных этапах статус депутата видоизменялся в зависимости от политической системы и жизненных реалий страны.
Современная Конституция 1993 года30 коренным образом изменила всю систему государственной власти в нашей стране, закрепила её функции и порядок формирования. Перечень вопросов, которые сегодня призвана решать Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации, четко определен законодательством.
Обращая внимание на депутатов, необходимо сказать, что закрепление их прав, обязанностей и гарантий в законе очень существенно, ведь без них было бы не возможно осуществление деятельности депутата.
Необходимо и дальше идти по пути развития законодательства, регламентирующего работу всего Федерального собрания в целом и депутатов в частности. Обязательно нужно искоренять коррупцию, непрофессионализм, «сватовство» в нашем парламенте. Видеться правильным, что при оценке того или иного кандидата на должность депутата Государственной Думы должны учитываться не только те требования, которые предъявляет закон, но и его личностные качества.
Процедура прекращения полномочий депутата Государственной Думы является важным инструментом в регулировании деятельности депутата, так как в соответствие с ней депутатские полномочия могут быть прекращены досрочно, при наличии оснований указанных в законе.31 Регламентация этих полномочий и практическое применение данных норм права направлено на то, чтобы депутат осуществлял свою деятельность в соответствии с интересами граждан и государства, в противном случае он будет лишен своего мандата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
3. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919.
4.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 22.03.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 801.
6.Постановление
"По делу о проверке
конституционности положений
7.АвакьянС.А. Конституционное право России : учеб. курс: в 2 т. Т. 2 / С. А. Авакьян ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2011. – 925 с.
8.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Для вузов/М.В.Баглай – 6-е изд. – М.: Норма,2011. – 816с.
9.Белоновский В.Н. Представительство и выборы в России с древнейших времен до XVII века (теория, история, практика). М.,1999.
10. Венгеров, А.Б. Конституционное право: Учебник для юридических вузов/А.Б. Венгеров. – М.: Новый юрист, 2011.
11.Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.
12.Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917 гг.): механизм функционирования. М., 1996г.
13.Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.
14. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник/Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин; Минобразования России, Моск. гос. юрид. акад. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 608с.
15.Смоленская А.А. Сравнительный анализ статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ//Конституционное и муниципальное право.- 2012. - №6. – с.47-51
16.Конституции Российской
Федерации, [Электронный ресурс], http://constitution.garant.ru/
1 Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.- С.58-59
2Белоновский В.Н. Представительство и выборы в России с древнейших времен до XVII века(теория, история, практика). М.,1999. С.34
3 Там же. – с.37
4 Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917 гг.): механизм функционирования. М., 1996г. С.78
5 Там же. – с.80
6 Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917 гг.): механизм функционирования. М., 1996г. С.113
7 Там же. – с.121
8 Ким А.И. Народное представительство в СССР. Томск, 1982г. С.142
9
Конституции РФ,[Электронный ресурс], http://constitution.garant.ru/
10 Страшун Б.А. Социализм и демократия. Социалистическое народное представительство. М., 1979. С.76
11Конституции
РФ,[Электронный ресурс], http://constitution.garant.ru/
12
Конституции РФ,[Электронный ресурс], http://constitution.garant.ru/
13 Там же.
14 Страшун Б.А. Социализм и демократия. Социалистическое народное представительство. М., 1979. С.94
15 Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 07.05.2013)"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"/"Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
16 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
17 Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466
18,20 Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919.
19 Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 22.03.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 801.
21 Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 07.05.2013)"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"/"Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466.
22 Конституционное право России : учеб. курс: в 2 т. Т. 2 / С. А. Авакьян ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2011.с.667
23 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010. – С. 456
Информация о работе Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура