Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:00, курсовая работа
Для того чтобы лучше понять откуда же возникли и каким образом развивались полномочия депутата в России необходимо определиться с основными понятиями, изучить основные нормативные правовые акты, регламентирующие данные вопросы, а также обратиться к историческим этапам развития статуса депутата. Особую актуальность, тема прекращения, и особенно досрочного прекращения, депутатских полномочий приобрела в наше время. Вокруг деятельности некоторых народных избранников возникают активные дискуссии по поводу лишения их депутатского мандата по различным основаниям. Все эти факторы очень интересны, их анализ и более подробное изучение поможет лучше определиться не только с процедурой возникновения и прекращения самих депутатских полномочий, но с их сутью.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты статуса депутата в России………………….4
1.1.Правовой статус депутата первой Государственной Думы России…………………………………………………………………………………6
1.2.Ретроспективный анализ статуса депутата в Советский период……………………………………………………………………...…………..10
Глава 2. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы ФС РФ…………………………………………………………………………….14
2.1.Полномочия и срок полномочий депутатов…………………………..……16
2.2.Основания и процедура прекращения полномочий депутатов…………………………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..…….27
Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся. Он может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
В конституции 1978 года указывалось, что основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества.
Также она закрепляет положение о том, что деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.10
Во всех конституциях РСФСР закреплено кто обладает активным и пассивным избирательным правом при выборе депутатов различных уровней, закреплен срок депутатских полномочий.11
В Конституциях 1937 и 1978 годов закреплено, что выборы депутатов является всеобщими, равными и прямыми. Голосование на выборах, согласно всем конституциям, является тайным. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, имеет один голос. Все избиратели учувствуют в выборах на равных основаниях.
Конституция 1978 года отводит целую главу правовому статусу депутата - глава 12 «Народный депутат».
В ней закреплено, что депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов. В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.12
Согласно статье 102 депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и автономных республик.13
Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший
доверия избирателей, может быть
в любое время отозван по решению
большинства избирателей в
Проанализировав становление и развитие статуса депутата в советский период, можно увидеть, как постепенно он приближался к тому правому статусу, каким обладают депутаты сегодня.
В основном в данных конституциях закреплялись обязанности депутатов, но постепенно вводились и некоторые права. Немаловажным является введение такого права, как право на неприкосновенность. Последние Конституции РСФСР так же предусматривают набор определенных социальных гарантий для депутатов.
Можно проследить, что первая Конституция РСФСР практически не закрепляла правого статуса депутата и определяла лишь общие начала его деятельности, а в Конституции 1978 года правовому статусу депутата отводится целая глава. Также Конституция 1978 года отсылает к другим нормативно-правовым документам, регулирующим данный вопрос.
Все это свидетельствует о постоянной динамике и развитии, как самого статуса депутата, так и его законодательного закрепления.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРТСВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ
В настоящее время, в России, депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8.05.1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».15
Депутатом государственной думы может быть избран гражданин РФ, который достиг возраста 21 года и имеет право участвовать в выборах. Не может быть избран депутатом гражданин РФ, имеющий гражданство другого государства, вид на жительство, либо иной документ, подтверждающий право гражданина на постоянное проживание в иностранном государстве.
Стоит отметить, что деятельность депутата является профессиональной и осуществляется на постоянной основе. Лицо, являющееся депутатом, не можем заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутат государственной думы избирается по партийным спискам на определенный срок и обладает неприкосновенность в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей и по иным основаниям.
Депутату Государственной Думы предоставляются социальные гарантии. По объему социальных гарантий депутаты приравниваются к федеральному министру. К ним относятся: ежемесячное денежное вознаграждение; ежегодный оплачиваемый отпуск; зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; пенсионное обеспечение; обязательное государственное социальное страхование; жилищно-бытовое обеспечение и иные социальные гарантии, предоставляемые федеральному министру.
Депутат Государственной Думы имеет нагрудный знак и удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим его личность и полномочия.
2.1.Полномочия и срок полномочий депутатов
Полномочия депутата Государственной Думы Российской Федерации есть совокупность определенных прав и обязанностей, которые закреплены в законодательстве РФ и определяют правосубъектность депутата.
Полномочия и срок полномочий депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации определяется Конституцией РФ16, Федеральным законом от 8.05.1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»17, Федеральным законом от 18.05.2005г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»18, Регламентом Государственной Думы РФ19.
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что следует как из положений ст. 96 - 97 Конституции РФ, так и прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".20
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.21
К основным полномочиям депутата Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» относит их право законодательной инициативы.22 Группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы может вносить предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе.
Участие депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии является его обязанностью
Депутат Государственной Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, а также комитетом или комиссией, членом которой он является.
Парламентарии вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания без особого разрешения.
Депутат обладает правом инициировать парламентский или депутатский запрос.
«Парламентский запрос – право депутата, группы депутатов обратиться к определенному законом кругу органов и их должностным лицам с просьбой предоставить информацию или дать разъяснения относительно тех или иных действий. Можно сказать, что именно через запрос реализуется представительская функция депутата»23
Для осуществления своей деятельности депутату Государственной Думы в здании палаты предоставляется отдельное служебное помещение. Он имеет право пользоваться правительственной и иными видами связи для осуществления своих полномочий. Все виды почтовых и телеграфных отправлений депутатов обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
В соответствии со статьей 16 Федерального Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутат Государственной Думы пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.24
Вмешательство депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.
Важное значение имеют установленные законом гарантии получения депутатами Государственной Думы необходимой им информации. Они обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального собрания, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом, Верховным судом, Высшим арбитражным Судом РФ, Счётной палатой, иными государственными органами и общественными объединениями.25
Депутаты Государственной Думы обязаны поддерживать связь с избирателями и рассматривать их обращения. Парламентарии информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Депутату Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие дни.
Можно сделать вывод, что депутаты Государственной Думы обладают широкими полномочиями достаточными для эффективного выполнения возложенных на них задач.
2.2.Основания и
процедура прекращения
Основания и процедура
прекращения депутатских
Депутатские полномочия могут быть прекращены в связи с истечением срока полномочий депутата, а также в досрочном порядке. Срок полномочий депутата прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Различные основания досрочного прекращения полномочий депутата изложены в статье 4 вышеназванного закона.27
Полномочия депутата Государственной Думы Федерального Собрания могут быть прекращены досрочно как по инициативе самого субъекта, так и помимо его воли в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности продолжения им деятельности в составе Федерального Собрания РФ. Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.28
При определении юридического факта, являющегося основанием прекращения полномочий депутата Государственной Думы, следует учитывать, что действия в данном случае могут быть как правомерными, так и неправомерными.
Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» не содержит конкретного механизма реализации оснований, предусмотренных статьей 4 данного закона, сводя роль указанной статьи к закреплению перечня оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
К числу оснований досрочно прекращения полномочий депутатов относится:
1) письменное заявление депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
Информация о работе Прекращение депутатских полномочий: основания и процедура