Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:00, курсовая работа
Для того чтобы лучше понять откуда же возникли и каким образом развивались полномочия депутата в России необходимо определиться с основными понятиями, изучить основные нормативные правовые акты, регламентирующие данные вопросы, а также обратиться к историческим этапам развития статуса депутата. Особую актуальность, тема прекращения, и особенно досрочного прекращения, депутатских полномочий приобрела в наше время. Вокруг деятельности некоторых народных избранников возникают активные дискуссии по поводу лишения их депутатского мандата по различным основаниям. Все эти факторы очень интересны, их анализ и более подробное изучение поможет лучше определиться не только с процедурой возникновения и прекращения самих депутатских полномочий, но с их сутью.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты статуса депутата в России………………….4
1.1.Правовой статус депутата первой Государственной Думы России…………………………………………………………………………………6
1.2.Ретроспективный анализ статуса депутата в Советский период……………………………………………………………………...…………..10
Глава 2. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы ФС РФ…………………………………………………………………………….14
2.1.Полномочия и срок полномочий депутатов…………………………..……16
2.2.Основания и процедура прекращения полномочий депутатов…………………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..…….27
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра конституционного и международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
на тему «Прекращение депутатских полномочий: основания и
процедура»
очной формы обучения
факультета, группа Ю-113Б
Подпись_________________
Люберцы
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические аспекты статуса депутата в России………………….4
1.1.Правовой статус депутата
первой Государственной Думы
России………………………………………………………………
1.2.Ретроспективный анализ
статуса депутата в Советский
период………………………………………………………………
Глава 2. Конституционно-правовой
статус депутатов Государственной Думы
ФС РФ…………………………………………………………………………
2.1.Полномочия и срок
полномочий депутатов…………………………
2.2.Основания и процедура
прекращения полномочий
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..…….
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления правового государства и все большего развития парламентаризма и демократии в России нельзя не обратить внимание на такой вопрос как депутатские полномочия. Необходимо остановиться на вопросе природы полномочий и самого статуса парламентария в нашей стране, подробно рассмотреть полномочия депутатов и процедуру прекращения их полномочий.
Мало кто из Российских
ученых и юристов-практиков
Для того чтобы лучше понять откуда же возникли и каким образом развивались полномочия депутата в России необходимо определиться с основными понятиями, изучить основные нормативные правовые акты, регламентирующие данные вопросы, а также обратиться к историческим этапам развития статуса депутата.
Особую актуальность, тема прекращения, и особенно досрочного прекращения, депутатских полномочий приобрела в наше время. Вокруг деятельности некоторых народных избранников возникают активные дискуссии по поводу лишения их депутатского мандата по различным основаниям.
Все эти факторы очень интересны, их анализ и более подробное изучение поможет лучше определиться не только с процедурой возникновения и прекращения самих депутатских полномочий, но с их сутью.
ГЛАВА 1.ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА ДЕПУТАТА В РОССИИ
Как известно, основная
задача исторической науки заключается
в том,
чтобы, опираясь на объективный анализ
выявленных факторов, дать
оптимальный прогноз развития того или
иного явления, вскрыть причины тех
или иных явлений в настоящем.
Для более полного
понимания природы статуса
«История может научить многому. Но только тех, кто желает у неё учиться. Общество должно быть закодировано на восприятие исторического опыта. Только тогда ошибки прошлого послужат уроком будущему поколению».1
Как известно, парламентаризм в современном понимании, в России появился сравнительно недавно, в 1906 году, когда была сформирована первая Государственная Дума. Очевидно, что в тоже время зародился и статус депутата со всеми его правами, обязанностями и социальными гарантиями. Рассмотрев исторические этапы развития правового статуса депутата, можно увидеть каким образом формировались права, обязанности и гарантии их деятельности.
Статус членов первой Государственной Думы во многих моментах совпадает со статусом современного депутата. Например, они обладали некоторым иммунитетом и могли быть отрешены от должности не иначе, как по решению суда.
С крахом Российской
империи и установлением
1.1.Правовой статус депутата первой Государственной Думы России
На протяжении многих веков истории России развивалось мнение о необходимости существования представительного органа. Такого органа, который мог бы ограничивать самовластие правителя, заставлять его нести ответственность перед народом за свои решения. Впервые в русской политической мысли вопрос об ответственности князя перед подданными поставил митрополит Иларион еще в XI в. в своей знаменитой работе "Слово о законе и благодати". Также о необходимости совета как органа, ограничивающего самовластие правителя, много и часто писал Максим Грек, который в своих трудах разработал ряд вопросов политической теории, затронув большой круг политико-правовых тем.2
С переходом России к абсолютизму идеи народного представительства во власти стали высказываться гораздо реже. Во второй половине XIX в. взгляды русских мыслителей на теорию разделения властей во многом совпадали с основными чертами западноевропейского конституционного государства. Многие юристы считали народное представительство проводником господства права. В избрании народного представительства должен участвовать весь народ, и не должно быть никакого разделения людей на привилегированных по отношению к праву избирать народных представителей, то есть никакого ограничения в избирательном праве. Большинство ученых-правоведов того времени подразумевали под народным представительством законодательный орган, действующий в правовом государстве. В связи с этим четко вырисовывался принцип парламентаризма как режим обязательной политической солидарности между правительством и иными органами.3
Указом от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений" в целом сохранялась избирательная система, основанная на цензовых, неравных и многостепенных выборах, которая была создана Положением от 6 августа 1905 г. Однако в соответствии с новым законом наряду с крестьянской, землевладельческой и городской появилась рабочая курия, а также значительно расширился круг избирателей по городской курии. Хотя избирательное право не было всеобщим, ни одна группа населения не лишалась права голоса.4
По актам 20 февраля 1906 г. Государственная Дума из законосовещательной превращается в законодательную, а Государственный совет преобразуется из высшего законосовещательного учреждения бюрократического характера в верхнюю законодательную палату, состоящую наполовину из выборных, наполовину из назначенных монархом членов - по 98 членов соответственно.5
Появление двухпалатной системы
в России стало важной вехой в
ее конституционной истории. Не только
Государственная Дума выполняла
функцию общенационального
Депутаты Государственной Думы при вступлении в должность давали торжественное обещание на верность императору, а не действующим в стране основным законам. Звание члена Думы было несовместимо с любой оплачиваемой должностью на государственной службе, за исключением должности министра. Провозглашались свобода слова и голосования. Усложнялся порядок возбуждения судебного преследования в отношении депутатов Государственной Думы. Статья 20 Устава Государственной Думы приравнивала правовое положение членов Думы к положению членов Государственного совета. Депутат обладает большими юридическими полномочиями в решении дел государственного значения и имеет повышенный социальный статус. Репутация его должна быть безупречна, чему служат высокие этические требования к поведению депутата, а также ряд ограничений в осуществлении профессиональной деятельности, требования финансовой отчетности, декларирования имущества, находящегося в собственности, и др.6
Также предусмотрены меры, обеспечивающие эффективное осуществление депутатом своих прав. Это и принцип неответственности депутата за высказывания и действия, осуществляемые в связи с парламентской деятельностью. Это и парламентский иммунитет - неприкосновенность депутата, он не может быть без согласия парламента или руководящих органов парламента привлечен к ответственности или арестован, исключение - кроме случаев задержаний на месте преступления. Это и специальное вознаграждение парламентария, выражаемое в довольно высоком должностном окладе и в компенсации расходов, связанных с депутатской неприкосновенностью.
Практика регламентации прекращения полномочий депутатов, помимо общих случаев (истечение срока полномочий, легитимный досрочный роспуск парламента), такова: депутат может отказаться от своего мандата по причинам личного порядка или в связи с получением поста, который по закону несовместим с депутатскими полномочиями (например, посла). Также возможно лишение депутата прав по специальному решению парламента или суда; спектр мотивации здесь - нарушение парламентской дисциплины, совершение общеуголовного преступления, политические мотивы, отмены выборов, признанных незаконными, отставки, утраты российского подданства, утраты ценза, назначения на гражданскую должность, поступления на военную службу.7
Из вышесказанного можно сделать вывод, что конституционно-правовой статус депутата первой Государственной Думы в России во многом схож с современным статусом депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Полномочия, социальные гарантии,
парламентский иммунитет и многое другое во многих аспектах схожи с теми, что существуют у депутатов в наше время.
1.2.Ретроспективный анализ статуса депутата в Советский период
Первая Конституция РСФСР 1918 года своей основной задачей ставила полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.
Она провозглашала, что вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.
Высшей властью Российской Социалистической Федеративной Республики был Всероссийский съезд Советов.
Конституция определяла порядок
формирования, полномочия и состав
центральных органов
Конституция устанавливает, что активным и пассивным избирательным правом обладают граждане, независимо от национальности, вероисповедания, оседлости, достигшие возраста 18 лет. Также в конституции закреплен порядок выборов, порядок определения их результатов и разрешения споров. Важным является закрепление положения, согласно которому избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.8
Следующая Конституция Российской Социалистической Федеративной Республики 1925 года не вводит новых существенных условий, касающихся правового положения депутатов.
Конституция РСФСР 1937 года вводит новую, важную норму, затрагивающую статус депутата. Согласно статье 36 депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета РСФСР.9
Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается общественными организациями и обществами трудящихся.
Информация о работе Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура